«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формированию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Существенную роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и природе, я считаю, играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формированию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.»
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»
(Р. Эмерсон).
Природа и окружающий нас мир своим разнообразием и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Восприятие природы у ребенка острее, чем у взрослого, потому что он соприкасается с природой впервые. Поддерживая и развивая познавательный интерес, мы взрослые можем воспитывать многие положительные качества личности ребенка.
Существенную роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и природе, я считаю, играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Из выше сказанного мы видим, что экспериментирование влияет на развитие речи ребенка, математические способности и в изобразительной деятельности также играет немаловажную роль.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим - для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, бумаги, песка, воздуха.
С некоторыми из этих экспериментов я хочу вас познакомить:
Я работаю воспитателем в средней группе «Лучик». Возраст детей от 3 до 4 лет. Это возраст, когда у детей появляется куча вопросов примерно такие как: а зачем? а как? А почему?
В этом возрасте их уже можно назвать «почемучками». Все им нужно показать, рассказать – одним словом – про экспериментировать.
Цель: Развивать познавательные способности и интерес у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.»
Для достижения цели я сформулировала следующие задачи:
Образовательные:
* формировать и расширять представления детей об окружающем мире;
* активизировать словарь детей;
* прививать навыки проведения опытов, умение пользоваться приборами для проведения опытов.
Развивающие:
* развивать наблюдательность, любознательность;
* развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение, способность быстро и легко находить новые решения);
* развивать творческие способности.
Воспитательные:
* воспитывать любовь к природе, окружающему миру;
* воспитывать умение работать в коллективе детей и самостоятельно;
* воспитывать интерес к процессу познания.
Проводя эксперименты я помогаю детям освоить окружающий их мир не энциклопедично, а самостоятельно научиться проявлять любопытство и самим добывать для себя знания. Когда детям даются готовые знания, они их автоматически запоминают, но они неустойчивы и недолговременны. А когда дети самостоятельно исследуют объекты окружающего мира, их знания более прочны и осознанны.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит и делает сам. В этом актуальность детского экспериментирования.
Опыт 1. Опыты и эксперименты с песком:
№1 «Откуда берётся песок?»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
• Как вы думаете, что это сыплется?
• Возьмите лупы, рассмотрите это.
• Как мы получили песок?
• Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№2 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
• Как выглядят песчинки?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
• Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
• Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха. Легко проходят песчинки сквозь сито.
№5 «Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
• Каким он стал?
• Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
№6 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
• Какие фигурки получились?
• Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
№7 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
• Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
• Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
• Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Опыт №2. Эксперименты с водой «Волшебница вода»
Материалы и оборудование:
Инвентарь для опытов: глобус, лейка, стаканчик Растишки, стаканы с водой (по количеству детей), стаканчик со льдом, пустые стаканы, соль, сахар, гуашь цветная, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчик с молоком, стеки, тазик со снегом, салфетки,
Ход:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте одну из моих загадок, будьте внимательны:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит,
Что это? (вода)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня мы будем говорить с вами о воде. Где можно встретить воду? (ответы детей)
Воспитатель: Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, вода нужна всему живому на земле: растения надо поливать водой, иначе они погибнут. Животным тоже нужна вода, чтобы пить, а некоторые животные в ней живут. Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, умываться, закаляться, отдыхать возле воды, плавать по ней. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому ВОДА - царица всей природы. А хотите отправиться в путешествие в мир Волшебницы Воды?
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: А что такое вода? (Ответы детей) Мы сегодня попробуем немного узнать о воде. - Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столики)
Воспитатель: Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
Опыт 1. «Вода принимает форму того сосуда, в котором находится».
Воспитатель: Подойдите к емкости, возьмите стаканчики с водой и вылейте в емкость. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные сосуды.
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы (переливаем воду в сосуды разной формы)
Опыт 2. «Вода бесцветная».
Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим. На столе у вас стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: Возьмите стакан с молоком и опустите в него палочку. Видно палочку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже опустите в него палочку. А через воду палочку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой палочку видно?
Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет».
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? На столе у воспитателя 1 стакана с водой и гуашью.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебную гуашь, и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Какая вода стала?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Правильно, клеим следующий символ.
