План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»
Воспитатель: Березина Е.В
Актуальность темы
Раннее детство играет ключевую роль в формировании психических процессов. В этот период особое значение имеет рисунок, являясь как увлекательным, так и сложным процессом. Педагоги, используя разнообразные техники рисования, в том числе нетрадиционные, способствуют развитию любви к изобразительному искусству и пробуждают интерес к рисованию у детей. В условиях детского сада может быть реализовано множество методов и приемов нетрадиционного рисования.
Многие исследователи полагают, что ознакомление детей с нетрадиционными видами рисования возможно с раннего возраста. При этом степень участия педагога в процессе может варьироваться в зависимости от выбранной техники.
Необычность нетрадиционных методов рисования заключается в возможности быстрого достижения желаемого результата. Разнообразие техник позволяет каждому ребёнку найти наиболее привлекательный для себя способ творчества: кто-то с удовольствием будет рисовать пальчиками или ладошкой, а кому-то интереснее использовать мятую бумагу или расчёску.
Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка:
- Развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
- Формированию творческих способностей, воображения и нестандартного мышления.
- Стимуляции познавательного интереса и творческого самовыражения.
- Повышению внимания, усидчивости и пространственной ориентировки на листе бумаги.
- Развитию изобразительных навыков, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, нетрадиционные техники рисования способствуют формированию у детей навыков контроля и самоконтроля.
Моё отношение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства базируется на убеждении в их уникальной ценности. Применение нестандартных материалов в художественном процессе открывает новые горизонты для самовыражения и способствует развитию творческого потенциала. Непредсказуемость результатов, достигнутых с помощью нетрадиционных техник, делает процесс рисования увлекательным и стимулирует воображение. Использование необычных инструментов и оригинальных подходов к изображению позволяет детям испытать яркие положительные эмоции, проявить свою индивидуальность и развить творческие способности.
Цель и задачи самообразования педагога
Цель: повышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности в области применения нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста.
Задачи:
- Провести углубленное изучение и анализ методической литературы по теме нетрадиционных техник рисования.
- Расширить и систематизировать теоретические знания и практические навыки в области использования нетрадиционных техник рисования.
- Составить примерный план мероприятий по самообразованию, направленных на достижение поставленной цели.
Цель и задачи работы с детьми
Цель: обучение детей раннего возраста различным нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
- Знакомство с техниками: познакомить детей с видами и особенностями нетрадиционных техник рисования.
- Создание образов: научить детей создавать уникальные изображения на бумаге, используя различные материалы и техники.
- Формирование технических навыков: развивать у детей технические навыки рисования посредством нетрадиционных методов изобразительного искусства.
- Развитие творческих способностей: формировать у детей творческий потенциал посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Развитие мелкой моторики: способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев.
- Развитие когнитивных навыков: развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание и память.
- Воспитание интереса к искусству: воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству.
В ходе работы я применила методику знакомства с изобразительным искусством, основанную на постепенном усложнении используемых техник. Начав с привычных для данного возраста способов рисования пальцами и ладонями, я последовательно вводила новые приёмы: рисование щепоткой пальцев, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск поролоновой губкой, оттиск вилкой, оттиск картофелем, рисование ватными палочками, рисование расчёской и рисование ступнями.
План работы по самообразованию на 2023-2024 г.
Сентябрь
- Изучение методической литературы.
- Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- 4.DVD-диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 2: 2-3 г.».
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
- О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
- Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
- Интернет-ресурсы.
Октябрь
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками.
- «Рисуем осень пальчиками».
- «Яблочки румяные на дереве растут».
- «Птички зёрнышки клюют».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.
- «Птички».
Ноябрь
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – тычок жёсткой полусухой кистью.
- «Лесной житель – ёж».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоновой губкой.
- «Украсим кукле платье».
Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».
Декабрь
Рисование пальчиками и ладошками.
- «Зимушка-зима в гости к нам пришла».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ватными палочками.
- «Новогодняя ёлочка».
Январь
Подготовка информации для родителей.
- «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».
Рисование ватными палочками.
- Открытое занятие «Бантики для кошки и котёнка».
Февраль
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск картофелем.
- «Светофор».
Папка передвижка в родительский уголок «Как воспитать у детей интерес к рисованию»
Март
Рисование пальчиками и ладошками.
- «Подарок маме».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование расчёской.
- «Дождик».
Апрель
Работа с родителями.
- Матер-класс «Рисуем пальчиками и ладошками». Родители совместно с детьми рисуют рисунки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование пальчиками и ладошками.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой.
- «Золотая рыбка».
Сообщение для родителей: «С чего начать уроки рисования»
Май
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ступнями.
- «Тюльпан».
Подготовка материала к публикации на сайте.
Вывод:
Применение нетрадиционных техник рисования представляет собой значительный фактор в развитии детей раннего возраста. Эффективность обучения этим техникам во многом определяется методикой и приемами, используемыми педагогом для передачи детям определенного содержания, формирования у них знаний, умений и навыков.
С самого раннего возраста дети стремятся выразить свои впечатления об окружающем мире посредством изобразительной деятельности. Рисование нетрадиционными методами является увлекательным и захватывающим процессом, который вызывает удивление и восхищение у детей.
Применение нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе обладает рядом преимуществ:
- Расширение кругозора: Дети знакомятся с различными материалами и способами работы с ними, что способствует развитию их творческого потенциала.
- Свобода самовыражения: Нетрадиционные техники позволяют детям свободно воплощать свои идеи и фантазии, не ограничиваясь рамками традиционного рисования.
- Стимулирование креативности: Поиск новых решений и эксперименты с материалами способствуют развитию творческого мышления и умения находить нестандартные подходы к задачам.
Кроме того, подобные занятия:
- Помогают преодолевать детские страхи: Свободная творческая деятельность в безопасной среде способствует снятию эмоционального напряжения и повышению уверенности в себе.
- Развивают цветовосприятие и пространственное мышление: Работа с цветом, формой и композицией развивает эстетический вкус и умение видеть мир в его многогранности.
- Улучшают мелкую моторику рук: Использование различных материалов и инструментов способствует развитию координации движений и ловкости.
Как отмечал В.А. Сухомлинский, детский рисунок – это не просто изображение реальности, а «частица духовной жизни ребенка», в которой он становится творцом, наслаждающимся красотой созданного им мира. Нетрадиционные техники обучения открывают перед детьми безграничные возможности для самовыражения и развития их творческого потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...

План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....

План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей».
План самообразования...

План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."
Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...

План самообразования на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет » Вторая группа раннего возраста
Целью плана самообразования является повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «формирование у детей раннего...

