ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
презентация к уроку (старшая группа)
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
«Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал ещё Аристотель.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Что такое мелкая моторика ? Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость . К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений , от которых в дальнейшем , например, зависит почерк человека.
Значение развития мелкой моторики Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: -внимание; -мышление; -координация; -воображение; -наблюдательность; -зрительная и двигательная память; -речь.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Развивая мелкую моторику рук у детей , мы стимулируем развитие речи. При выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.
Одним из самых лучших средств , для развития мелкой моторики и речи являются пальчиковые игры и упражнения. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек , пословиц с их четким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикулярный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и тестовые игры в этом процессе неоценимы
Простые и увлекательные , они в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики: - стимулируют зрительное и слуховое восприятие, -внимание, память, -развивают связную речь, обогащают словарный запас; -формируют координацию движений пальцев и кисти рук; -тренируют тонкие движения пальцев рук; -развивают навыки ручной умелости; -способствуют развитию творческих способностей.
Использование пальчиковых игр. 1. Образовательная деятельность в режимных моментах: -массаж кистей рук, -пальчиковая гимнастика, физминутки , -пальчиковые игры со стихами, скороговорками, -выкладывание фигур из счетных палочек..
2.Организованная образовательная деятельность: -лепка из пластилина и соленого теста, аппликации с использованием природного материала (крупы), -нетрадиционные техники рисования кистью, пальцами , -Графические упражнения.
3.Самостоятельная деятельность: -рисование по трафаретам и раскрашивание, -шнуровки, -игры с мелкими предметами, - пазлы , мозаики, -пирамидки, конструкторы, -кубы и домики- сортеры ; -кинетический песок, бумага.
использование нетрадиционных приемов : - игры с песком, пуговицами, прищепками, пластмассовыми крышками, резинками, -выкладывание узора, - с сыпучими материалами ( крупы, фасоль).
В своей работе, я использую весь комплекс по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех перечисленных игр выбирает ту, деятельность , которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность. Это и массаж рук, и игры, и упражнения, пальчиковые игры и изобразительная деятельность.
Заучивание потешек , сопровождающих пальчиковые игры, даёт возможность приобщать детей к народному фольклору. У малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры. Пальчиковые игры «Капуста», «Моя семья», «Дождик», «Замок» и многие другие, вызывают у детей положительные эмоции и желание их повторять.
Так же для развития мелкой моторики применяю массаж ладоней и пальчиков, который ,оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.
Изобразительная деятельность развивает воображение, формирует изобразительные навыки и умения. Рисование, лепка, аппликация способствует развитию зрительно- двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика рук. В непосредственно-образовательной деятельности применяю нестандартные приемы рисования: пальчиками, ватными палочками и др. Лепку - соленым тестом, аппликацию - различной крупой
Мозаика Собирать картинку по образцу. Из красной мозаики предложить составить любую гласную букву, а из синей — согласную. Пластилин , глина Педагог предлагает ребёнку отщипнуть кусочек пластилина от куска, размять его пальцами, надавить и размазать его на изображении буквы, не выходя за её контур. Произнести вслух название изображённой буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики...

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"
Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. Дополнительные занятия дома для родителейРазвитие м...

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»
Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
