Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»
методическая разработка
Выступление на августовской педагогической конференции "Образование пупь к новым горизонтам".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Цель: знакомство с технологией «Ментальные карты» и её использование в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.
- Показать возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
- Отработать методику создания интеллект-карт.
Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект-карт.
Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры для мольберта, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.
План проведения мастер-класса:
І часть (вводная):
ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты»
ІІІ часть (заключительная).
Ход проведения мастер-класса:
І часть (вводная):
Добрый день, уважаемые коллеги!
Век информационных технологий, в который мы живем, заставляет нас, педагогов все чаще задумываться о том, как помочь нашим детям охватить весь тот объем информации, который на них обрушивается, как помочь понять взаимосвязь событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причины и следствия. И самое главное мы должны научить их не только думать и запоминать, но еще и творить, создавать новое.
В своей педагогической деятельности каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стали для меня ментальные карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Коллеги, кто из вас тоже использует метод ментальных карт в своей работе?
- Хорошо! Значит, … вам будет легче воспринимать мою информацию.
- Значит, сегодня вы узнаете, как можно использовать этот метод на практике.
Метод ментальных карт был разработан Тони Бьюзеном, британским психологом, автором методики запоминания, который предложил использовать ее в различных сферах деятельности человека. «Ментальные карты», «карты памяти», «интеллект-карты» – так по-разному их можно назвать.
В работе с дошкольниками кандидат педагогических наук Ставропольского педагогического университета Акименко Валентина Михайловна предложила использовать метод ментальных карт для развития связной речи.
Ментальные карты - это представление информации в рисунках и схемах. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. Во время составления карты педагоги с дошкольниками собирают информацию о предмете, объекте или явлении, рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, и обобщают сведения. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными.
Работа по составлению ментальных карт происходит в три этапа:
1. Сбор материала о предмете или объекте.
2. Создание интеллект–карты в ходе обсуждения предмета или темы.
3. Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект–карты может являться итоговой работой по изученным темам.
- Требования к составлению интеллект-карты.
Существуют правила создания ментальных карт, с которыми я хотела бы вас познакомить.
Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
Лист бумаги располагается горизонтально.
1. В центре размещается главная идея (образ). Это может быть пиктограмма, картинка, рисунок или слово, если дети умеют читать.
2. От центральной идеи идут главные линии, т.е. ветви, Каждая главная линия имеет свой цвет. Для этого используются фломастеры или карандаши разного цвета.
3. Над каждой линией размещаем одно изображение или слово, обозначающие признаки или ассоциации по теме.
4. Ментальная карта может дополняться постепенно, по мере поступления новой информации.
Рассмотрим на примере «Ментальной карты» по теме «Семейные традиции», которую я составляла с детьми на занятии.
В центре мы расположили картинку с изображением семьи обозначающую тему «Семейные традиции».
В ходе беседы мы познакомились:
- с семейными традициями, такими как семейные праздники, путешествия, чтение книг;
- с теми предметами, которые могут понадобиться для соблюдения этих традиций;
ІІ часть (основная) Построение интеллект-карты.
Уважаемые коллеги, пришло время перейти к практической части мастер-класса. Я предлагаю составить интеллект-карты на определенные темы. Мы сформируем две фокус-группы по два человека. Кто желает поучаствовать?.. Прошу пройти за столы (к мольбертам). Предлагаю первой фокус-группе составить ментальную карту для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Части суток », а второй фокус-группе - по теме «Овощи».
Главная идея вашей интеллект-карты, уже расположена в центре листа, определены несколько направлений, по которым вы будете развивать карту. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки, использовать схемы. Если возникнут вопросы, я вам помогу.
Пока фокус-группы работают, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, совместно составить ментальную карту по теме «Республика Мордовия».
В центре пишу «Республика Мордовия».
- Какие направления, ветви мы можем выделить, говоря о Мордовии?
Слушаю ответы, записываю. Отлично! Молодцы!
- Да. Это наши достопримечательности, промышленность, промыслы, символы, народы, красивая природа.
Вот мы с вами составили ментальную карту по теме «Республика Мордовия», точнее сказать, лишь основную ее часть, потому что, каждую ветвь нашей карты можно рассматривать как отдельную тему для составления новой ментальной карты, тем самым «насыщая» определенную ветвь новыми сведениями и материалами (фактами).
Вы большие молодцы! Как много информации мы с вами собрали здесь о нашей Республике!
А сейчас мы обращаемся к фокус-группам. Первая фокус-группа составила интеллект-карту по теме «Части суток».
- Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось?
Отлично! Молодцы!
- Возникли ли у вас трудности при составлении ментальной карты?
- Благодарю, коллеги!
Вторая фокус-группа составила карту по теме «Овощи».
- Расскажите, какие ветви вы выделили?
Замечательно! Очень интересно!
- Как вы думаете, ваша ментальная карта поможет детям в изучении данной темы?
- Я считаю, что коллеги составили очень насыщенные, наглядные интеллект-карты. Думаю, что вы со мной согласитесь!
ІІІ часть (заключительная).
Уважаемые коллеги, в завершение моего мастер-класса хочу поблагодарить всех за участие и проявленный интерес! Как мы узнали, что некоторые из вас уже используют метод ментальных карт в своей работе. Если для кого-либо из вас эта тема оказалась новой, я надеюсь, мой мастер-класс был полезен, и вы примените метод ментальных карт в своей работе. Пусть новые знания принесут вам много радости и успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
С ведением ФГОС ДО обязывают педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Наша задача воспитателей - создать оптимальные услов...

Мастер-класс "Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».З...

Мастер класс :«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТВ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-мето...

Мастер-класс:«Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками»
Что же такое нейрографика?Слово "нейрографика" состоит из двух частей«нейро» и «графика».Ø«Нейро» – это мозг, психика: всё, от чего зависит жизнь, с...
