Таблица. Педагоги их идеи, какие у них работы и труды и использование их в современности.
материал
Педагоги их идеи, какие у них работы и труды и использование их в современности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя | Годы жизни | Идеи | Работы и труды | Использование в современности |
Сократ | 470 г до н.э. – 399 г до н.э. | Основные идеи Сократа в педагогике состояли в том, что при обучении в первую очередь необходимо обращаться к душе, которая содержит много знаний, в том числе и в области точных наук (геометрия, математика). Важно, чтобы в процессе диалога между учеников и учителем, ученик поверил в свои знания и смог их раскрыть, тем самым породив собственную «истину». | Сократ не оставил нам своих трудов. Он ничего не писал. Его мысли пересказаны Платоном и другими его учениками Ксенофонтом и Аристофаном. | Одной из ключевых идей Сократа было признание необходимости самоанализа и самокритики. Он учил людей осознать свои ошибки и недостатки, искренне признавать свою невежество. Эта идея является основополагающей для развития личности и создания гармоничного общества. В нашем быстром и суетливом мире, где поверхностность и приоритеты часто идут вразнос, мы забываем о необходимости задуматься над собой и своими поступками. |
Платон | 429 г. до н.э. – 347 г. До н.э. | Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. | «Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы». | Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром. В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя. Самая лучшая победа для человека - это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего. |
Аристотель | 384 г. до н.э. – 322 г. н.э. | Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Были выдвинуты идеи о принципиальном противопоставлении формы и «материи», о главных элементах, элементах космоса; о самобытности и противопоставлении бытия и небытия; о структурной природе бытия; о подвижности бытия и его противоречивости. | Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. | Современные педагогические труды Аристотеля используются в образовательном процессе для изучения основных принципов образования и воспитания. Его идеи о методах обучения, нравственном воспитании, ценностях и морали остаются актуальными и востребованными. Педагоги часто обращаются к его работам, таким как "Этика Никомахова", "Политика" и "Риторика", чтобы получить инсайты и рекомендации по вопросам обучения и воспитания. Некоторые из ключевых концепций Аристотеля, которые до сих пор применяются в педагогике, включают в себя идею о важности индивидуального обучения и развития, обращение к этике и нравственности, акцент на развитии логического мышления и критического мышления, идею обучения через практику и опыт, а также значимость воспитания через формирование характера и навыков. |
Эразм Роттемдамский | 28.10.1466—12.01. 1536 гг. | Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма: Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания Человека человеком делает разум Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Выступал против всякого насилия и войн Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя Ребёнку надо дать умственное и нравственное воспитание Важно физическое развитие | Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. | Сегодня педагогические труды Эразма Роттердамского, такие как "Похвала глупости" и "Размышления о воспитании детей", все еще имеют большое значение и актуальность для современных педагогов. В них он выдвигает идеи о необходимости личностного развития ученика, о важности интеллектуального и нравственного воспитания, об использовании педагогической среды для развития учащихся. Многие его идеи о саморазвитии, разумном использовании знаний и развитии критического мышления остаются актуальными и ценными для современной педагогической практики. Кроме того, его работы помогают педагогам понять исторический контекст развития педагогической мысли и принципы, которые остаются важными в любую эпоху. |
Витторино де Фельтре | 1378-- 2.02. 1446 гг. | В школе впервые применил совместное обучение мальчиков и девочек, ввёл самоуправление. Положил в основу принцип уважения личного достоинства воспитанника, использования игр и физического воспитания. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества учащихся. Стремился выявить индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание, очень высоко ценил пример в воспитании. Грамоте обучал, используя подвижные буквы, что было новым методом. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путём созерцания природы, вещей, явлений. Способных бедных детей учил бесплатно. | "Дом радости" | . Его идеи и методы обучения остаются важными для развития образования и педагогической практики. Одним из основных принципов, которым руководствовался Витторино де Фельтре, было индивидуальное обучение, учитывающее индивидуальные потребности и способности каждого ученика. Этот подход нашел свое продолжение в современных образовательных практиках, таких как дифференцированное обучение, персонализированное обучение и индивидуализация образования. Также важным аспектом в педагогических трудах Витторино де Фельтре является ориентация на развитие личности учащихся, их нравственного и эстетического воспитания. Эти идеи актуальны и в настоящее время, когда в образовании все большее внимание уделяется развитию личности и формированию ценностных ориентаций учащихся. |
