нод "Посуда в Древней Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Посуда в Древней Руси»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Возрастная группа старшая группа
Время проведения: вторая половина дня
Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с историей глиняной посуды, о том, как назывались и для чего использовались разные виды посуды.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к культуре русского народа;
- Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси.
Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды.
Воспитательные:
- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
- Воспитывать интерес к русским традициям; любовь к прошлому своего народа.
Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов; развивать познавательный интерес, узнать что-то новое. Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Форма организации: фронтальная
Словарная работа: крынки, кувшин, жбан, кашник, крупник, опарница, рукомойник.
Предварительная работа: цикл бесед на тему «Народные промыслы» отгадывание загадок, дидактические игры, рассматривание иллюстраций по данной теме.
Подготовка воспитателя: Подбор иллюстративного материала. Знакомство с литературой по теме «Гончарное ремесло».
Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, Игрушка - домовенок Кузя, посуда:
крынки, кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник, опарница, миска, рукомойник, горшок.
Технологическая карта экскурсии по теме: «Посуда в Древней Руси»
Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, приемы, формы | Планируемый результат | |||
Организацио нномотивационн ый | Создать эмоциональн ый настрой: включить детей в деятельность на личностно - значимом уровне. |
| Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки. Здороваются с воспитателем. Слушают воспитателя. Здороваются с Кузькой, смотрят, что он принес. Вместе с воспитателем открывают сундучок. | Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный. Приемы: беседа, сюрпризный момент домовенок Кузька. | Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.
Эмоциональное включение в действие
| |||
Основной | Приобщать детей к культуре русского народа; Учить детей различать и правильно называть |
Загадка 1. В земле родился, В огне закалился, В печке сгодился.
| Слушают воспитателя.
| Форма: фронтальная Словесный: беседа, загадки о посуде, используемой в быту древней Руси, похвала. Наглядный: предметы обихода | Дети приобщились к культуре русского народа. Умеют различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту древней Руси. Знают назначение разных | |||
глиняную посуду, используему ю в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды | из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Поэтому в загадке и говорится «В земле родился», где берут глину? - «В огне закалился» Что это значит?
Был ребенок - не знал пеленок, Стал стар - пеленаться стал. |
Слушают воспитателя
| русской избы: глиняная посуда Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.
| видов посуды. | глиняной | |||
| Дети Слушают воспитателя.
Дети рассматривают горшки-
| не могут ответить на загадку рассказ
держат кашники | и | |||||
месте. (Дать детям посмотреть опарицу)
Разминать ее мы станем,
Слепим мы горшки и миски,
Обожжем мы их для близких.
Кушать из посуды станем, Мы трудиться не устанем!
Загадка 3 Там хранится молоко И не киснет там оно.
| Рассматривают опарицу.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Хватательными движениями «достают» глину. Сжимают и разжимают кулачки «Лепят» складывают вместе согнутые ладошки. Сжимают и разжимают ладошки от себя «Кушают» Грозят пальчиком
-Крынка
Слушают воспитателя
| |||||||
отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было |
| |||||||
легко обхватить рукою в узкой части. (Дать детям подержать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно)
Воду, квас или кисель, И для взрослых, для детей, Налить хозяин поспешил, В пузатый глиняный…
посмотреть кувшин и жбан) -В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете, | Дети рассматривают, держат крынку.
- Кувшин
Слушают воспитателя, рассматривают жбан
| |||||||
почему его так называют? |
| |||||||
Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа.
Загадка 5 Мастера ее слепли, В жаркой печке закалили, Наливают в нее суп, Кто узнает? Как зовут? (миска)
Загадка 6
Всем умыться обещают. (Рукомойник)
|
Дети рассматривают миску
| |||||||
семьях было много. (Дать детям |
| |||||||
рассмотреть рукомойник) | Дети рассматривают рукомойник | |||||||
Заключитель ный | Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания |
-Какие новые слова мы сегодня узнали?
«Русская изба»? Почему?
| Слушают воспитателя.
Прощаются с домовенком Кузькой.
| Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала | Формирование элементарных навыков самооценки.
Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""
Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".
Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....
« Славянская семья в Древней Руси»
- Дать знания об образе жизни человека в древности, истории цивилизации: развитии техники, орудий труда, бытовых предметов, развитии труда человека (профессиях) -...

Путешествие в историю Древней Руси
Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси....
Мужская и женская одежда в древней Руси
Вызвать интерес к видам разной одежды которые носили в древней Руси мужчины и женщины....


