Программа кружка "Юный кулинар"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ефимова Светлана Вячеславна

Программа кружка "Юный кулинар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kulinar.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                   

   РАССМОТРЕНО                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

   Методическим советом ЦДТ                                                              Директор ЦДТ

   Протокол №__ «__»________20___                                   ________________ФИО

                                                                                                  «__»_________20_____        

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - гуманитарной направленности

«Юный кулинар»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

                                                                                Ефимова Светлана Вячеславна,

                                                                                                           воспитатель                                              

г.Лесосибирск 2021

                       

Пояснительная записка

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами кулинарии «Юный кулинар» разработана на основе педагогической концепции целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта детской деятельности М. Крухлет и практического материала книги «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» под редакцией О.В.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно -правовыми документами по дошкольному воспитанию:

1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

 2) Концепция  развития дополнительного образования детей    

  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

 3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  № 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

 4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

 5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «направлении   информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Актуальность данной программы «Юный кулинар» в том, что обучение детей старшего дошкольного возраста направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. В процессе обучения воспитанники учатся бережно и с любовью относится к своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей.Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания будет способствовать воспитанию физически нравственно здорового поколения, развитию у детей чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в погружение детей в конкретную профессию.

Отличительная особенность программы. Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя, в приближенной к реальности, игровой ситуации, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка на дошкольной ступени образования.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6до 7 лет. Программа «Юный кулинар» разработана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе - не более 25 обучающихся (4 подгруппы по 12-13 человек).

Формы и сроки освоения программы. Общеобразовательная программа«Юный кулинар» разработана на 1 год(с сентября по май). На занятиях используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы.

Уровень освоения программы: ознакомительный.

Режим занятий -2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Объем программы-72 часа.

Программа направлена на:

-формирование и развитие творческих способностей детей;

-формирование основ культуры питания;

-формирование у детей системы знаний о структуре трудового процесса и умении следовать этой структуре в ходе трудовой деятельности;

-социализацию воспитанников.

Цель программы:

-формирование знаний и умений в приготовление элементарных блюд;

-формирование позиции субъекта деятельности в процессе ознакомления  старших дошкольников с технологией приготовления элементарных блюд.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить детей со спецификой работы кружка «Юный кулинар»;

-обучить детей способам выполнения целостных трудовых процессов по приготовлению разных блюд;

-расширить спектр представлений детей о продуктах, способах их приготовления и использования в пищу;

-познакомить детей с гигиеническими правилами и правилами безопасного пользования приборами и бытовой техники, поведения на кухне.

Развивающие:

-развивать аналитические умения при использовании предметносхематических моделей предстоящей деятельности;

-развивать ряд специальных умений и навыков: пользоваться предметами труда по назначению и бытовой техникой;

-развивать фантазию, творческий подход при оформлению разных блюд;

-развивать речевые навыки: грамотно согласовывать предметы с действиями с ними, последовательно рассказывать о технологии приготовления блюда.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к процессу приготовления элементарных блюд;

-формировать осознание значимости кулинарной деятельности для людей;

-формировать основы самосознания ребенка как субъекта и специфической трудовой деятельности;

-воспитывать терпение и усидчивость, трудолюбие;

-формировать коммуникативные навыки: умение советоваться друг с другом, распределять обязанности, совместно добиваться поставленной цели.

Формы работы:

-познавательная деятельность, беседа,  экскурсия;

-коммуникация, игра;

-продуктивная деятельность;

-совместная деятельность;

-самостоятельная деятельность.

Методы, используемые для реализации программы.

Наглядные:

-экскурсии;

-наблюдения;

-рассматривание иллюстраций.

Словесные:

-чтение литературных произведений;

-беседы с алиментами диалога;

-обобщающие рассказы воспитателя;

-загадывание загадок.

Игровые:

-дидактические игры;

-настольно-печатные игры.

Практические методы:

-организация продуктивной деятельности детей;

-изготовление с детьми наглядных пособий;

-экспериментирование.

Планируемые результаты освоения программы.

