нод "Посуда в Древней Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шаранова Ольга Николаевна

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_v_drevney_rusi.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда в Древней Руси» 

 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Возрастная группа старшая группа

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.  

Задачи:

Образовательные: 

  1. Приобщать детей к культуре русского народа;
  2. Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси.

Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды.

Воспитательные: 

  1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
  2. Воспитывать интерес к русским традициям; любовь к прошлому своего народа.

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов; развивать познавательный интерес, узнать что-то новое. Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа: крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.

Предварительная работа: цикл бесед на тему «Народные промыслы»  отгадывание загадок, дидактические игры,  рассматривание иллюстраций по  данной теме.

Подготовка воспитателя: Подбор иллюстративного материала. Знакомство с литературой по теме «Гончарное ремесло».  

Оборудование: «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, Игрушка - домовенок Кузя, посуда:

крынки, кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник, опарница, миска, рукомойник, горшок.  

 

Технологическая карта экскурсии по теме: «Посуда в Древней Руси»

 

Этапы  

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы,         приемы, формы

Планируемый результат

Организацио нномотивационн

ый

Создать эмоциональн ый настрой: включить детей

в

деятельность на личностно - значимом уровне.

  • Ребята, сегодня мы пришли с вами в наш мини-музей «Русская изба». Вы часто приходите сюда на экскурсии и много всего знаете о том, как жили люди в старину. Сегодня нам поможет узнать об этом наш домовенок Кузька.
  • Смотрите, ребята, а вот и домовенок Кузька вышел вас встречать. Ой, а что он нам принес? Да это же волшебный сундучок с загадками. Давайте откроем его, и попробуем отгадать Кузины загадки, узнать, о чем он хочет нам сегодня рассказать. 

 

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

Здороваются         с воспитателем. Слушают воспитателя.

Здороваются         с Кузькой, смотрят, что он принес.

Вместе         с воспитателем открывают сундучок.

Форма организации:

фронтальная. Методы: Словесный. Приемы: беседа, сюрпризный момент домовенок Кузька.

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное

включение                   в

действие

 

Основной  

Приобщать

детей         к

культуре русского народа;

 Учить детей различать и правильно называть

  • Смотрите, Кузька нам принес в сундучке         загадки.         Давайте, попробуем их отгадать.

Загадка 1.  

В земле родился,  В огне закалился,  

В печке сгодился.  

  • Правильно, это горшок - самая старая посуда. Ее научились лепить

Слушают

воспитателя.

  • Давайте, попробуем. Слушают         загадку, отгадывают:
  • Горшок

 

 

 

Форма: фронтальная Словесный:         беседа, загадки         о         посуде, используемой в быту древней         Руси, похвала. Наглядный:

предметы обихода

Дети приобщились к культуре русского народа. Умеют различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту древней Руси. Знают назначение разных

глиняную посуду,

используему ю в быту в древней Руси. Познакомить

детей         с

назначением разных видов глиняной посуды

из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Поэтому в загадке и говорится «В земле родился», где берут глину?  -  «В огне закалился» Что это значит?  

  • «В печке сгодился»  
  • Обратите внимание на форму горшка - она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами, и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании.  
  • Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например, крупу - было можно.
  • Про такую посуду наша следующая загадка.  Загадка 2  

Был ребенок - не знал пеленок,  Стал стар - пеленаться стал.  

 

 

 

 

 

 

 

  • В земле
  • Значит, его обожгли в печи
  • Значит, в нем можно готовить

 

Слушают

воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

русской         избы: глиняная посуда Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

видов посуды.

глиняной

  • Оплетенная глиняная посуда. Горшочки с ручкой назывались «кашник».  В нашем музее есть два разных кашника. Давайте мы с вами сравним: один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и другого цвета, потому, что это чернолощеная керамика. Их изготовление отличается от изготовления обычной керамической посуды. Изделия формируют, обжигают и лощат (натирают) с помощью гладкого инструмента. Потом происходит самое интересное: их помещают в печь с тлеющими головешками и, без доступа воздуха долго остужают. Изделия как бы прокаливаются и пропитываются копотью насквозь. Они хорошо держат влагу и ароматы, в них получаются вкусные блюда. (Дать детям подержать и рассмотреть горшки — кашники, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно).
  • Еще один вид горшка - это опарница. В нем готовилась опара под кислое тесто. Наливали теплую воду, клали закваску, добавляли муку и оставляли киснуть в теплом

Дети

Слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают

горшки-

 

 

 

 

 

 

 

не         могут

ответить на загадку

рассказ

 

держат кашники

и

месте.         (Дать         детям         посмотреть опарицу)

  • А сейчас мы с вами превратимся в гончаров (мастеров, которые лепят глиняную посуду). Пальчиковая гимнастика.  Глину мы сейчас достанем,  

 

 

Разминать ее мы станем,  

 

Слепим мы горшки и миски,  

 

 

Обожжем мы их для близких.  

