Консультация на тему: «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация
Современные подходы к воспитанию творческих личностей в условиях новой системы образования акцентируют развитие у дошкольников системно-логического мышления и воображения. В центре внимания — применение технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая способствует формированию у детей навыков самостоятельного поиска решений, критического и творческого мышления, а также уверенности и мотивации к познанию. Методика включает такие методы как мозговой штурм, системный анализ, морфологический анализ и другие, направленные на развитие фантазии, воображения и умения решать проблемы. Важным аспектом работы является создание безопасной психологической среды, поддержка инициативности и уважения к уникальности идей ребёнка. Внедрение технологий ТРИЗ помогает педагогам эффективно развивать любознательность и инициативу детей, создавая благоприятные условия для их интеллектуального и личностного роста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель МДОУ «Д/с №28»
Олейникова Т.А.
В современном обществе, под влиянием изменений в системе образования, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения. На данном этапе обществу требуются люди, которые способны нестандартно мыслить, быть инициативными и преобразовывать окружающую жизнь. Поэтому воспитательная работа должна быть ориентирована на развитие творческих личностей. В условиях современной системы образования особое значение приобретает развитие у детей системно-логического мышления. Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный этап для развития этого ценного качества. Воображение — одна из главных характеристик творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. В этих условиях усиленно ведутся поиски новых методов и приемов воспитания творческой личности, исследуются и внедряются в учебно – образовательный процесс дошкольных образовательных организаций новые действенные педагогические технологии, определяется их место и значимость для эмоционального и интеллектуального развития дошкольников.
В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Её методики многие исследователи называют шкoлoй твoрческoй личности, потому что девиз, изучающих ТРИЗ, «твoрчествo во всем»: в приемах решения ситуаций, в выбoре и пoстанoвке вoпрoса, в изложении материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
Ценность использования технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста состоит в следующем:
-Технология ТРИЗ предлагает инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей образовательным процессом, но и формирует умение самостоятельно проходить путь познания и освоения нового, потому что ребенок лучше всего запоминает то, что сделал сам.
-Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. В процессе освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как, я могу». Дети становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций, не пасовать перед трудностями и неудачами, легче адаптируются к любым жизненным обстоятельствам. Все эго способствует развитию продуктивного, творческого мышления, воспитанию самостоятельности.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Автор данной технологии Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи разработали алгоритм решения изобретательских задач, который заключается в следующем:
Вспомни - Додумай – Придумай
Освоение методов и приемов технологии ТРИЗ должно проходить с помощью сказок, игр, проблемных ситуаций, которые лежат в основе технологии ТРИЗ.
Вот несколько советов, как вовлечь ребенка в творческий процесс познания:
- Создавайте ребенку психологически безопасную базу.
- Поддерживайте способности ребенка к творчеству. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка.
- Будьте терпимы к «странным» идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии детей.
- Помогайте ребенку учиться уважать себя и свои идеи наряду с идеями
других детей (людей).
- Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ
Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему.
В арсенале технологии существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
В заключение следует отметить, что применение технологий ТРИЗ помогает педагогам эффективно поддерживать природную любознательность и инициативу детей, формируя у них фундаментальные навыки для последующего успешного обучения. Внедрение ТРИЗ-технологий в образовательный процесс способствует созданию благоприятной и стимулирующей среды, что повышает мотивацию и интерес детей к познанию мира. Воспитателям рекомендуется активно интегрировать данные методики в свою работу, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Упражнения на раскрытие функций предметаУпражнения на нахождение путей развития ситуацииУпражнения на выявления связей между объектами и их ресурсовИгры и тренинги на формирование у детей системного м...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст уникальный, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен традиционными представлениями о том, как все дол...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
В данной консультации собраны игры и творческие задания, которые способствуют формированию нестандартного мышления и творческой деятельности у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...