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Я вам в стаканчик с водой положу вещество. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 5. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха. Приклеиваем символ этого свойства воды.
Воспитатель: а теперь я хочу вам предложить понюхать воду, которую я приготовила.
Опыт 6. «Вода может превратиться в снег и в лед, а затем снег и лед превращается в воду»
Воспитатель: Перед тем, как идти к вам в сад я собрала снежки и положила их в тазик, туда же я положила сосульку. Посмотрим, что с ними произойдет в теплом помещении?
Ой, что же случилось, куда подевались наши снежки и сосулька? Ответы детей (они превратились в воду) Как вы видите, снег и лед — это тоже вода, но только вода в твердом виде, которая в тепле тает и превращается в воду в жидком состоянии, которую мы видим каждый день. А эту воду, что растаяла, мы можем использовать для полива цветов.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Давайте с вами расскажем, что мы сегодня узнали о воде? Понравилось ли вам быть учёными? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Молодцы!
Опыт №3 Эксперименты с бумагой.
Материалы для экспериментирования:
Бумага различного качества, цвета, фактуры и толщины (картон, цветная бумага, салфетки, газеты, сложенные цветы, емкость с водой, клей бумажный, карандаш или фломастер, ножницы, 3 кубика. Оформление на магнитной доске; поделки из оригами и книги.
Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи исследования:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
- Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта.
- Развивать речь и память детей.
- Воспитывать аккуратность.
- Знать правила безопасности с бумагой.
- Продолжать учить детей наблюдать.
Ход занятия:
Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся о том, с каким трудом она появляется.
А вот, что это, отгадайте загадку:
-Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии (показ предметов) и ещё много- много другого. Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
-А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт?
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.
Опыт № 1. «Сминание бумаги»
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумагу будем мять!
Мы бумагу будем мять!
Свои ручки развивать!
-Я предлагаю вам смять бумагу. Легко это сделать?
Вывод: бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.
Опыт № 2. «Разрезание бумаги»
Бумага разрезалась быстро и легко.
Опыт № 3. «Плотность бумаги»
Я предлагаю вам разорвать бумагу, например, картон и салфетки (показать).
Исследование прошло удачно: салфетка рвется легко и быстро, а картон сложнее порвать, так как он плотный.
Опыт №4 «Сила бумаги»
Опыт с кубиками и листком ровной и сложенной в гармошку.
На ровном листочке кубик не держится, а на сложенном в гармошку листочке он стоит и не падает. Что означает: сложенная бумага- крепче, чем прямой лист.
Опыт № 5. «Бумагу можно разрезать и комкать»
Используем ножницы, чтоб разрезать на полоски. Комкаем газетную бумагу, показываем тем самым какими свойствами обладает бумага разная по толщине.
Физминутка «Художники»
На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,
И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,
И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,
Поле – разводят руками от груди в стороны,
Дождик – стучат пальчиками по ладошке,
Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.
Игра «Бывает-не бывает».
- Ребята, я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка и др.).
Опыт №6 «Складывание бумаги»
-Как сделать из нашего цветка нераспустившийся бутон?
Загнем лепестки к серединке.
Опыт № 7. «Вода и бумага»
-Что произойдет с бумагой, если опустить ее в воду? Проверим. Опустите цветы в воду. Почему это произошло? Они раскрылись. Линии сгиба намокают, становятся тяжелыми и поэтому лепестки раскрываются. Что мы и увидели на опыте.
Подведение результатов экспериментирования
Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги:
Бумага обладает различными свойствами:
- бумага мнется
- бумага рвется
- бумагу можно резать
- на бумаге можно рисовать
- любая бумагу мокнет, боится воды, даже самая прочная, как картон.
-бумага издает звуки
-бумага летает
- бумагу можно сворачивать, складывать
Опыт №8
Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ).
Что услышали?
Бумага шуршит, скрипит.
Значит, она может издавать звуки.
А еще из бумаги можно изготавливать много различных поделок: открытки, оригами, книги, фотки и т.д.
Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги:
Бумага обладает различными свойствами:
- бумага мнется
- бумага рвется
- бумагу можно резать
- на бумаге можно рисовать
- любая бумагу мокнет, боится воды, даже самая прочная, как картон.