Мишель Монте | 28 февраля 1533 г., 13 сентября 1592 г. | Высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств. 2. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не юриста или доктора, но прежде всего личность!!! 3. принцип справедливости!!! Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. | «Опыты» | Его методы активного обучения и уважения к личности ученика нашли свое применение в различных образовательных учреждениях. Методы Мишеля Монте, такие как самостоятельное обучение, коллективное принятие решений, респектография (метод оценки отношения учеников друг к другу), активное участие ребенка в учебном процессе, нашли свое отражение в современных педагогических практиках. Учителя и педагоги используют их для развития ученических навыков, внимания к индивидуальным потребностям каждого учащегося и создания дружественной атмосферы в классе. |
Джон Локк | 29 августа 1632 – 28 октября 1704 гг. | Решающую роль в развитии человека должна отводиться воспитанию. Главную задачу он видел в дисциплинировании характера. Главным воспитательным средством являются пример и среда, но выход из определенной среды в другую нежелателен. Душа ребенка есть чистый лист бумаги – «Tàbularasà (лат. «чистая доска»)», на кот можно написать все, что угодно. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. | Основные работы: «Опыт о человеческом разуме» (1690). «Мысли о воспитании» (1693). Локк развил новые педагогические идеи, среди которых: ребёнок от рождения не несёт в себе никаких врождённых идей и пороков; всё, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту; воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребёнок; основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель; здоровье ребёнка — первая задача воспитания; пример окружающих, упражнения ребёнка действеннее всяких слов; следует отказаться от принуждения в воспитании; польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении. | Ключевые идеи Локка, такие как акцент на рациональном подходе к образованию, важность активного взаимодействия с учениками, индивидуализация обучения и уважение к личности ученика, продолжают быть ценными для современной педагогической практики. Многие педагоги и ученые используют и адаптируют идеи Локка в своей работе, чтобы создавать более эффективные методики обучения и помогать детям развиваться в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями. Локк признавал важность взаимодействия учителя и ученика, активного освоения знаний и умений, что сегодня считается ключевыми принципами современного образования. |
Франсуа Рабле | 4 февраля 1494 – 9 апреля 1553 гг. | Человек от природы предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, которые открывают путь к постижению произведений античных авторов и научному анализу библейских текстов. Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Франсуа Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями — это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Рабле критиковал бесчеловечность и неэффективность догматического обучения в школе. Он развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. . | «Гаргантюа и Пантагрюэль» | Один из ключевых педагогических принципов, которых придерживался Рабле в своем романе, - это гуманистический подход к образованию. Рабле подчеркивал важность обучения, которое основано на изучении классических текстов, философии и науки. Он считал, что образование должно быть направлено на развитие ума, а не просто на заучивание фактов. В своем романе Рабле также использовал метод сатиры для критики общественных предрассудков и недостатков. Он высмеивал религиозный фанатизм, социальное неравенство и другие аспекты средневековой жизни. Это делало роман интересным и привлекательным для широких масс, и помогало ему распространять свои идеи о важности образования. |
Жан Жак Руссо | 28 июня 1712 – 2 июля 1778 гг. | — Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии. — Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку. — Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель. — Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться. — Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы. — Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении. — Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей. | «Рассуждение о науках и искусставх» «Рассуждения о происхождении и основании неравенства между людьми» «Юлия, или Новая Элоиза» «Исповедь» «Лебединая песня» | Также Руссо предложил идею свободного воспитания, согласно которой ребенок должен иметь возможность выбирать свою образовательную траекторию и темп обучения. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и способствует его развитию. Руссо также известен своей теорией гражданского воспитания. Он считал, что целью образования должно быть формирование гражданина, способного служить обществу и защищать свою страну. Эта идея актуальна и в современном обществе, где образование играет важную роль в формировании гражданской позиции. |
