«Опыт по использованию нейроигр в работе с родителями (законными представителями) и детьми в домашних условиях»
статья
Аннотация
Данная статья по использованию нейроигр в работе с родителями и детьми в домашних условиях.
В статье описывается опыт работы по использованию нейроигр в педагогической деятельности в рамках консультационного пункта, где специалисты МБДОУ учат использовать и разрабатывать нейроигры в домашних условиях.
Статья направлена на повышение профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями обновленных ФГОС и ФОП дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы педагогов консультационного центра: - оказание квалифицированной методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития; -проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии ; -оказание содействия в социализации, обеспечение успешной адаптации в бедующем при поступлении МБДОУ детей раннего и/или дошкольного возраста, в том числе , ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или ребенка-инвалида.
Теоретическая база Гончарова К. Н., Черткова А. В. «Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики». Ростов н/Д: Феникс, 2020. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Хансон , Р. Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии / Р. Хансон . - М.: Эксмо , 2011. - 615 c . Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с. Праведникова И. И. «Нейропсихология. Игры и упражнения». М.: Айрис-пресс, 2017. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми» (в двух частях). М.: Айрис-пресс, 2018.
Актуальность нейроигр для дошкольников обусловлена их эффективностью в развитии психических процессов. Эти игры задействуют мозг ребёнка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве. Нейроигры помогают диагностировать и корректировать когнитивные функции у детей. Актуальност ь
История нейроигр Пол и Гейл Деннисон Александр Романович Лурия
Цель: Развивать когнитивные процессы и мелкую моторику, ловкость и координацию движений пальцев и кистей рук обучающихся в возрасте от 2-х до 7-ми лет через синхронизацию работы полушарий головного мозга. РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТЬ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ И КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ПОСТАВЛЕННЫХ ПРАВИЛАХ ПРИ ИГРЕ РАЗВИВАТЬ ЗРИТЕЛЬНО- МОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ ПРИ СИНХРОННОМ ДВИЖЕНИИ РУК СИНХРОНИЗИРОВАТЬ РАБОТУ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ задачи СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Нейроигры – это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Виды нейроигр : - нейрогимнастика ; - нейрозарядка ; - нейродорожки ; - нейроигры ; - нейросказки ; - нейроритмика .
Как правильно организовать нейроигры дома? Создайте подходящую обстановку: выберите спокойное место без отвлекающих факторов ; Выберите оптимальное время: лучше всего заниматься утром или после дневного сна; Подготовьте необходимые материалы: ваши руки, бумагу , карандаши, мячики, кубики и т.д .
«Ладошки» «Колечко»
Нейрозарядка
Рекомендации для педагогов по использованию нейроигр . 1 . Нейроигры могут использоваться в процессе непосредственно образовательной, совместной с взрослым и самостоятельной деятельности обучающихся; 2. Для поддержания интереса картотека игр должна периодически пополняться и обновляться; 3. Выбирайте такое место для игры, которое позволит обучающимся спокойно играть, не мешая другим; 4. Перед началом игры вместе с обучающимися повторите правила поведения во время игры, правила игры. 5. Побуждайте обучающихся к самоконтролю и самооценке; 6. Не настаивайте на продолжении игры, если обучающиеся потеряли к ней интерес.
Рекомендации для родителей по проведению совместных нейроигр 1. Не отказывайте ребенку, если у него возникло желание поиграть вместе с Вами. 2. Во время игры выбирайте доброжелательный тон, не демонстрируйте ограниченность во времени. 3. В ходе игры давайте время ребенку продумать свои действия, не торопите его. 4. Недопустимо порицание, выражение недовольства. 5. Побуждайте ребенка к самоконтролю и самооценке. 6.Не настаивайте на продолжении игры, если ребенок потерял к ней интерес.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 53 «ТОПТЫЖКА»
города Рубцовска
658210, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
тел. 8 (38557) 75965
е-mail: detsad-53-2011@mail.ru
«Опыт по использованию нейроигр в работе с родителями (законными представителями) и детьми в домашних условиях»
Разработала: Ямщикова Алёна Андреевна,
педагог – психолог первой
квалификационной категории
г. Рубцовск,
2024 г.
Аннотация
Данная статья по использованию нейроигр в работе с родителями и детьми в домашних условиях.
