Педагогический творческий проект "Играем в оркестре"(Нетрадиционные формы и методы развития музыкальности у дошкольников)
проект (подготовительная группа)

Багаутдинова Рузалия Ильдаровна

Творческий проект"Играем в оркестре"- разные виды оркестра(шумовой, "хор рук",бумажный,хрустальный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igraem_v_orkestre.docx36.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический творческий проект по теме:

                                        «Играем в оркестре»

(Нетрадиционные формы и методы развития  музыкальности у дошкольников)

                                                              Составитель: Багаутдинова  Рузалия  Ильдаровна

                                                                                                    музыкальный руководитель

                                                                     

                                                   

                                                        Верхняя Тура 

                                                      2025г

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность проекта

3. Паспорт проекта

4. Этапы реализации проекта

5. Заключение.

6.Методическое обеспечение проектной деятельности

Пояснительная записка

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Для расширения кругозора детей-дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я использую в своей практике различные формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей, которые способствуют формированию гармоничной личности.

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных,индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.

Актуальность проекта

Внутренний мир человека неповторим и разнообразен: ощущение радости и удовольствия от музицирования бесспорны. Мир звуков, окружающий нас, удивителен. Их так много, и они такие разные. И каждый звук возможно превратить в музыку. Надо только захотеть ее услышать и исполнить.

             Даже совсем маленькие дети способны создать музыкальную импровизацию. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как само детство. Экспериментирование со звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что ты можешь быть таким, каким хочешь, что окружающие тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры со  звуками – это творчество-исследование. Однако, главная ценность экспериментов со звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

            Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного музыкального опыта– опыта движения и речи; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки, как радости и удовольствия. 

               Музыкальные инструменты  для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка – это символ музыки. Тот, кто играет на нем – почти волшебник.

                Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности – детский оркестр. Это  и определило актуальность проблемы развития музыкальности ребенка посредством детского оркестра.

Одной из инновационных форм в работе «художественного-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология «Хор рук» (двигательное двухголосие), нашего современника Татьяны Боровик — русского музыковеда, педагога, исследователя. Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.).

             Следующий вид оркестра-бумажный оркестр.

Особое внимание было отведено изучению звуков бумаги и  ее свойств (горит, намокает, рвется, режется). В  процессе изучения, ребята заметили, что шуршащее свойство бумаги очень хорошо предают звуки природы (шорох листьев, дождь и даже ветер), поэтому пришла идея создания бумажного оркестра.

         На первом этапе исполнение на бумаге требует от детей некоторой подготовки и сноровки. Сначала  ребятам необходимо объяснить,  как правильно нужно держать лист, как извлекать звук (изучение приемов игры «удар» и «тремоло») и как регулировать его силу (понятие «крещендо» и «диминуэндо»). Изучая шуршащие звуки, ребята нашли ответы на вопрос «как сделать звук громче» и научились классифицировать  звуки (понятие «тихо» и «громко»).

Очень понравился детям хрустальный оркестр. Данный вид оркестра очень красив и необычен, ведь стеклянные звуки обладают очень мелодичным оттенком. Поэтому он стал наиболее любим детьми (тема «Стекло, его качества и свойства»). Для опытов с стеклянными звуками я  использовала бокалы, кружки, хрусталь, фаянс.

Ребята слушали звуки стекла и  выделяли  их качества и свойства – прозрачность, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность.

         То, что из стекла можно извлекать звуки, не для кого не ново. Однако, стекло может звучать не только при помощи удара или тремоло, но и при помощи трения. Ведь способность бокалов петь известна уже много сотен лет и  имеет очень красивое название - «голос ангелов».  Ребята узнали, что существует такой музыкальный инструмент, как кристаллофон (стеклянная гармоника), который создал  Бенжамин Франклин еще  в 1761 году. Проводя опыты с бокалами, ребята  отметили, что высота звука меняется в зависимости от количества  воды (чем больше воды, тем звук ниже).

         Поскольку стекло – это очень хрупкий материал и играть на них следует очень осторожно, то оркестровая  работа была разделена на несколько этапов. Это – объяснение, как правильно держать бокал, чтобы звук «летел» (держать за основание) и как извлекать звук при помощи палочки.

Паспорт проекта

Наименование проекта

 Педагогический творческий проект

                                «Играем в оркестре»

(нетрадиционные формы и методы развития музыкальности у дошкольников).

