План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»
методическая разработка

 Березина Е. В.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2023.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

 

Воспитатель: Березина Е.В

Актуальность темы

        Раннее детство играет ключевую роль в формировании психических процессов.  В этот период особое значение имеет рисунок, являясь как увлекательным, так и сложным процессом.         Педагоги, используя разнообразные техники рисования, в том числе нетрадиционные, способствуют развитию любви к изобразительному искусству и пробуждают интерес к рисованию у детей. В условиях детского сада может быть реализовано множество методов и приемов нетрадиционного рисования.

        Многие исследователи полагают, что ознакомление детей с нетрадиционными видами рисования возможно с раннего возраста. При этом степень участия педагога в процессе может варьироваться в зависимости от выбранной техники.

        Необычность нетрадиционных методов рисования заключается в возможности быстрого достижения желаемого результата. Разнообразие техник позволяет каждому ребёнку найти наиболее привлекательный для себя способ творчества: кто-то с удовольствием будет рисовать пальчиками или ладошкой, а кому-то интереснее использовать мятую бумагу или расчёску.

        Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка:

  • Развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
  • Формированию творческих способностей, воображения и нестандартного мышления.
  • Стимуляции познавательного интереса и творческого самовыражения.
  • Повышению внимания, усидчивости и пространственной ориентировки на листе бумаги.
  • Развитию изобразительных навыков, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

        Кроме того, нетрадиционные техники рисования способствуют формированию у детей навыков контроля и самоконтроля.

        Моё отношение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства базируется на убеждении в их уникальной ценности. Применение нестандартных материалов в художественном процессе открывает новые горизонты для самовыражения и способствует развитию творческого потенциала. Непредсказуемость результатов, достигнутых с помощью нетрадиционных техник, делает процесс рисования увлекательным и стимулирует воображение. Использование необычных инструментов и оригинальных подходов к изображению позволяет детям испытать яркие положительные эмоции, проявить свою индивидуальность и развить творческие способности.

Цель и задачи самообразования педагога

Цель: повышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности в области применения нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста.

Задачи:

  1. Провести углубленное изучение и анализ методической литературы по теме нетрадиционных техник рисования.
  2. Расширить и систематизировать теоретические знания и практические навыки в области использования нетрадиционных техник рисования.
  3. Составить примерный план мероприятий по самообразованию, направленных на достижение поставленной цели.

Цель и задачи работы с детьми

Цель: обучение детей раннего возраста различным нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

  1. Знакомство с техниками: познакомить детей с видами и особенностями нетрадиционных техник рисования.
  2. Создание образов: научить детей создавать уникальные изображения на бумаге, используя различные материалы и техники.
  3. Формирование технических навыков: развивать у детей технические навыки рисования посредством нетрадиционных методов изобразительного искусства.
  4. Развитие творческих способностей: формировать у детей творческий потенциал посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  5. Развитие мелкой моторики: способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев.
  6. Развитие когнитивных навыков: развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание и память.
  7. Воспитание интереса к искусству: воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству.

        В ходе работы я применила методику знакомства с изобразительным искусством, основанную на постепенном усложнении используемых техник. Начав с привычных для данного возраста способов рисования пальцами и ладонями, я последовательно вводила новые приёмы: рисование щепоткой пальцев, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск поролоновой губкой, оттиск вилкой, оттиск картофелем, рисование ватными палочками, рисование расчёской и рисование ступнями.

План работы по самообразованию на 2023-2024 г.

Сентябрь

  • Изучение методической литературы.
  • Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
  • А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
  • Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  • 4.DVD-диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 2: 2-3 г.».
  • Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
  • О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
  • Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
  • Интернет-ресурсы.

Октябрь

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками.

  • «Рисуем осень пальчиками».
  • «Яблочки румяные на дереве растут».
  • «Птички зёрнышки клюют».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.

  • «Птички».

Ноябрь

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – тычок жёсткой полусухой кистью.

  • «Лесной житель – ёж».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоновой губкой.

  • «Украсим кукле платье».

Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии детей раннего возраста».

Декабрь

Рисование пальчиками и ладошками.

  • «Зимушка-зима в гости к нам пришла».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ватными палочками.

  • «Новогодняя ёлочка».

Январь

Подготовка информации для родителей.

  • «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».

Рисование ватными палочками.

  • Открытое занятие «Бантики для кошки и котёнка».

Февраль

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск картофелем.

  • «Светофор».

Папка передвижка в родительский уголок «Как воспитать у детей интерес к рисованию»

Март

Рисование пальчиками и ладошками.

  • «Подарок маме».

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование расчёской.

  • «Дождик».

Апрель

Работа с родителями.

  • Матер-класс «Рисуем пальчиками и ладошками». Родители совместно с детьми рисуют рисунки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование пальчиками и ладошками.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой.

  • «Золотая рыбка».

Сообщение для родителей: «С чего начать уроки рисования»

Май

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ступнями.

  • «Тюльпан».

Подготовка материала к публикации на сайте.

Вывод:

        Применение нетрадиционных техник рисования представляет собой значительный фактор в развитии детей раннего возраста. Эффективность обучения этим техникам во многом определяется методикой и приемами, используемыми педагогом для передачи детям определенного содержания, формирования у них знаний, умений и навыков.

        С самого раннего возраста дети стремятся выразить свои впечатления об окружающем мире посредством изобразительной деятельности. Рисование нетрадиционными методами является увлекательным и захватывающим процессом, который вызывает удивление и восхищение у детей.

        Применение нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе обладает рядом преимуществ:

  • Расширение кругозора: Дети знакомятся с различными материалами и способами работы с ними, что способствует развитию их творческого потенциала.
  •  Свобода самовыражения: Нетрадиционные техники позволяют детям свободно воплощать свои идеи и фантазии, не ограничиваясь рамками традиционного рисования.
  • Стимулирование креативности: Поиск новых решений и эксперименты с материалами способствуют развитию творческого мышления и умения находить нестандартные подходы к задачам.

Кроме того, подобные занятия:

  • Помогают преодолевать детские страхи: Свободная творческая деятельность в безопасной среде способствует снятию эмоционального напряжения и повышению уверенности в себе.
  • Развивают цветовосприятие и пространственное мышление: Работа с цветом, формой и композицией развивает эстетический вкус и умение видеть мир в его многогранности.
  • Улучшают мелкую моторику рук: Использование различных материалов и инструментов способствует развитию координации движений и ловкости.

        Как отмечал В.А. Сухомлинский, детский рисунок – это не просто изображение реальности, а «частица духовной жизни ребенка», в которой он становится творцом, наслаждающимся красотой созданного им мира. Нетрадиционные техники обучения открывают перед детьми безграничные возможности для самовыражения и развития их творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....

План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."

Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...

План самообразования на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет » Вторая группа раннего возраста

Целью плана самообразования является  повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «формирование у детей  раннего...