Иоганн Фридрих Гербарт | 4 мая 1776 – 14 августа 1841 гг. | Психология должна быть построена только на опыте, а её предметом должны являться факты и ощущения. Сознание базируется на трёх областях: сознание, осознание, ясность сознания. Для представления перехода из бессознательного в сознательное Гербарт использовал термин «вытеснение». Целью воспитания Гербарт считал воспитание человека гуманистически настроенного, добродетельного, уважающего установленный правопорядок и умеющего приспосабливаться к различным явлениям в обществе. Большое внимание Гербарт уделял духовному образованию, а процесс трудового воспитания он обходил стороной, объясняя это тем, что необходимо воспитывать мыслителя, а не деятеля. Введением в педагогику термина «воспитывающее обучение» мы обязаны Гербарту. Он утверждал, что самодеятельность учащегося не должна отделяться от общих знаний. | «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816; рус. пер. 1875), «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (т. 1-2, 1824-25), «Очерк лекций по педагогике» (1835)) отличаются рациональностью - Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. | Принцип индивидуализации обучения, предложенный Гербартом, предполагает, что каждый ученик должен получать образование, соответствующее его индивидуальным особенностям и потребностям. Это может включать в себя различные формы обучения, такие как индивидуальное обучение, групповое обучение или дистанционное обучение. Идеи Гербарта о педагогике нашли свое отражение в современных образовательных системах. Например, концепция воспитывающего обучения используется во многих школах и университетах, а принцип индивидуализации обучения лежит в основе многих образовательных программ. |
Фридрих Адольф Дистерверг | (29.10.1790, 7.7.1866 | целью воспитания Дистервег считал подготовку из ребенка совершенного человека. Следуя Руссо и Песталоцци, он выдвигал, таким образом, идею общечеловеческого воспитания, идею гармонического развития физических и духовных сил личности. В качестве главного средства образования Дистервег считал обучение, которое, по его мнению, должно развивать ум, возвышенные чувства человека и способность его к действию. | Из-под его пера вышли: «Спорные вопросы из области педагогики», «Письма о воспитании и обучении», «Педагогическое путешествие по Дании», «Педагогическая Германия», «Учебник космографии», «Методическое руководство к классному обучению счету» (в сотрудничестве с Гейзером), «Учебник к классному обучению счету», «Хрестоматия для обучения и чтения», «Практический курс немецкого языка». | формулировал принцип самодеятельности, который утверждает, что ученик должен активно участвовать в процессе обучения. Этот принцип находит свое применение в современных методах обучения, таких как проектное обучение и обучение через исследование. Труды Дистервега также оказали влияние на развитие педагогики в России. Его принципы культуросообразности и самодеятельности легли в основу советской системы образования, которая была одной из самых передовых в мире. Сегодня идеи Дистервега продолжают развиваться и адаптироваться к новым условиям. Его труды остаются важным источником знаний для педагогов всего мира, помогая им создавать эффективные образовательные системы и методики. |
Мария Монтнссори | 31 августа 1870 – 6 мая 1952 гг. | стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. заключаются в дозволении детям абсолютной свободы, наблюдениях за ним в естественной среде и понимание ребенка таким, какой он есть, а миссия педагога — устранение с пути ребенка препятствий, мешающих реализации его природы, при этом руководствуясь идеей: “Любая жизнь есть проявление свободной активности”. | Главные труды Монтессори: «Научная педагогика», «Мой метод», «Помоги мне это сделать самому», «Впитывающий разум ребёнка», «Дети — другие». Из медицины в педагогику, или Как появился метод Монтессори. Учась в университете, Мария подрабатывала в клинике, где занималась с маленькими детьми, у которых были отклонения в развитии. | Методика Монтессори также предполагает, что учителя должны быть не просто наставниками, но и помощниками для детей. Они должны помогать детям в их обучении, но не навязывать свои знания. Этот подход также находит свое применение в современной педагогике. Наконец, Монтессори верила в важность свободы и самостоятельности ребенка. Она считала, что дети должны иметь возможность свободно исследовать мир и принимать свои собственные решения. Этот подход также актуален и в наше время, когда многие родители стремятся дать своим детям больше свободы и возможностей для саморазвития. |
Фридрих Фребель | 21 апреля 1782 – 21 июня 1852 гг. | Ценром педагогической системы является теория игры Детская игра «зеркао жизни» в «свободное проявление внутреннего мира». Игра – мостикк от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообраной среды. Он считал, что в основе воспитания дошкольников должны быть: игра; наблюдение; практический опыт. Он разработал систему обучения, которая предусматривала использование специальных образовательных игрушек, помогающих детям развивать их навыки восприятия, логики и творчества. | Книга «Воспитание человека» (1826). В ней Фребель систематизировал свои педагогические воззрения. Теория игры. Он собрал и методически прокомментировал подвижные игры. «Дары». Это пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. | Фребель считал, что воспитание должно быть основано на игре и творчестве. Он создал множество игр и занятий, которые помогают развивать у детей фантазию, творчество и социальные навыки. Эти игры до сих пор используются в детских садах и начальных классах школ. Метод Фребеля также предполагает, что учитель должен быть другом и помощником для детей. Он должен помогать им в их развитии, но не навязывать свою точку зрения. Этот подход актуален и в современной педагогике. |
