Доклад на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»
методическая разработка

 Березина Е. В.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

        Добрый день коллеги! Начну свою речь словами выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». А как вы думаете, что обозначает слово «нетрадиционно»?

        Ответы коллег: слово «нетрадиционно» обозначает отклонение от устоявшихся норм и правил. Это означает отсутствие привязки к традициям, стремление к оригинальности и поиску новых путей.

        Под «нетрадиционным рисованием» мы подразумеваем применение в изобразительном искусстве неклассических техник и материалов. Такие методы позволяют детям раскрыть свой творческий потенциал, экспериментировать с формами и цветами, создавать уникальные произведения искусства.  Нетрадиционные техники обогащают художественный опыт, способствуют развитию мелкой моторики, воображения и пространственного мышления.

        Важно отметить, что нетрадиционное рисование помогает избежать шаблонов и стереотипов, поощряя индивидуальность и самовыражение каждого ребенка.

Цель: Формирование у детей раннего дошкольного возраста художественных способностей посредством творческих заданий, реализуемых с использованием нестандартных изобразительных техник и малоизвестных материалов.

Задачи:

Познавательные: ознакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.  Сформировать у детей начальные изобразительные навыки и умения.

Мотивационные: стимулировать интерес к рисованию. Развивать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

Развивающие: развивать воображение и мышление. Способствовать развитию желания экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от открытия нового.

Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

        С самого раннего возраста дети стремятся выразить свои впечатления от окружающего мира посредством изобразительной деятельности. В своей работе я активно использовала нетрадиционные техники рисования как на непосредственно образовательных занятиях, так и в режимных моментах.

        Рисование нетрадиционными методами представляет собой увлекательную и захватывающую деятельность, которая вызывает у детей удивление и восхищение. Для реализации этой практики можно использовать широкий спектр подручных материалов: зубные щетки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушки ниток, свечи и многое другое.

        Выходя на прогулку, стоит обратить внимание на то, сколько интересных природных объектов нас окружает: палочки, шишки, листья, камешки, семена растений, пух одуванчика. Все эти предметы могут быть использованы в качестве инструментов для рисования.

        Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей своей свободой – здесь нет ограничений и запретов. Ребенок может рисовать чем пожелает, как пожелает и даже изобрести собственную уникальную технику. В процессе такого творчества дети испытывают незабываемые положительные эмоции, которые являются важным индикатором их настроения, того, что их радует и огорчает.

Применение нетрадиционных методик в образовательном процессе:

  • Способствует преодолению детских страхов и формированию чувства безопасности.
  • Внушает уверенность в собственных возможностях и стимулирует стремление к самореализации.
  • Развивает пространственное мышление, что способствует более эффективному восприятию окружающего мира.
  • Формирует навыки свободного выражения творческих замыслов и реализации индивидуальных идей.
  • Стимулирует творческие поиски и нестандартные решения, способствуя развитию гибкости мышления.
  • Ознакамливает с разнообразными материалами и техниками работы с ними, расширяя кругозор.
  • Развивает эстетическое чувство, воспитывая чувство композиции, ритма, колорита и цветовосприятия.
  • Совершенствует мелкую моторику рук, что положительно сказывается на координации движений.
  • Развивает творческие способности, воображение и фантазию, способствуя всестороннему развитию личности.
  • Доставляет детям эстетическое удовольствие от процесса творчества, формируя положительное отношение к искусству.

        В ходе своей работы я применила методику обучения рисованию, ориентированную на детей раннего возраста.

        Изначально использовались знакомые и доступные детям техники: рисование пальцами и ладошками, а также рисование пальцами на песочном столе. Постепенно вводились новые техники, такие как рисование ватными палочками, губкой и пенопластом.

        Каждое занятие по отдельной технике было направлено на ознакомление детей с ее особенностями. Создание образов или сюжетов (например, «В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане Сарафан») осуществлялось на последующих занятиях.

        Для повышения эффективности занятий была использованы игровые методики:

  • художественное слово;
  • пальчиковые игры;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры;
  • музыкальное сопровождение.

