Проект «Дети войны» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Проект «Дети войны»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Хлопотова О.Ю., воспитатель
р. п. Петровское, 2025 год
Проект «Дети войны»
Тип проекта:
- по методу – информационно-исследовательский;
- по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
- открытый – в ДОУ и за его пределами;
- фронтальный; средней продолжительности.
Актуальность:
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, посёлку, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Проблема: Получить представления о военном детстве (ВОВ), о жизни и судьбе детей войны.
Цель: совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны).
Задачи:
Дети:
- уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
- совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Петровское, умеют донести ее до сверстников;
- проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
- понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
- отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи).
Педагоги:
- ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
- помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Петровское;
- создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
- ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.
Родители:
- знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
- поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных), переживших военное детство;
- развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
- принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
- поддержание авторитета в семье;
- помощь детскому саду в организации экскурсий в музей.
Материал:
- иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
- изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.).
Содержание практической деятельности по реализации проекта
1 этап. Рождение проблемы.
Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны), предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:
«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?».
Дети рассматривают фотографии и дают ответы:
«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.».
Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:
«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?».
Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях».
Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?».
Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?».
Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:
«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны».
Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.
На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно»).
После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.
2 этап. Посещение музея.
Экскурсия в музей.
3 этап. Отражение полученных впечатлений.
Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям). Праздник, посвященный Дню Победы, игры.
Долгосрочный проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведённое исследование и анализ детских высказываний показали сформированнуюся картину войны, в которой прошлое настоящее соединились.
Дошкольник живёт в пространстве семьи, поэтому он с особой силой переживает все события, с ней связанные. Понимая это, необходимо развивать партнёрские отношения с родителями, использовать культурно–историческое наследие семьи, её мощные энергетические ресурсы. Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, убеждаемся в ценности культурно–исторического соразвития мира детства и взрослости, активного, совместного с детьми участия родителей в различных видах деятельности: практико–ориентированной, поисковой, творческой, что стимулирует развитие способностей–потребностей детей и взрослых.
Проектирование будущего позволяет детям чувствовать свои силы в решении актуальных, социально–значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.
Результаты проекта:
- Повысилась активность детей.
- Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей). Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.
- Повысился уровень активности родителей.
- Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей».
- Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы.
- Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы».
- Оформлено пособие для педагогов с практическими материалами «Дети войны».
Список литературы:
- Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
- Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
- С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
- Белая К. Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.
- Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
- Газета «Уральский рабочий».
- День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. – С. 3.
- Соболева Г. Священная война. – В кн.: О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
- Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 4.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168).
- Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России»// Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 46 – 48.
- Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. С. 6.
- Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 р. п. Петровское»
Проект «Дети войны»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Хлопотова О.Ю., воспитатель
р. п. Петровское, 2025 год
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!
Н. Найденова
Проект «Дети войны»
Тип проекта:
- по методу – информационно-исследовательский;
- по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
- открытый – в ДОУ и за его пределами;
- фронтальный; средней продолжительности.
Актуальность:
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, посёлку, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Проблема: Получить представления о военном детстве (ВОВ), о жизни и судьбе детей войны.
Цель: совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны).
Задачи:
Дети:
- уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
- совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Петровское, умеют донести ее до сверстников;
- проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
- понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
- отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи).
Педагоги:
- ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
- помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Петровское;
- создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
- ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.
Родители:
- знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
- поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных), переживших военное детство;
- развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
- принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
- поддержание авторитета в семье;
- помощь детскому саду в организации экскурсий в музей.
Материал:
- иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
- изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.).
Содержание практической деятельности по реализации проекта
1 этап. Рождение проблемы.
Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны), предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:
«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?».
Дети рассматривают фотографии и дают ответы:
«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.».
Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:
«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?».
Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях».
Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?».
Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?».
Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:
«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны».
Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.
На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно»).
После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.
2 этап. Посещение музея.
Экскурсия в музей.
3 этап. Отражение полученных впечатлений.
Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям). Праздник, посвященный Дню Победы, игры.
Долгосрочный проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведённое исследование и анализ детских высказываний показали сформированнуюся картину войны, в которой прошлое настоящее соединились.
Дошкольник живёт в пространстве семьи, поэтому он с особой силой переживает все события, с ней связанные. Понимая это, необходимо развивать партнёрские отношения с родителями, использовать культурно–историческое наследие семьи, её мощные энергетические ресурсы. Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, убеждаемся в ценности культурно–исторического соразвития мира детства и взрослости, активного, совместного с детьми участия родителей в различных видах деятельности: практико–ориентированной, поисковой, творческой, что стимулирует развитие способностей–потребностей детей и взрослых.
Проектирование будущего позволяет детям чувствовать свои силы в решении актуальных, социально–значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.
Результаты проекта:
- Повысилась активность детей.
- Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей). Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.
- Повысился уровень активности родителей.
- Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей».
- Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы.
- Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы».
- Оформлено пособие для педагогов с практическими материалами «Дети войны».
Список литературы:
- Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
- Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
- С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
- Белая К. Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.
- Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
- Газета «Уральский рабочий».
- День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. – С. 3.
- Соболева Г. Священная война. – В кн.: О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
- Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 4.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168).
- Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России»// Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 46 – 48.
- Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. С. 6.
- Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни....

Районный конкурс методических разработок «Мы правнуки твои, Победа!», посвящённый 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне, с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект спортивного праздника, посвященного Дню Победы «Защитники отечества»...

Цикл бесед о войне с детьми старшего дошкольного возраста
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНАДорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли прои...

Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.
в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...

Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....

Познавательно-творческий проект "Мы о войне стихами говорим!" (старший дошкольный возраст)
День Победы - праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Для наших...
Проект. "Война.Победа.Память" старший дошкольный возраст
Нравственно-патриатическое воспитание...
- Мне нравится (1)