В статье описывается опыт работы по использованию нейроигр в педагогической деятельности в рамках консультационного пункта, где специалисты МБДОУ учат использовать и разрабатывать нейроигры в домашних условиях.
Статья направлена на повышение профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями обновленных ФГОС и ФОП дошкольного образования.
Статья
На базе МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка» функционирует Консультационный центр в составе пяти специалистов.
В рамках центра педагоги ведут бесплатное консультирование родителей (законных представителей), воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 7 лет в соответствии с планом работы консультационного пункта.
Педагоги проводят индивидуальные консультации, групповые игры, занятия, семинары, круглые столы и практикумы. Приглашаем родителей (законных представителей) вместе с детьми на ярмарки и уличные развлечения такие как «Масленица», «Здравствуй лето» и т.д. В ДОУ. Каждый год организуем отдельные утренники посвященные встрече Нового года.
Каждый педагог за долго время функционирования центра подобрал для себя несколько специфик работы с обычными детьми и детьми с ОВЗ по нескольким направлениям. Я подобрала для себя методику нейроигр.
Хотела бы поделиться с вами практическим опытом одного из своих направлений «Использование нейроигр в работе с родителями (законными представителями) и детьми в домашних условиях».
Дети, которые не посещают детский сад, не в достаточной мере владеют своими руками, у них плохо скоординированы движения и развиты когнитивные процессы.
Самым главным и волнующим вопросом для меня стал: «Как же ускорить развитие когнитивных процессов и мелкой моторики рук у детей?». Это побудило меня к поиску дополнительных методик решения данной проблемы, мною была изучена следующая методическая литература, так же опыт педагогов-новаторов и вице-спикеров, были прослушаны вебинары по озвученной проблеме. Это побудило меня остановиться на - нейроиграх.
Почему нейроигра стала так актуальна именно сейчас? Раньше дети проводили большую часть времени на улице , играли в подвижные игры и прыгали через скакалку. Могли сами придумать сюжет для игры. Сейчас же реальный мир зачастую заменяется виртуальным. Им не интересны игрушки купленные родителями только вчера. Даже самые маленькие дети уже заинтересованы планшетами или телефонами оставленными родителями на видном месте.
Нейроигры сейчас актуальны, так как они эффективны для развития когнитивных и эмоциональных навыков у детей. Большинство таких игр имеют возможность подстраиваться под индивидуальные потребности ребёнка. В зависимости от уровня его развития, игра может усложняться или, наоборот, предлагать более простые задачи. Посредствам нейроигр ребёнок учится использовать все сенсорные каналы для восприятия и запоминания информации: слух, зрение и осязание. Ребёнок становится более позитивным, спокойным и уравновешенным.
Очень важно развивать у детей межполушарное взаимодействие. Целостная работа головного мозга осуществляется двумя полушариями одновременно.
Мною были подобраны задания, которые необходимо выполнять двумя руками одновременно, для детей 2-4 лет это были красочные картинки с различными дорожками, упражнения с одновременной сменой положения пальчиков, ладошек.
А для более старших детей задания несколько усложнились, мы стали использовать «Зеркальное рисование», то есть рисование, обведение по линиям, раскрашивание различных фигур одновременно двумя фломастерами, пальцами. Упражнения с нахождением и показом одинаковых предметов на правой и левой стороне карточке двумя руками и другие задания, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
История нейроигр в дошкольном образовании связана с развитием образовательной кинезиологии, направления, которое возникло на стыке разных практик и дисциплин. Его основателями являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон, которые в начале 1990-х годов создали направление «Гимнастика мозга».
Основоположником нейропсихологии и методики нероигр в России является выдающийся психолог Александр Романович Лурия. (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В. Ахутиной).
Нейроигры совершенно безопасны, подходят абсолютно всем и детям от 2 - ух летнего возраста и взрослым.
Видов нейроигр существует очень много, некоторые из них представлены на слайде. А так же игры изготовленные мною, представлены на выставке.
Всегда при работе с нейроиграми я рассказываю родителям (законным представителям) как можно организовать процесс игры дома. Для эффективного выполнения нейроигр необходимо создать комфортную атмосферу.
Ребенок должен чувствовать поддержку взрослого и не бояться делать ошибки. Очень важно, чтобы занятия проходили в игровой форме и приносили удовольствие.