Рисование пальчиками

        Рисование пальцами – это доступный и эффективный метод создания изображений. В начале обучения рекомендуется использовать один цвет, предоставляя возможность ребенку экспериментировать с различными движениями и оставлять разнообразные отпечатки. Важно продемонстрировать множество приемов рисования пальцами: от простых следов-отпечатков до сравнения отпечатков разных пальцев (например, мизинчиком изобразить маленького зайчика или мышку, а большим пальцем – лисичку), а также проводить пальцем линии (ручеек или дождь).

        Изобразительно-игровые упражнения не только позволяют ребенку показать, как шагает маленькая кошка (пальчиком) или топает большой медведь (кулачком), но и способствуют развитию воображения и идентификации себя с персонажами.

Рисование ладошкой

        В процессе занятий по рисованию ладошками дети выполняют разнообразные движения рукой: отприхлопывания, примакивания до размазывания красок.

        При этом методе рисования ребенок выступает в роли основного создателя произведения, а педагог действует как помощник, который может добавить незначительные детали или предложить способы их исполнения. Таким образом, под руководством взрослого у ребенка появляется возможность создать изображения животных – птицы, кошки, петушка, слоненка и др.

Рисование ватными палочками

        Использование ватных палочек для рисования является чрезвычайно простым процессом. Для этого необходимо опустить палочку в воду, затем окунуть её в краску и поставить точки на листе бумаги.

        Выбор сюжета для изображения: небо с солнцем, деревенский домик, река, автомобили, куклы – всё это может стать объектом творчества.

        Ключевым фактором успеха в данном виде искусства является наличие желания и стремления к самовыражению.

Рисование губкой

        Существует распространённое заблуждение, что для рисования красками всегда необходима кисть. Однако, это не так. В качестве альтернативы можно использовать обычную губку.

        Рекомендуется изготовить из неё разнообразные геометрические фигуры малого размера. Такой инструмент готов к использованию: его можно окунуть в краску и посредством штамповки нанести на поверхность красные треугольники, жёлтые круги, зелёные квадраты.

        Важно отметить, что губка, в отличие от ваты, хорошо поддаётся очистке.

Оттиск пенопластом

        Ребенок создает отпечатки с помощью пенопластовой формы, нанося ее на краску и затем оставляя след на бумаге. Для получения различных цветов используются разные емкости с краской и пенопластовые формы.

        Техника рисования пенопластом представляет собой инновационный подход к изобразительному искусству, который только начинает осваиваться детьми.

        Тампонирование, или оттиск, является одной из разновидностей этой техники. Для выполнения этой увлекательной задачи можно использовать тампон, изготовленный из марли, поролона, пенопласта или смятой бумаги. Набирая краску на тампон, дети мягкими прикосновениями к бумаге создают изображения пушистых, легких, воздушных, прозрачных или колючих объектов.

        Данная техника особенно подходит для рисования животных, поскольку позволяет передать фактуру их пушистой поверхности.

        Каждая из перечисленных методик представляет собой своеобразный игровой прием. Применение подобных техник способствует созданию комфортной и непринужденной атмосферы для детей, поощряя их проявление смелости, искренности и творческого мышления. Данные техники предоставляют детям неограниченные возможности для самовыражения.

        В процессе взаимодействия с родителями воспитанников я систематически организую выставки детских рисунков. Данные мероприятия предоставляют родителям возможность ознакомиться с творческими работами своих детей, способствуя тем самым росту их интереса к художественному творчеству. В рамках выставок проводятся беседы и консультации.

        Результаты моей педагогической деятельности в данном направлении выразились в следующем:

  • Повышение активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности.
  • Формирование умения находить нестандартные способы художественного изображения.
  • Развитие способности передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Среди достижений моей работы следует отметить:

  • Успешное участие воспитанников в интернет-конкурсах, что было отмечено дипломами и сертификатами.
  • Радость от детского вопроса: «А мы еще будем так рисовать?». Это свидетельствует о том, что ребенку понравился процесс рисования и он изъявляет желание продолжить заниматься данной деятельностью. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста».

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью этого возраста....

Доклад на тему: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста"

      Каждый ребёнок по своей природе – творец и экспериментатор. Формирование многократной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей он...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают малышу 2 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прек...