Основные разработчики

 Руководитель проекта: - музыкальный руководитель  Багаутдинова Рузалия  Ильдаровна

Цель проекта

Формирование у детей представления о многообразии мира музыкальных шумовых инструментов, а также пробуждение интереса (мотивация) к творческому музицированию и инструментально-игровой деятельности.

Задачи

Образовательные:

  Расширять знания о разнообразии мира звуков.

- Дать представление о разнообразии музыкальных , шумовых инструментах, а также нетрадиционных: игра на хрустальных стаканчиках, игра на бумаге,»хор рук».

- Научить приемам извлечения звуков и экспериментирования с ними.

 - формировать начала музыкальной культуры;

Развивающие:

        -развивать музыкальный слух, музыкальные способности, инициативу и стремление к импровизации во время игры на самодельных инструментах

       -расширять кругозор детей через знакомство с разнообразием музыкальных инструментов;

       -побуждать экспериментировать со звуком

       -развивать творческие способности и воображение, интерес к музыкальной деятельности.

Воспитательные:

       -воспитывать способность творческого самовыражения, учитывая индивидуальные способности ребенка.

       -вовлекать дошкольников в разнообразные виды художественно-эстетической деятельности

       -воспитывать умение взаимодействовать в коллективном музицировании.

Сроки реализации проекта

 Долгосрочный –   ноябрь 2024г. - май 2025 г.

Участники

Педагог подготовительной  группы

Воспитанники  подготовительной группы.

Родители воспитанников.

Критерии оценивания

 

Ожидаемые результаты

 Ожидаемые результаты:

-формирование   общей культуры  личности ребенка, развитие музыкальной культуры;

-формирование духовно-нравственного воспитания,  создание  единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи;

 -привлечение   родителей к сотрудничеству и реализации воспитательно-образовательного процесса.

 

Основные принципы:

1.Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

2.Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

3.Принцип интегративности — решение задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.

пп

Название ОО

Содержание

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие

Становление эстетического отношения к окружающему миру. Становление способностей дифференцированно воспринимать музыку, передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений, правильное развитие певческого дыхания; способность к импровизации под музыку с использованием знакомых  движений и построений.

Формирование начала музыкальной культуры.

Воспитывать устойчивый интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость   на музыку. Развитие музыкальной культуры, формирование духовно-нравственного воспитания. Дать представление о разнообразии музыкальных шумовых инструментах, а также нетрадиционных: игра на хрустальных стаканчиках, игра на бумаге,» «хор рук».Научить приемам извлечения звуков и экспериментирования с ними.

2

Речевое развитие

Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с помощью скороговорок, загадок,  потешек, стихов. Развивать интонационную выразительность речи.

Учить   передавать художественный текст последовательно точно  и выразительно.

Развивать голосовой аппарат.

Обогащать активный и пассивный словарь.

Развивать образную речь.

 

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей.

Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях

( спокойный, веселый, грустный, довольный ит.д. Содействовать становлению способов передачи эмоциональных состояний.

Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.

Способствовать проявлению уважения к личным правам и достоинству других людей.

Содействовать формированию социально-психологической готовности к коллективной деятельности.

4

Познавательное развитие

Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Раскрыть в ребёнке творческое начало, которое ему дала природа и  открыть  для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д.

Содействовать формированию элементов учебной деятельности (навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий)

5

Физическое развитие

Забота о психическом и физическом здоровье детей.

Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения, умения фантазировать, придумывать, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях.

Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры. Вовлекать детей в стихийное  музицирование с использованием пения, звучащих жестов, музыкальных инструментов. Формировать образно – ассоциативное мышление.

Этапы реализации проекта

 Подготовительный этап:

-подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.

Организационный этап:

-формулировка целей и задач проекта;

-определение задач воспитательно - образовательной работы;

-планирование деятельности педагога и детей;

-определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы;

 -разработка тематических интегрированных  музыкальных  занятий  и праздников с использованием разных видов оркестров(шумовой, хрустальный, бумажный, хор рук)

Основной этап:

 -реализация целей и задач проекта со всеми участниками образовательного процесса;

-проведение с детьми музыкально-дидактических игр в непрерывной образовательной деятельности

            -обучение детей приемам игры на детских музыкальных инструментах в непрерывной образовательной деятельности

- совместная игра в оркестре детей и родителей.