Дж. Дьюи | 20 октября 1859 г., -- 1 июня 1952 г. (92 года) | О рефексии О личности обучающегося которая находится в центре Об опыте который неразрывен с образованием О непрерывном образовании О школе « делания» О вовлечении обущающихся и практически труд» О реформировании общества челез школц О создании инструментальной педагогики | «Школа и ребенок» «Школа и общество» «Проблемы человека» «Реконструкция в философии» | Дьюи также предложил идею рефлексивного обучения, когда ученики не просто запоминают информацию, но и анализируют ее и делают выводы. Этот подход позволяет развивать критическое мышление и умение принимать решения. Идеи Дьюи о педагогике также нашли отражение в трудах других известных педагогов, таких как Мария Монтессори и Лев Выготский. Его идеи продолжают развиваться и адаптироваться к современным условиям, и его труды остаются важным источником вдохновения для педагогов по всему миру. |
Николай Иванович Пирогов | 25 ноября 1810 – 5 декабря 1881 гг. | Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. | «Избранные педагогические соченения» | антропологический принцип - ОДИН из ведущих в педагогике, а антропологическое знание - стержень профессиональной подготовки педагога. Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса. |
Константин Дмитриевич Ушинский | 2 марта 1823 – 3 января 1871 гг. | Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть системным и последовательным. Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. | «Детский мир. Хрестоматия» (1861). «Родное слово» (1864). Фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869). | Он разработал новую систему обучения, которая основывалась на принципе народности. Ушинский считал, что образование должно быть доступно для всех слоев населения, и что оно должно учитывать национальные особенности народа. Его труды до сих пор являются основой для многих современных образовательных программ. Ушинский также известен своими работами по психологии, в которых он исследовал вопросы развития личности и воспитания. |
Петр Францевич Лесгафт | 20 сентября 1837 – 28 ноября 1909 гг. | Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного по¬ступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной. | Семейное воспитание ребенка и его значение Педагогика. Избранные труды Основы теоритической анатомии | Он основал научную систему физического воспитания, которая до сих пор используется в России и других странах. Лесгафт также написал множество книг и статей по вопросам физического воспитания и здоровья, которые остаются актуальными и сегодня. |
Лев Николаевич Толстой | 9 сентября 1828 – 20 ноября 1910 гг. | Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка. Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли. | «Азбука» (1872). «Новая азбука». Четыре «Книги для чтения» (1875). «О народном образовании» (1874). | Он разработал свою собственную систему образования, основанную на идеях свободного воспитания и ненасильственного обучения. Толстой считал, что образование должно быть основано на любви и уважении к личности ребенка, а не на насилии и принуждении. Его идеи о свободном воспитании и ненасильственном обучении до сих пор находят свое применение в некоторых современных образовательных системах. Однако, стоит отметить, что не все идеи Толстого могут быть применимы в современных условиях, так как они были разработаны для определенного исторического контекста. |
Константин Николаевич Винтцель | 24 ноября 1857 г., -- 10марта 1947 г. | Общечеловеческие ценности ставить выше классовых. Школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написать «Декларацию прав ребёнка» (1917) — одну из первых в мире. В декларации провозгласить для детей равные с взрослыми свободы и права. Основой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок. Обосновать принцип автономии школы от государства. Отстаивать право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Отдать приоритет развитию воли человека. Обосновать необходимость разработки космической педагогики. Основу нравственного воспитания видеть в воспитании воли. Уделять особое внимание производительному творческому труду как средству развития воли. | «Декларация прав ребенка» | Деятельность воспитателей детского сада ученый видел в проявлении творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования. К.Н. Вентцель предлагал использовать метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения творческого искания, творчества, исследования, метод приведения ребенка к наибольшей активности, а не состояние пассивности, как это имело место быть в большинстве случаев традиционной модели воспитания. Поэтому дети, «должны сами стремиться самостоятельно доходить до разрешения всякого рода вопросов, а не спешить отвечать на них всячески поощряя их несамостоятельность в поиске решения». |
Станислав Константинович Шацкий | 1 июня 1878 г. -- 30 октября 1934 г. | организация «открытой» школы как центра воспитания детей в социальной среде. Особое внимание он обращал на организацию многообразных видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Так по Шацкому, школа должна преследовать цель развить ребенка целостно и всесторонне, выдвигая на первый план трудовую, эстетическую, умственную, физическую, социальную деятельность. | «Годы исканий». «Бодрая жизнь». «Система русского детского сада». «Учёт — основа метода» и др. | Его идеи об организации учебного процесса, роли учителя и значении игры в обучении до сих пор остаются актуальными. В современной педагогике используются многие из его методов и подходов, такие как проектное обучение, групповая работа и создание образовательной среды, которая стимулирует интерес и активность учащихся. |
