«Предметно-пространственная среда группы как фактор развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия (младшая группа)

Камбалова Людмила Алексеевна

Выступление
«Предметно-пространственная среда группы как фактор развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predmetno_prostranstvennoy_sredy.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Добрый день уважаемые коллеги, тема моего выступления
« Предметно-пространственная среда группы как фактор развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста»

Я думаю, что каждому из нас знакома ситуация, когда разводя в сторонки ручки, к вам подходит Почемучка:

- Почему бывает дождик?

- Почему течёт вода?

- Почему кот лижет лапу?

- Почему горит звезда?

И Вы быстро в интернете

Ищете ответы детям,

Ведь, чтобы умным, рос малыш,

Точный дать ответ спешишь.

 Всем известно, что дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В этом возрасте происходит бурное развитие детей,  закладываются основы хорошего здоровья, быстрым темпом идёт накопление знаний, формируются речь, совершенствуются познавательные процессы. 

(Слайд 2) Цель и задачи.
Цель: обогащение предметно- пространственной среды для проявления познавательного интереса, гармоничного развития и саморазвития детей 3-4 лет.
Задачи:
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их потребностей и интересов.
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников( игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
- содействовать  сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно- пространственной среды в группе.

Из своего опыта, могу с уверенностью сказать, что познавательный  интерес  является  чрезвычайно  важным  в  организации образовательной  деятельности, имеет  довольно  яркую  эмоциональную  окраску,  проявляется  в  интересе  к  наблюдениям,  описаниям,  впечатлениям. 
Исследуя  и  познавая  мир,  ребенок  делает  массу  открытий,  проявляя  интерес  к  разным  областям  окружающей  его  действительности.

(Слайд 3)

  Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии познавательного интереса вся деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
В своей группе при создании образовательного пространства, я стараюсь обеспечить условия для игровой, познавательной и творческой активности своих воспитанников. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение.

(Слайд 4) Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей реализуются через разнообразные виды деятельности:

§  игровую,

§   коммуникативную,

§   трудовую,

§  познавательно – исследовательскую, продуктивную,

§   музыкально – художественную,

§  чтение художественной литературы.

Включение детей в эти виды деятельности дает возможность мне 

вариативно использовать образовательный материал.

 (Слайд 5) Именно в процессе предметно-игровых действий приобретается первый опыт общения  между детьми, осваиваются средства коммуникативного поведения. Ребенок «открывает» для себя сверстника  как делового и игрового партнера.

(Слайд 6) Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Маленькие дети очень любознательны.
С самого рождения они являются первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Для них все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием

В своей  работе,  я помогаю детям самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы. Экспериментирование позволяет  мне объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение  использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.

(Слайд 7) Совместная со взрослым, или самостоятельная деятельность ребёнка в уголке творчества очень важна. Во время экспериментирования, исследования с различными материалами, у детей развивают необходимые умения, а также формируют познавательный интерес.

(Слайд 8) Значение книги, по мере прочтения литературных произведений, рассматривании иллюстраций, у детей появляется масса вопросов, что является показателем формирования любопытства и интереса.

  (Слайд 9) Сенсорный уголок в младшей группе необходим. Игры в сенсорном уголке играют огромную роль в развитии познавательного интереса у младших дошкольников, а также развивают мелкую моторику, повышают мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности. Моя тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра, формы, величины предмета. Прежде всего, это игры, сделанные своими руками: «Спрячь мышку» (цвет), «Любопытный гномик» (форма), «Разноцветные окошки» (цвет), «Кто, где спит» (форма), «Разложим мишкам мисочки» (величина) и используем  блоки Золтана Дьенеша. С этими играми дети знакомятся на занятиях, а позже с удовольствием играют самостоятельно.

(Слайд 10) Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины

(Слайд 11) Блоки Золтана Дьенеша

(Слайд 12) Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

(Слайд 13) Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

(Слайд 14) В моей работе ,мне очень важно организовать детскую деятельность так, чтобы воспитанники  упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические достижения профессиональной деятельности (личного вклада в развитии образования) педагогического работника Черновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через проек

Практические достижения профессиональной деятельности(личного вклада в развитии образования)педагогического работникаЧерновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интересау д...

«Развитие познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста на основе знакомства с русской народной культурой»

Исследования последних лет в области народной педагогики определяют роль народных традиций в современном воспитании. Обращение к вечным духовным ценностям народа в настоящее время приобретает особую а...

Проект «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач,...

Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...

"Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста"

quot;Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация «Предметно-пространственная среда группы как фактор развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация Цель: обогащение предметно- пространственной среды для проявления познавательного интереса, гармоничного развития и саморазвития детей 3-4 лет....