По окончании программы ожидается, что воспитанники:

- овладеют умениями соблюдать правила поведения, гигиены, ОБЖ при                    приготовлении блюд, а также последовательностью выполнения трудовых операций при приготовлении разных блюд (напитков, салатов, бутербродов);

-  будут иметь представление о приготовлении многообразия блюд из овощей, фруктов;

-  будут уметь пользоваться тёркой, ножом, при помощи взрослого электроприборами (чайником, миксером, блендором);

- научаться взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

- самостоятельно готовить рабочее место;

- отбирать необходимые продукты и готовить из них элементарные блюда;

-  уметь самостоятельно и при помощи взрослого составлять рецепты блюд, называть ингредиенты;

-  знать правила пользования электроприборами и кухонной бытовой техникой;

-  уметь сервировать блюда, соблюдать правила их подачи гостям;

- самостоятельно приготовить любое знакомое блюдо, соблюдая все этапы осуществления трудового процесса.

- соотносить полученный результат с поставленной целью.  

-дети осваивают умение работать самостоятельно по одному, а также в парах.

                                        Учебный план

Название

темы

    Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Кухня детского сада

2

1

1

Опрос, анкетирование.

2

Посуда

2

1

1

Игра -квест

3

Техника безопасности и  правила гигиены

2

1

1

Решение проблемных ситуаций.

4

Фрукты

2

1

1

Викторина «Из чего готовим сок?»

5

Овощи

2

1

1

Отгадывание загадок по теме занятия.

6

Напитки

- чай «Мухи-Цокотухи».

-морс «Ягодка»,

-сок «Витаминный»,

-кисель «Загадка».

8

4

4

Практическое задание. Работа по схемам. Организация рабочего места.

7

Бытовая техника «Умные помощники».

2

1

1

Опрос.

8

Салаты.

- салат «Витаминный»;

-салат «Разноцветный винегрет»,

-салат «Лакомство гномов»,

-фруктовый салат «Дары Солнца»

-конкурс «Самый вкусный салат»

6

1

5

Беседа.Практическая работа по технологическим картам.

9

Бутерброды.

-«Кораблик»,

- «Сотовый телефон»,

-«Мой любимый  бутерброд»

4

1

3

Презентация.Практическая работа по приготовлению бутерброда.

10

Продукты. Способы их приготовления.

-«Сгруппируй продукты»,

-«Съедобные загадки»,

-«Приготовь блюдо»,

-«Скатерть самобранка».

4

2

2

Дидактическая игра «Это мы пожарим», отгадывание загадок.

11

Экскурсия «Царство кухни»

2

1

1

Экскурсия.Беседа.

12

Горячий бутерброд-сэндвич «Аппетитный»,

-тосты с джемом,

-тосты с сыром.

4

1

3

Практическое задание, приготовление бутерброда.

13

Сухарики «Ароматные»

2

1

1

Приготовление сухариков.

14

«Ах, картошечка!»

-салат «Картофельный»,

-чипсы из картофеля,

-картошка «Фри»

4

1

3

Практическое занятие.Приготовление салата, чипсов.

14

Бутерброд «Канапе»

2

1

1

Организация рабочего места. Составление рецепта с использованием карточек.

15

Питательная ценность яиц.

-Приготовление яичницы по-болгарски.

-Приготовление омлета.

-Украшения из яиц.

4

1

3

Практическое занятие. Работа по технологическим картам.

16

Пироженки  из печенья.

-«Муравейник»,

-«Картошка».

3

1

2

Беседа.Приготовление пирожного.

17

«Воздушный крем»

-белковый,

-сметанный.

3

1

2

Презентация. Работа по технологическим картам.

18

 Украшение для пирожного

2

1

1

Практическое занятие.

19

Сыр. «Откуда дырочки в сыре?».

-холодный бутерброд с сыром,

-горячий бутерброд с сыром,

-бутерброд «Ёжик»  

4

1

3

Презентация. Практическое занятие.

20

Мастер-класс «Украшение для бутерброда».

