Программа кружка "Юный кулинар"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом ЦДТ Директор ЦДТ
Протокол №__ «__»________20___ ________________ФИО
«__»_________20_____
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«Юный кулинар»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ефимова Светлана Вячеславна,
воспитатель
г.Лесосибирск 2021
Пояснительная записка
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами кулинарии «Юный кулинар» разработана на основе педагогической концепции целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта детской деятельности М. Крухлет и практического материала книги «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» под редакцией О.В.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно -правовыми документами по дошкольному воспитанию:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность данной программы «Юный кулинар» в том, что обучение детей старшего дошкольного возраста направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. В процессе обучения воспитанники учатся бережно и с любовью относится к своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей.Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания будет способствовать воспитанию физически нравственно здорового поколения, развитию у детей чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в погружение детей в конкретную профессию.
Отличительная особенность программы. Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя, в приближенной к реальности, игровой ситуации, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка на дошкольной ступени образования.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6до 7 лет. Программа «Юный кулинар» разработана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе - не более 25 обучающихся (4 подгруппы по 12-13 человек).
Формы и сроки освоения программы. Общеобразовательная программа«Юный кулинар» разработана на 1 год(с сентября по май). На занятиях используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Режим занятий -2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Объем программы-72 часа.
Программа направлена на:
-формирование и развитие творческих способностей детей;
-формирование основ культуры питания;
-формирование у детей системы знаний о структуре трудового процесса и умении следовать этой структуре в ходе трудовой деятельности;
-социализацию воспитанников.
Цель программы:
-формирование знаний и умений в приготовление элементарных блюд;
-формирование позиции субъекта деятельности в процессе ознакомления старших дошкольников с технологией приготовления элементарных блюд.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей со спецификой работы кружка «Юный кулинар»;
-обучить детей способам выполнения целостных трудовых процессов по приготовлению разных блюд;
-расширить спектр представлений детей о продуктах, способах их приготовления и использования в пищу;
-познакомить детей с гигиеническими правилами и правилами безопасного пользования приборами и бытовой техники, поведения на кухне.
Развивающие:
-развивать аналитические умения при использовании предметносхематических моделей предстоящей деятельности;
-развивать ряд специальных умений и навыков: пользоваться предметами труда по назначению и бытовой техникой;
-развивать фантазию, творческий подход при оформлению разных блюд;
-развивать речевые навыки: грамотно согласовывать предметы с действиями с ними, последовательно рассказывать о технологии приготовления блюда.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к процессу приготовления элементарных блюд;
-формировать осознание значимости кулинарной деятельности для людей;
-формировать основы самосознания ребенка как субъекта и специфической трудовой деятельности;
-воспитывать терпение и усидчивость, трудолюбие;
-формировать коммуникативные навыки: умение советоваться друг с другом, распределять обязанности, совместно добиваться поставленной цели.
Формы работы:
-познавательная деятельность, беседа, экскурсия;
-коммуникация, игра;
-продуктивная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Методы, используемые для реализации программы.
Наглядные:
-экскурсии;
-наблюдения;
-рассматривание иллюстраций.
Словесные:
-чтение литературных произведений;
-беседы с алиментами диалога;
-обобщающие рассказы воспитателя;
-загадывание загадок.
Игровые:
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры.
Практические методы:
-организация продуктивной деятельности детей;
-изготовление с детьми наглядных пособий;
-экспериментирование.
Планируемые результаты освоения программы.
По окончании программы ожидается, что воспитанники:
- овладеют умениями соблюдать правила поведения, гигиены, ОБЖ при приготовлении блюд, а также последовательностью выполнения трудовых операций при приготовлении разных блюд (напитков, салатов, бутербродов);
- будут иметь представление о приготовлении многообразия блюд из овощей, фруктов;
- будут уметь пользоваться тёркой, ножом, при помощи взрослого электроприборами (чайником, миксером, блендором);
- научаться взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- самостоятельно готовить рабочее место;
- отбирать необходимые продукты и готовить из них элементарные блюда;
- уметь самостоятельно и при помощи взрослого составлять рецепты блюд, называть ингредиенты;
- знать правила пользования электроприборами и кухонной бытовой техникой;
- уметь сервировать блюда, соблюдать правила их подачи гостям;
- самостоятельно приготовить любое знакомое блюдо, соблюдая все этапы осуществления трудового процесса.
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
-дети осваивают умение работать самостоятельно по одному, а также в парах.