 

 

Кушать из посуды станем,  Мы трудиться не устанем!  

  • Ребята, а в Кузином сундучке есть еще загадки.  

Загадка 3  

Там хранится молоко  И не киснет там оно.  

  • Правильно, это крынка. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала

Рассматривают опарицу.  

 

 

 

Дети         выполняют пальчиковую гимнастику. Хватательными движениями

«достают» глину.

Сжимают         и разжимают кулачки «Лепят» складывают вместе         согнутые ладошки.

Сжимают и разжимают ладошки

от себя

«Кушают»

Грозят пальчиком

 

 

 

 

-Крынка

 

Слушают

воспитателя

 

 

 

 

отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

легко обхватить рукою в узкой части. (Дать детям подержать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень

осторожно)  

  • Открываем сундучок, а там новая загадка.  Загадка 4  

Воду, квас или кисель,  

И для взрослых, для детей,  

Налить хозяин поспешил,  

В пузатый глиняный…

  • Правильно, кувшин, который есть у всех нас дома. А знаете ли вы, что у кувшина есть «брат» называют его жбан, он похож на кувшин, но отличается по форме, в нем в старину носили людям, работающим в поле воду или квас. (Дать детям

посмотреть кувшин и жбан)

 -В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете,

Дети рассматривают, держат крынку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кувшин

 

Слушают

воспитателя,

рассматривают жбан  

 

 

 

 

 

почему его так называют?

 

Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа.  

  • Снова открываем сундучок и достаем новую загадку.  

Загадка 5  

Мастера ее слепли,  

В жаркой печке закалили,  Наливают в нее суп,  Кто узнает?  

Как зовут? (миска)  

  • Нет, тарелок в старину не было, а были миски, или как их еще называли — мисы.

Загадка 6  

  • Есть последняя загадка,  Удивит ее отгадка.  С двумя носиками чайник,  На веревочке качальник.  В него воду наливают,  

Всем умыться обещают.

(Рукомойник)  

  • Правильно, ребята - это умывальник или, как его еще называли - рукомойник или рукомой. Его тоже чаще всего делали из глины. В него наливали воду, которую приносили из колодца. Под ним ставили деревянную лохань, куда сливалась вода. Считают, что два носика нужны, чтобы быстро помыть руки ребятишкам, которых в
  • Потому, что в нем хранили крупу.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Тарелка.  

Дети рассматривают миску  

 

 

 

 

 

 

 

  • Умывальник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

семьях было много. (Дать детям

 

рассмотреть рукомойник)

Дети рассматривают рукомойник

Заключитель ный  

Подвести итоги занятия и         закрепить полученные знания

  • Благодаря Кузькиным загадкам мы с вами узнали много нового о керамической посуде, которую использовали люди в деревнях. Давайте попрощаемся с домовенком. Следующий раз он приготовит для вас новые загадки.  

 

  • Ребята, наша экскурсия в минимузей «Русская изба» подошла к концу. О чем, мы с вами говорили сегодня на экскурсии, с чем познакомились?

 

 -Какие новые слова мы сегодня узнали?

 

 

 

 

  • Вам понравилась экскурсия? Захотите ли вы снова прийти в музей

«Русская изба»? Почему?

 

 

 

  • Молодцы, предлагаю вернуться в группу.

Слушают

воспитателя.

 

Прощаются с домовенком Кузькой.

 

 

  • Мы познакомились с  историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.  

 

  • Мы узнали такие слова крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.
  • Да, понравилась. Мы снова хотим прийти в музей, чтобы узнать много нового о быте русского народа.

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""

Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Путешествие по Древней Руси

Знакомство с Русским бытом....

Мужская и женская одежда в Древней Руси

Мужская и женская одежда в Древней Руси ...

« Славянская семья в Древней Руси»

  - Дать знания об образе жизни человека в древности, истории цивилизации: развитии техники, орудий труда, бытовых  предметов, развитии труда человека (профессиях)    -...

Путешествие в историю Древней Руси

Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси....

Мужская и женская одежда в древней Руси

Вызвать интерес к видам разной одежды которые носили в древней Руси мужчины и женщины....