Методики, тесты и творческие задания на выявление творческих способностей у дошкольника.
методическая разработка по рисованию

В данной теме представлены:

- Тест "Домик". Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. 

- Методика «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев)

Цель- выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Творческое задание "Покажи, как двигается, говорит"

- Методика "Птенцы и не вылупившие птенцы"

Цель- активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов

0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

2—3 балла — средний уровень; свыше 4 баллов — низкий уровень.


Методика «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев)

Цель- выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи: обогащение представлений детей о солнце; активизация детской фантазии и вербальных реакций (высказываний) детей на музыку; развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С. Прокофьева «Дождь и радуга».

Инструкция к проведению: воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.), воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной». Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных: в ходе обследования воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

- Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

- Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.

- Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице») – 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

- Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации - «Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. д.) – 5 баллов.

 Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

 Методика «Птенцы и невылупившие птенцы»

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи: обогащение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах; активизация детской фантазии и вербальных реакций (высказываний)детей на музыку; развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал: качественная аудиозапись музыки "Балет невылупившихся птенцов" из фортопеанной сюиты "Картинки с выставки"(например, в исполнении С. Рихтера),магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками на каждого ребенка.

Инструкция к проведению: воспитатель, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?". Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?". После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка"

Обработка данных: в ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

- Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает").

- Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т. е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.).

- Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика выявления конструктивных способностей старших дошкольников

Представлена методика выявления конструктивных способностей дошкольников, занимающихся техникой Оригами, таблицы для обработки данных....

Творческие задания-упражнения для развития речи старших дошкольников.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...

Программа по выявлению творческих способностей дошкольников.

Создание условий для реализации и развития творческого потенциала одарённых дошкольников....

План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников, через мероприятия, способствующие раскрытию творческого потенциала, интеллектуальных способностей

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой и физкультурно...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...

Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение №1  к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...

Конспекты творческих заданий для развития музыкальных способностей детей с ТНР

Творческие задания сособствуют формированию темпо-ритмического слуха....