4

1

3

Практическое занятие. Конкурс

21

21

Проект «Книга любимых блюд»

4

1

3

Семейное проектирование кулинарной книги.

Содержание программы

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения — это объяснение нового материала (форма беседа). Практическая часть — изготовление блюда, их оформление; использование миксера, электрочайника, тостера и в быту (под строгим контролем взрослых). Практической части занятий отводится большая часть времени. Для преодоления у дошкольника затруднений в процессе работы педагог оказывает помощь.

Особенности РППС

Занятия проводятся в  просторной студии, оборудованной умывальниками для необходимых практических действий. Наличие на окнах теневых штор, позволяет демонстрировать презентации, фильмы с помощью проектора и ноутбука.

                               Материально - техническое оснащение:

  1. Стулья - 15 шт.
  2. Столы (детские) - 8 шт.
  3. Проектор+экран
  4. Ноутбук

     5.Познавательные видеофильмы «Весёлый этикет»

     6.Иллюстрации, фото, репродукции,

7.Технологические схемы изготовления блюд

     8.Настольно-печатные игры

     9. Разделочные доски - на каждого ребенка

    10. Детские ножи, терки – на каждого ребенка.

    11. Посуда для сервировки – на каждого ребенка

    12. Печь СВЧ

    13. Скатерть, салфетки, столовые приборы и посуда

    14. Фрукты, овощи для салатов и дегустации

    15. Фотоаппарат

                                   Список  литературы

1.  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. - М.: ЦГЛ, 2005г.

2.  Алямовская В.Г. Ребенок за столом. (Методическое пособие по формирования культурно-гигиенических навыков.) - М.: ТЦ Сфера, 2005г.

19. Губарева И.Н. Кроссворды. – М.: Хатбер -М, 2002.

3.  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / под рук. Логиновой В.В. - СП: Детство -Пресс, 2002г.

4.  Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М: Педагогическое общество России, 2002г.

5.  Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. - М.: ТЦ Сфера, 2003г.

6.  Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006г.

7.  Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. (Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «разговор о правильном питании») - Волгоград: Учитель, 2007г.

8.  Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2005г.

9.  Крулехт М. Дошкольник и рукотворный мир (пед. технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности). - СП: Детство - Пресс, 2002г.

10. Курочкина   И.Н. Современный эпитет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2001г.

11. Куцакова Л.В. Нравственно -трудовое воспитание ребенка - дошкольника. -Москва, 2004г.

12. Листова Г.С. Кружок кулинарии и культуры быта. - М.: Просвещение, 1976г.

13. Методические советы к программе «Детство» / под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. - СП: Детство -Пресс, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская математика в семейной кулинарии.

 Несложные и интересные советы по организации совместного досуга родителей с детьми на кухне.В ходе которых родители не только общаются с детьми, советуются, творчески воплощаются в новых ...

Методическая разработка -проект "Кулинары"

Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.Сформировать представления у воспитанников  о процессе приготовления пищи, последовательности трудовых...

Игра-занятие для детей 5-6 лет, имеющих речевые нарушения «Забавная кулинария»

Конспект игры-занятия  для  детей 5-6 лет, имеющих речевые нарушения «Забавная кулинария»...

"Искуcство кулинара", воспитатель Носова Н.А.

Большое внимание в работе с детьми 6-7 лет уделяется задачам всестороннего развития детей дошкольного возраста. В данном конспекте представлена работа по приобщению детей к элементарному способу...

кулинария для дошкольников дома

Когда мы хотим научить ребенка чему-нибудь, главное – не упустить нужный момент. О том, что наступил момент для обучения азам кулинарии, мы узнаем, когда ребенок спросит: "Можно я буду тебе помо...

Проект "Школа кулинаров"

Проект "Школа кулинаров"...

Групповой проект: «Кулинария малышам». Мини проект: «Вкусненький салатик».

Данная презентация разработана на основе материала и планомерной работы, которая начиналась в старшей группе (2012 - 2013 гг.).К этому проекту с большим удовольствием присоединились и родители. С помо...