Надежда Константиновна Крупская | 26 февраля 1869 – 27 февраля 1939 гг. | О воспитании нового человека: отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу. О воспитании коммунистической морали: считала, что у советских детей нужно воспитывать коммунистическое мировоззрение, большевистскую целеустремленность и высокие моральные качества. О содержании образования: считала, что преподавание каждого предмета и вся учебно-воспитательная работа в школе должны быть подчинены задачам коммунистического воспитания. О политехническом образовании и трудовом воспитании: видела в политехническом образовании путь к соединению обучения с производительным трудом, средство сочетания теории с практикой и укрепления связи школы с жизнью. О пионерском движении: считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины. О самоуправлении школьников: рассматривала самоуправление учащихся как неотъемлемую часть трудовой политехнической школы. О связи школы и семьи: считала, что воспитание в советской школе не может осуществляться в отрыве от семьи. О дошкольном воспитании: считала, что только в социалистическом обществе может быть широко поставлено общественное воспитание детей с дошкольного возраста. Как историк педагогики: критически подходила к изучению классического педагогического наследства прошлого. | «К вопросу о школьных судах» (1911). «Народное образование и демократия» (1915). «О школьном самоуправлении» (1915). «Дорога таланту» (1916). «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916). «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918). «Основные принципы единой трудовой школы» (1918). «Задачи школы 1 ступени» (1922). «Общественное воспитание» (1923). «Детское самоуправление в школе» (1930). | Методы и подходы, применяемые Крупской, были направлены на формирование самостоятельности, творческого мышления и гражданской ответственности учащихся. Ее наследие в педагогике остается актуальным и по сей день. |
Павел Петрович Блонский | 26 мая 1884 – 15 февраля 1941 гг. | Обучение и воспитание должны строиться на основе знания закономерностей развития ребёнка и уважения к его личности. Генетический метод — единственный способ воспитания и обучения, который обеспечивает органическое развитие сознания детей. Цель воспитания — всестороннее развитие в ребёнке культурно-ценной личности. Воспитатель прежде всего воспитывает тем, как он сам чувствует и делает, мыслит и говорит. Учитель должен осознавать огромное бремя ответственности перед ребёнком, обществом и культурой. | Память и мышление Педология Принципы детский и школьной педагогики. Учитель, стань человеком! | Самым существенным моментом в трудовом воспитании является развитие умения пользоваться орудиями труда. Овладевая ими, учащийся овладевает средствами подчинять природу человеческим потребностям, овладевает орудиями господства человека над природой. Сущность трудового воспитания — развитие умения пользоваться орудиями и техникой труда. |
Шалва Александрович Амонашвили | 8 марта 1931 г. (92 года), | Ученик должен ощущать себя в комфортной среде. На него нельзя кричать, пугать, унижать или оскорблять. Детей нужно любить такими, какие они есть. Нужно уважать их личность и беречь психику. Необходимо уметь встать на сторону ребёнка, взглянуть на проблему с его стороны. Нужно всячески очеловечивать среду вокруг ребёнка, делать так, чтобы он чувствовал: вокруг друзья, которые хотят добра и помогут. Необходимо воспитывать в ученике желание помочь, способность сопереживать своим товарищам. Нужно всячески способствовать постижению мира ребёнком. Необходимо читать, притом много. Чтение должно быть познавательным. Учитель должен постоянно совершенствоваться. Плохой учитель — злобный, равнодушный, недалёкий, мелочный — не имеет морального права требовать чего-либо от детей. | «Здравствуйте, дети!»; «Как живёте, дети?»; «Единство цели»; «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»; «В школу — с шести лет»; «Размышления о гуманной педагогике»; «Школа Жизни»; «Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской»; «Вера и любовь»; «Исповедь отца сыну». | Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания. Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере. Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее |
Василий Александроввич Сухомлинский | 28 сентября 1918 2 сентября 1970 гг. | Основные идеи Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение. Василий Александрович предлагал оставлять за детьми право выбора, но вместе с этим ребенок должен нести ответственность за последствия своих поступков. | « Сердце отдаю детям», «Трудные дети», «Рождение гражданин» | Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали золотым фондом отечественной педагогики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Маленькие помощники» (хозяйственно-бытовой труд с использованием таблиц)
Занятие, направленное на расширение представлений детей о хозяйственно - бытовом труде с использованием таблиц...

«Маленькие помощники» (хозяйственно-бытовой труд с использованием таблиц)
Занятие, направленное на расширение представлений дошкольников о хозяйственно - бытовом труде...
Сообщение на тему " « Современный педагог раннего возраста . Какой он?»
Сообение для педагогов....

«Аукцион идей по организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Из опыта работы»
Идеи по организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников....

Использование STEM как современной образовательной технологии в работе педагога ДОУ
Методические рекомендации для педагогов...

Консультация «Современные формы работы с родителями ДОУ. Использование ИКТ в работе с родителями»
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ....