Нейрогимнастика должна быть регулярной частью режима дня ребенка. Она помогает настроить мозг на активную работу и повышает способность к произвольному контролю.
Начните с простых упражнений и постепенно усложняйте задания, следя за реакцией ребенка.
Примерные игры:
1.Игра «Ладошки»
Положите руки на бёдра ладонями вниз. Затем одновременно одну руку сжимаете в кулак, а другую разжимаете.
Меняйте положение рук в определенном ритме.
- Коллеги все ли справились с заданием, всем ли было легко?
2.Игра «Колечко»
Нам необходимо поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Эти упражнения довольно простые в использовании и способствуют развитию активации межполушарного пространства, координации движений и мелкой моторики рук.
Можете пробовать создать сами две нейроигы. «Дорожки» и «Цветные ладошки».
Обратите внимание на следующее:
- визуально разделите лист на две половины вертикально.
- на стадии ознакомления обучающихся с игрой количество точек маршрута и ладошек должно быть быть минимальным;
- начинать правую сторону игры нужно с нижнего правого угла (круг), а заканчивать нужно в правом вернем углу (круг).
- оформление левой стороны игры: можно наклеивать ладошки в любом порядке вертикально.
На предложенную основу нанесите маршрут игры поделив его на две половины (наклейте круги и ладошки при помощи клея). Форма дорожки может быть разной: прямая, в форме зигзага, змейки, спирали и т. д.
Поздравляю, Вы создали игру!
Обратите внимание на следующее:
- визуально разделите лист на две половины вертикально.
- Работаете с вырезанными деталями. Оформляя левую и правую стороны игры наклеивать дорожки следует вертикально. Наклеить оринтиры рядом с дорожкой (машинки)
- Работаете фломастерами. Чертит линии – дорожки (волнистые или зигзагообразные) вертикально на листе визуально поделенном на две половины.
Поздравляю, Вы создали игру!
С помощью нейрозарядок мы формируем умение у детей чувствовать пространство, свое тело; последовательно выполнять действия, развиваем зрительно-моторную координацию (глаз-рука); формируем правильное взаимодействие ног и рук; а так же слуховое и зрительное внимание.
Сегодня мы познакомились с использованием нейроигр в работе с родителями (законными представителями) и детьми в домашних условия, создали две нейроигры «Дорожки» и «Цветные ладошки».
Хочу подчеркнуть то, что все нейроигры просты в использовании, не энергозатратны, и не крадут наше взрослое время. Игры легко изготовить дома, из подручных средств. У каждого найдутся фломастеры и бумага, может и мячики от детского сухого бассейна, веревочки, коробки от бытовой техники, стаканчики и разноцветные тарелочки.
- Рекомендации для педагогов и родителей по организации и проведению нейроигр представлены в презентации.
- Рекомендации для педагогов и родителей по организации и проведению нейроигр представлены на слайде.
Надеюсь, что мой опыт найдет применение в вашей педагогической деятельности.
Регулярное применение нейроигр в режимных моментах и в процессе самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, на улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
Список используемой литературы:
- Гончарова К. Н., Черткова А. В. «Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики». Ростов н/Д: Феникс, 2020.
- Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
- Хансон, Р. Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии / Р. Хансон. - М.: Эксмо, 2011. - 615 c.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.
- Праведникова И. И. «Нейропсихология. Игры и упражнения». М.: Айрис-пресс, 2017.
- Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми» (в двух частях). М.: Айрис-пресс, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование разных форм работы включения родителей (законных представителей) в образовательный процесс"
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)
Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...

Опыт организации просветительской работы для родителей(законных представителей), воспитывающих детей раннего, младенческого и дошкольного возраста.
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. В Законе «...

Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».
Кинезиологические упражнения помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...
Семинар практикум для родителей (законных представителей) «Развиваем речь в домашних условиях»
Цель: формировать у родителей (законных представителей) компетентность в области речевого развития детей с ОВЗ (ДЦП, ЗПР, аутизм)....

Консультация для родителей (законных представителей) "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Артикуляционная гимнастика является основой коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки ...

Консультация для родителей (законных представителей) «Речевая среда в домашних условиях»
Развитие речи ребенка зависит от окружающей среды, чем она богаче, тем интенсивнее развитие ребенка. Для детей дошкольного возраста самой развивающей средой является их дом, место, где они проводят бо...