-бумага издает звуки
-бумага летает
- бумагу можно сворачивать, складывать.
Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей).
Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно.
Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.
На этом наше занятие закончилось, но узнавать что-то новое о бумаге мы будем продолжать и дальше.
Опыт №4. Эксперименты с воздухом.
Цель занятия: формировать представление о свойствах воздуха и его значении для человека.
Образовательные задачи:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер — это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
Развивающие задачи:
- развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
-развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы;
-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
-учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно, - это шарик. А что у него в нутрии, мы узнаем, отгадав загадку.
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: воздух
Воспитатель: Правильно, это воздух! Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: а вы его увидели?
Дети: нет.
Воспитатель: а почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?
Воспитатель: невидимый, прозрачный. Значит, воздух еще и прозрачный?
А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы? Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Вы хотите проверить где есть воздух?
Опыт 1. Может ли человек прожить без воздуха хотя бы пару минут?
-Зажимаем рукой носики и закрываем рот.
Мы поняли, что без воздуха прожить невозможно даже несколько минут.
Опыт2. Воздушный шарик. Что в нем?
Дети. Он пустой.
Воспитатель. Его можно надуть, и он становится огромным. Стоит отпустить шарик, и он полетит с шумом выпуская воздух и с большой скоростью. Значит, когда мы его надуваем, то он наполняется воздухом, главное не завязывать отверстие ниткой.
А есть еще эксперимент с полиэтиленовым пакетом. Как нужно поймать воздух в него. Надуваем пакет и сжимаем его сверху. Он становится похожим на подушку. Стоит выпустить воздух, пакет снова становится плоским.
Воспитатель. Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. .
Воспитатель. Мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (Ответы детей.) Сейчас мы это проверим.
Опыт №3. «Пузыри в стакане с водой».
Воспитатель. Юным экспериментаторам задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (Дети выполняют.) Что происходит? (Выходят пузырьки.)
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.
Воспитатель. Ребята, какие пузырьки еще можно пускать?
Дети. Мыльные.
Воспитатель. Предлагаю юным экспериментаторам пускать мыльные пузыри.
Опыт № 4 «Мыльные пузыри».
Дети пускают мыльные пузыри под музыку.
Воспитатель. Они такие красивые, разноцветные, легкие! Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Вывод: мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри нас.
Воспитатель. Как в нас попадает воздух?
Все люди дышат через нос. Ребята, покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.
Проводится дыхательная гимнастика.
Опыт 5 «Воздух внутри нас»
Воспитатель. Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет.) Следующее задание юным экспериментаторам. Перед вами лежат бумажные полоски. Нужно взять полоску двумя пальчиками и поднести ко рту. Дышим ровно, спокойно. (Дети выполняют.) Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, полоска шевелится, как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?
Вывод: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 6 «Ветерок»
Воспитатель проводит эксперимент с Феном для волос.
Искусственно созданный ветерок двигает волосы в разные стороны.
Подносит фен к лицу каждого ребенка, и они чувствуют дуновение воздуха. Он может быть, как теплым, так и прохладным.
Опыт №7 «Послушный ветерок»
Опыт проводят сами дети с помощью «султанчиков». Создавая с помощью воздушного потока, выпускаемого со рта, можно показать движение ветра и то, что внутри человеческого организма есть воздух.
Опыт 8. «Узнай по запаху»
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Проведем следующий эксперимент: каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Духами) Вы замечательно справились с заданием.
Заключительная часть:
Воздух не имеет цвета, вкуса, запаха.
Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Смогу я обойтись без воздуха? (Ответы детей).
- Без воздуха мы задохнемся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
- А вы, ребята, что нового сегодня узнали? (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)
А еще мы узнали, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха. И сами с помощью фена его создали. Увидели, как летает шарик, если его надуть и отпустить, не привязав веревкой. Сами надували мыльные пузыри и видели воздух в стакане с водой. Я думаю, что вы поняли главное, что все живое на нашей планете живет благодаря воздуху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....

Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Мастер-класс “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
обучить участников мастер-класса экспериментированию....

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...
