Проект «Дети войны» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Проект «Дети войны»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Хлопотова О.Ю., воспитатель

р. п. Петровское, 2025 год

Проект «Дети войны»

Тип проекта:

  • по методу – информационно-исследовательский;
  • по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
  • открытый – в ДОУ и за его пределами;
  • фронтальный; средней продолжительности.

Актуальность:

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, посёлку, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Проблема: Получить представления о военном детстве (ВОВ), о жизни и судьбе детей войны.

Цель: совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны).

Задачи:

Дети:

  • уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
  • совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Петровское, умеют донести ее до сверстников;
  • проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
  • понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
  • отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи).

Педагоги:

  • ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Петровское;
  • создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
  • ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.

Родители:

  • знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
  • поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных), переживших военное детство;
  • развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
  • принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
  • поддержание авторитета в семье;
  • помощь детскому саду в организации экскурсий в музей.

Материал:

  • иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
  • изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.).

 

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1 этап. Рождение проблемы.

Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны), предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:

«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?».

Дети рассматривают фотографии и дают ответы:

«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.».

Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:

«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?».

Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях».

Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?».

Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?».

Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:

«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны».

Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.

На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно»).

После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.

 

2 этап. Посещение музея.

Экскурсия в музей.

 

3 этап. Отражение полученных впечатлений.

Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям). Праздник, посвященный Дню Победы, игры.

Долгосрочный проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведённое исследование и анализ детских высказываний показали сформированнуюся картину войны, в которой прошлое настоящее соединились.

 

Дошкольник живёт в пространстве семьи, поэтому он с особой силой переживает все события, с ней связанные. Понимая это, необходимо развивать партнёрские отношения с родителями, использовать культурно–историческое наследие семьи, её мощные энергетические ресурсы. Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, убеждаемся в ценности культурно–исторического соразвития мира детства и взрослости, активного, совместного с детьми участия родителей в различных видах деятельности: практико–ориентированной, поисковой, творческой, что стимулирует развитие способностей–потребностей детей и взрослых.

Проектирование будущего позволяет детям чувствовать свои силы в решении актуальных, социально–значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.

 

Результаты проекта:

  • Повысилась активность детей.
  • Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей). Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.
  • Повысился уровень активности родителей.
  • Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей».
  • Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы.
  • Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы».
  • Оформлено пособие для педагогов с практическими материалами «Дети войны».

 

 

Список литературы:

  1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
  3. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  4. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
  5. Белая К. Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.
  6. Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
  7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
  8. Газета «Уральский рабочий».
  9. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. – С. 3.
  10. Соболева Г. Священная война. – В кн.: О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
  11. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 4.
  12. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168).
  13. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России»// Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 46 – 48.
  14. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. С. 6.
  15. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 р. п. Петровское»

Проект «Дети войны»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Хлопотова О.Ю., воспитатель

р. п. Петровское, 2025 год


Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

Н. Найденова

Проект «Дети войны»

Тип проекта:

  • по методу – информационно-исследовательский;
  • по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
  • открытый – в ДОУ и за его пределами;
  • фронтальный; средней продолжительности.

Актуальность:

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, посёлку, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Проблема: Получить представления о военном детстве (ВОВ), о жизни и судьбе детей войны.

Цель: совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны).

Задачи:

Дети:

  • уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
  • совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Петровское, умеют донести ее до сверстников;
  • проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
  • понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
  • отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи).

Педагоги:

  • ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Петровское;
  • создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
  • ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.

Родители:

  • знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
  • поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных), переживших военное детство;
  • развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
  • принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
  • поддержание авторитета в семье;
  • помощь детскому саду в организации экскурсий в музей.

Материал:

  • иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
  • изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.).

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1 этап. Рождение проблемы.

Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны), предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:

«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?».

Дети рассматривают фотографии и дают ответы:

«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.».

Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:

«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?».

Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях».

Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?».

Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?».

Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:

«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны».

Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.

На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно»).

После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.

2 этап. Посещение музея.

Экскурсия в музей.

3 этап. Отражение полученных впечатлений.

Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям). Праздник, посвященный Дню Победы, игры.

Долгосрочный проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведённое исследование и анализ детских высказываний показали сформированнуюся картину войны, в которой прошлое настоящее соединились.

Дошкольник живёт в пространстве семьи, поэтому он с особой силой переживает все события, с ней связанные. Понимая это, необходимо развивать партнёрские отношения с родителями, использовать культурно–историческое наследие семьи, её мощные энергетические ресурсы. Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, убеждаемся в ценности культурно–исторического соразвития мира детства и взрослости, активного, совместного с детьми участия родителей в различных видах деятельности: практико–ориентированной, поисковой, творческой, что стимулирует развитие способностей–потребностей детей и взрослых.

Проектирование будущего позволяет детям чувствовать свои силы в решении актуальных, социально–значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.

Результаты проекта:

  • Повысилась активность детей.
  • Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей). Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.
  • Повысился уровень активности родителей.
  • Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей».
  • Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы.
  • Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы».
  • Оформлено пособие для педагогов с практическими материалами «Дети войны».

Список литературы:

  1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
  3. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  4. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
  5. Белая К. Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.
  6. Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
  7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
  8. Газета «Уральский рабочий».
  9. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. – С. 3.
  10. Соболева Г. Священная война. – В кн.: О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
  11. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 4.
  12. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168).
  13. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России»// Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 46 – 48.
  14. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. С. 6.
  15. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл бесед о войне с детьми старшего дошкольного возраста

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНАДорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли прои...

Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.

в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...

Познавательно-творческий проект "Мы о войне стихами говорим!" (старший дошкольный возраст)

День Победы - праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Для наших...

Проект. "Война.Победа.Память" старший дошкольный возраст

Нравственно-патриатическое воспитание...