Заключительный этап:

          -проведение  тематических интегрированных  музыкальных  занятий  и праздников с использованием разных видов оркестров(шумовой, хрустальный, бумажный, хор рук) с привлечением родителей

         -проведение мастер-класса для педагогического сообщества города по теме:«Педагогические технологии - нетрадиционные методы и приемы в музыкальном воспитании детей» 

Содержание мероприятий по реализации проекта

Совместная деятельность муз.руководителя с детьми

Взаимодействие с семьей

               

Октябрь.

Музыкальная викторина для детей подготовительной группы.

Ноябрь

Праздничный утренник-«Осеннее путешествие»

Музыкально-тематическая программа- «Осенняя гостиная»

Декабрь

«Как Умка Новый год встречал»

«Новогодняя сказка, или приключения под Новый год»

Январь

Фольклорный праздник «Рождественские колядки»

Февраль

Музыкально-спортивная программа, посвященная 23 февраля

Март

Фольклорный праздник-«Широкая Масленица»

Развлечение к празднику 8 марта «Для наших милых мам и бабушек»

Театрализация сказки «Музыкальный теремок»

Музыкально-театрализованная программа «А у нас во дворе»

Апрель

Интегрированные итоговые занятия педагогов ДОУ

Май

    Квест-игра «Сегодня празднуем Победу», посвященная 80-летию победы в Великой Отечественной войне.

    Выпускной праздник «До свидания, город детства или летим в будущее!»

-Консультация для родителей по теме:

«Больше будешь петь, меньше будешь болеть».

-Привлечение родителей к изготовлению костюмов для  праздников и развлечений.

Привлечение родителей к подготовке и совместному участию в новогодней программе.

Участие пап и детей в командной  музыкально-спортивной программе, посвященной 23 февраля.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов, к участию мам и бабушек в музыкально-театрализованных программах.

Чествование участников СВО и детей войны в ходе квест-игры «Сегодня празднуем Победу».

Совместное участие на празднике родителей с детьми (игры, песни, игра в бумажном оркестре).

Предполагаемые     результаты:


       -развитие  творческой фантазии (могут импровизировать, подбирать различные инструменты в соответствии с образом персонажа),

       -развитие умения играть на различных шумовых инструментах, владение  различными приемами и способами извлечения звука на шумовых инструментах.

       -улучшение  музыкальной памяти и уровня  музыкального слуха,

         -реализация  своих представлений об образах (ветер, дождь, гром, идет медведь, скачет заяц и т. п.) с помощью шумовых инструментов в играх,  сказках, представлениях.

        -повышение уровня  исполнительства в ансамбле.

        -развитие творческого потенциала,

        -вовлечение родителей  в совместный творческий  процесс.

                                                               Заключение.

Основываясь на собственных  наблюдениях, я могу сказать, что дети стали активнее и внимательнее на занятиях, у них увеличился словарный запас, расширился кругозор, появилось умение объяснять полученные знания  и самое главное - дети стали с  желанием слушать разную по характеру музыку, слышать в ней особые музыкальные характеристики   и делиться своими музыкальными впечатлениями.

Проект является дополнительным импульсом к  развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимися проблемами детства, в частности таким направлением, как развития  музыкальности у дошкольников посредством нетрадиционных  форм и методов в  игре в оркестре.

Методическое сопровождение проекта.

 Музыкальные журналы «Палитра», «Музыкальный руководитель» М. Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах» Н. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких» Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду» Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа. Картотека «сказок – шумелок», стихов, потешек музыкально-дидактические игры, загадки,детская художественная литература, иллюстративный материал.

 

Оборудование проекта: музыкальный центр, компьютер, музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т.д. материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, бигуди, расчески, предметы металлической кухонной посуды, набор ключей, крупы, вода, стеклянные предметы и т.д. ) самодельные музыкальные инструменты: различные шумовые инструменты, пакет-шуршалка, рубель, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шуршунчики (маракасы) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников".

Мастер -класс для педагогов по теме : "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников. Цель6 Разучить упражнения СУ-Джок терапии, кинезиологической гимнастики, саммомассаж, ...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....

Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.В. Кудрявцева, можно выделить следующий компонентный состав творческих способностей дошкольников:творческое мышление;творч...

Презентация "Нетрадиционные формы и методы работы по  экологическому воспитанию дошкольников"

Познакомить педагогов с нетрадиционной формой и методом работы по экологическому воспитанию....

Развитие двигательной активности детей дошкольников через нетрадиционные формы и методы обучения

laquo;Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым».Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществ...