Открытое занятие-экскурсия в мини-музей «Русская старина» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Савинова Ольга Владимировна

Формирование духовно - нравственных ценностей у старших дошкольников средствами музейной педагогики. Знакомство детей с особенностями жизни русского народа, с предметами русского быта, с ведением хозяйства, домашней утварью, расширение и активизация словаря у детей за счет исконно русских слов и понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_docx_5.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие-экскурсия в мини-музей «Русская старина» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование духовно - нравственных ценностей у старших дошкольников средствами музейной педагогики.

Задачи:

• Познакомить детей с особенностями жизни русского народа.

• Познакомить детей с предметами русского быта, с ведением хозяйства, домашней утварью.

• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий.

• Привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

• Воспитывать у детей духовно-нравственные чувства, способные вдохновить на благородные поступки.

Активизация словаря: утварь, прялка, ухват, чугунок, крынка, коромысло, люлька, валёк

Предварительная работа: рассматривание альбома с иллюстрациями предметов быта; чтение русских народных сказок, потешек, песенок; знакомство с дидактической игрой - лото «Предметы народного быта».

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в музей «Русская старина», который находится в нашем детском саду. Скажите, вы знаете, что такое музей? (ответы детей).

Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ различные вещи, предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди, они долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы, чтобы иметь возможность показать их многим людям. Вы хотите его посетить? Ну что ж, тогда отправляемся в музей.

Звучит русская народная музыка, ребят встречает бабушка Агафья (в русской народной одежде).

Бабушка: Ой, какие гости-то дорогие пожаловали! Милости просим, заходите скорей! Давайте поздороваемся с вами и познакомимся! Меня зовут, Бабушка Агафья! А вас? (ответы детей) Ой, какие красивые русские имена у Вас! Я приглашаю вас в музей нашего детского сада, а называется он «Русская старина».

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Дети рассматривают общую панораму выставки.

Бабушка: Ребята, правда, здесь хорошо и уютно? Посмотрите сколько здесь незнакомых для вас вещей. В богатой лесами России все постройки были деревянные. В селе жилище называлось изба. При небольших размерах изба всегда казалась просторной. В домах прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, чтобы сохранялось тепло и света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

Как вы думаете, что является самым главным в избе? (ответы детей). Отгадайте, о чем говорит загадка?

В избе-изба,

На избе-труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит дым народ,

А тушить не идет.

Дети: Это печка.

Бабушка: Правильно, это печь. В старой русской избе была всего лишь одна комната-горница, и почти половину ее занимала русская печка. Без печки изба - не изба. Ребята, а для чего нужна печь?

Дети: (примерные ответы детей) Для тепла. В печи готовили еду.

Бабушка: В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб-всему голова!». Голова – значит самая главная еда. Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно это любили старики и дети.

Русская печь... От нее веет теплом и уютом. По праву исстари она занимает самое важное место. Недаром говорится: «Печь - нам мать родная».

Складывали печь из кирпича, обмазывали глиной, а клал печь мастер, которого звали печник. Печка на Руси согревает, кормит, освещает, моет-парит, сушит, лечит.

Бабушка: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что означает это слово? (ответы детей).

Все, что есть в избе и сделано руками человека, называется утварью. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. Утварь - это и посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол, и различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды, предметов личной гигиены.

Бабушка: Какие предметы вы видите около печи? (ответы детей).

Для чего они нужны? (ответы детей).

Воспитатель: Многие предметы вы знаете, они встречаются в русских народных сказках, в произведениях К. Чуковского, А.С Пушкина, М.М. Пришвина

Бабушка: Я предлагаю вам рассмотреть все по порядку и отгадать мои загадки:

1. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит-

Всем чай пить велит (Самовар).

Бабушка: Правильно. Раньше говорили: Самовар кипит- уходить не велит. Чай пьешь-до ста лет проживешь. Самовар был символом уюта, домашнего тепла, семейного очага

2. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

Сам в угол идет (Ухват).

Дети знакомятся с тем, как пользовались в старину ухватом, как подхватывали из печи чугунок, переносили.

Бабушка: Посмотрите на полку, что расположено на ней?

Дети: Посуда. Горшок. Чугунок. Крынка. Чашка. Плошка.

Бабушка: Да, это посуда. Посуду, в которой готовили еду, изготавливали из глины, позднее появилась металлическая посуда. Посуда, из которой ели в основном была деревянная. Питались крестьяне простой пищей, приготовленной в печи. Есть такая поговорка: «Щи, да каша - пища наша». Готовили так же картошку, овощи. Нелегко жилось людям в старину, чтобы приготовить еду, постирать, помыться, нужно наносить воду из колодца. Здесь поможет это приспособление, отгадайте, какое:

4. Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра… (коромысло).

Коромысло - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками. Предназначалась для носки ведер с водой на плече. Бабушка Агафья показывает, как пользоваться коромыслом. Дети тоже пробуют нести коромысло.

Бабушка: А этот угол печным называли,

Царством женщины считали.

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые, да малые обитали,

Возле печки дети играли,

На полатях в тепле спали.

А здесь располагается прялка. Для чего она нужна? (ответы детей).

Бабушка: Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили веретеном.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтоб красиво соткать полотно.

Каждая женщина в старину умела прясть. Во время работы мастерица садилась на донце, из кудели скручивала нить на веретено. Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Длинными, зимними вечерами женщины занимались рукоделием, покачивая люльку с малышом, тихонько напевали.

Бабушка: А эти предметы вам знакомы? Дети рассматривают доску для стирки, старинный утюг.

Раньше русские женщины стирали вручную с помощью валька. Валёк - это массивная прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая, с рукояткой. В теплое время года женщины приходили стирать белье на речке, а зимой стирали белье в корыте с помощью валька. Позже появилась стиральная доска - ребристая металлическая поверхность в деревянной раме. Одежду интенсивно терли об ребра доски, и частички грязи легче отставали от ткани.

Первым утюгом на Руси был рубель. Отжатое вручную белье плотно наматывали на ровно обструганную палку и ребристой стороной рубеля с силой водили по ней вперед и назад.  Белье становилось белоснежным. Отсюда пословица «Не мытьем, а катанием». А уже после появился «угольный утюг».

Перед вами утюг-

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.

Утюг был тяжелый, справиться с этой работой было нелегко.

Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. Назывался этот угол «задний», «дверной». В свободное время хозяин занимался поделками и мелким ремонтом, плел лапти, лукошки, резал ложки, чинил сети. Мебели в избе было немного-стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот пожалуй и все.

Бабушка: Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы посетили мини-музей нашего детского сада «Русская старина».

- Вам понравилось? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- А теперь Вам пора возвращаться в свой детский сад.

Бабушка: - Ой, забыла про прянички! (вручает угощение детям)

Пряники медовые, мягкие, фруктовые,

Жуй, а не глотай – только брови поднимай.

Угощайтесь, гости дорогие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия в рамках познавательно-творческого проекта «Слава русской старине» для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие строится на полученных знаниях и умениях дошкольников о Родине, русских  традициях, жизни в  старину. Используется музыкальный материал: народные песни, игры, забавы, игра на нар...

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина» ...

Мини-музей «Народные промыслы России» для детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста  к русской народной культуре и традициям Задачи проекта:1) Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение различа...

Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»

Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....

"Мини музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Наш мини музей "Эхо войны" позволяет знакомить детей с ист...

Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев» для детей старшего дошкольного возраста.

Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев»для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия – экскурсия в библиотеку «Путешествие в страну книг» для детей старшего дошкольного возраста.

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста. Цель: знакомство с библиотекой , профессией библиотекарь....