Учебный план
№ | Название темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Кухня детского сада | 2 | 1 | 1 | Опрос, анкетирование. |
2 | Посуда | 2 | 1 | 1 | Игра -квест |
3 | Техника безопасности и правила гигиены | 2 | 1 | 1 | Решение проблемных ситуаций. |
4 | Фрукты | 2 | 1 | 1 | Викторина «Из чего готовим сок?» |
5 | Овощи | 2 | 1 | 1 | Отгадывание загадок по теме занятия. |
6 | Напитки - чай «Мухи-Цокотухи». -морс «Ягодка», -сок «Витаминный», -кисель «Загадка». | 8 | 4 | 4 | Практическое задание. Работа по схемам. Организация рабочего места. |
7 | Бытовая техника «Умные помощники». | 2 | 1 | 1 | Опрос. |
8 | Салаты. - салат «Витаминный»; -салат «Разноцветный винегрет», -салат «Лакомство гномов», -фруктовый салат «Дары Солнца» -конкурс «Самый вкусный салат» | 6 | 1 | 5 | Беседа.Практическая работа по технологическим картам. |
9 | Бутерброды. -«Кораблик», - «Сотовый телефон», -«Мой любимый бутерброд» | 4 | 1 | 3 | Презентация.Практическая работа по приготовлению бутерброда. |
10 | Продукты. Способы их приготовления. -«Сгруппируй продукты», -«Съедобные загадки», -«Приготовь блюдо», -«Скатерть самобранка». | 4 | 2 | 2 | Дидактическая игра «Это мы пожарим», отгадывание загадок. |
11 | Экскурсия «Царство кухни» | 2 | 1 | 1 | Экскурсия.Беседа. |
12 | Горячий бутерброд-сэндвич «Аппетитный», -тосты с джемом, -тосты с сыром. | 4 | 1 | 3 | Практическое задание, приготовление бутерброда. |
13 | Сухарики «Ароматные» | 2 | 1 | 1 | Приготовление сухариков. |
14 | «Ах, картошечка!» -салат «Картофельный», -чипсы из картофеля, -картошка «Фри» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие.Приготовление салата, чипсов. |
14 | Бутерброд «Канапе» | 2 | 1 | 1 | Организация рабочего места. Составление рецепта с использованием карточек. |
15 | Питательная ценность яиц. -Приготовление яичницы по-болгарски. -Приготовление омлета. -Украшения из яиц. | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие. Работа по технологическим картам. |
16 | Пироженки из печенья. -«Муравейник», -«Картошка». | 3 | 1 | 2 | Беседа.Приготовление пирожного. |
17 | «Воздушный крем» -белковый, -сметанный. | 3 | 1 | 2 | Презентация. Работа по технологическим картам. |
18 | Украшение для пирожного | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие. |
19 | Сыр. «Откуда дырочки в сыре?». -холодный бутерброд с сыром, -горячий бутерброд с сыром, -бутерброд «Ёжик» | 4 | 1 | 3 | Презентация. Практическое занятие. |
20 | Мастер-класс «Украшение для бутерброда». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие. Конкурс |
21 21 | Проект «Книга любимых блюд» | 4 | 1 | 3 | Семейное проектирование кулинарной книги. |
Содержание программы
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения — это объяснение нового материала (форма беседа). Практическая часть — изготовление блюда, их оформление; использование миксера, электрочайника, тостера и в быту (под строгим контролем взрослых). Практической части занятий отводится большая часть времени. Для преодоления у дошкольника затруднений в процессе работы педагог оказывает помощь.
Особенности РППС
Занятия проводятся в просторной студии, оборудованной умывальниками для необходимых практических действий. Наличие на окнах теневых штор, позволяет демонстрировать презентации, фильмы с помощью проектора и ноутбука.
Материально - техническое оснащение:
- Стулья - 15 шт.
- Столы (детские) - 8 шт.
- Проектор+экран
- Ноутбук
5.Познавательные видеофильмы «Весёлый этикет»
6.Иллюстрации, фото, репродукции,
7.Технологические схемы изготовления блюд
8.Настольно-печатные игры
9. Разделочные доски - на каждого ребенка
10. Детские ножи, терки – на каждого ребенка.
11. Посуда для сервировки – на каждого ребенка
12. Печь СВЧ
13. Скатерть, салфетки, столовые приборы и посуда
14. Фрукты, овощи для салатов и дегустации
15. Фотоаппарат
Список литературы
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. - М.: ЦГЛ, 2005г.
2. Алямовская В.Г. Ребенок за столом. (Методическое пособие по формирования культурно-гигиенических навыков.) - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
19. Губарева И.Н. Кроссворды. – М.: Хатбер -М, 2002.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / под рук. Логиновой В.В. - СП: Детство -Пресс, 2002г.
4. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М: Педагогическое общество России, 2002г.
5. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. - М.: ТЦ Сфера, 2003г.
6. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006г.
7. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. (Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «разговор о правильном питании») - Волгоград: Учитель, 2007г.
8. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2005г.
9. Крулехт М. Дошкольник и рукотворный мир (пед. технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности). - СП: Детство - Пресс, 2002г.
10. Курочкина И.Н. Современный эпитет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2001г.
11. Куцакова Л.В. Нравственно -трудовое воспитание ребенка - дошкольника. -Москва, 2004г.
12. Листова Г.С. Кружок кулинарии и культуры быта. - М.: Просвещение, 1976г.
13. Методические советы к программе «Детство» / под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. - СП: Детство -Пресс, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская математика в семейной кулинарии.
Несложные и интересные советы по организации совместного досуга родителей с детьми на кухне.В ходе которых родители не только общаются с детьми, советуются, творчески воплощаются в новых ...
Методическая разработка -проект "Кулинары"
Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.Сформировать представления у воспитанников о процессе приготовления пищи, последовательности трудовых...

Игра-занятие для детей 5-6 лет, имеющих речевые нарушения «Забавная кулинария»
Конспект игры-занятия для детей 5-6 лет, имеющих речевые нарушения «Забавная кулинария»...
"Искуcство кулинара", воспитатель Носова Н.А.
Большое внимание в работе с детьми 6-7 лет уделяется задачам всестороннего развития детей дошкольного возраста. В данном конспекте представлена работа по приобщению детей к элементарному способу...
кулинария для дошкольников дома
Когда мы хотим научить ребенка чему-нибудь, главное – не упустить нужный момент. О том, что наступил момент для обучения азам кулинарии, мы узнаем, когда ребенок спросит: "Можно я буду тебе помо...

Групповой проект: «Кулинария малышам». Мини проект: «Вкусненький салатик».
Данная презентация разработана на основе материала и планомерной работы, которая начиналась в старшей группе (2012 - 2013 гг.).К этому проекту с большим удовольствием присоединились и родители. С помо...

