Рабочая программа дополнительного образования. Кружок "Лэпбук".
рабочая программа (подготовительная группа)

Кружок «Лэпбук»

на 2025-2026 учебный год

 

Выполнила: Мирошникова Е.В,

воспитатель, ВКК.

Введение

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.

Пояснительная записка

Что такое лэпбук? (демонстрация лэпбуков)

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга).

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Зачем нужен лэпбук? (демонстрация дети играют с лэпбуком)

Ø Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

Ø Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Ø Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

Ø Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

Ø Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Цель: развить интерес к предмету, раскрыть и развить потенциальные творческие способности посредством техники лэпбук.

Задачи программы:
– Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе творческой деятельности.
– Сформировать стремление получать новую информацию и структурировать ее при создании лэпбука.
– Сформировать чувство ответственности за свои поступки;
– Развивать внимательность, наблюдательность и творческое мышление.
– Развивать любознательность и наблюдательность.
– Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха).
– Воспитывать чувство товарищества и чувство личной ответственности.
– Воспитывать и развивать эстетический вкус.
- Воспитывать уверенность в собственных силах.
- Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность.
-Прививать аккуратность и дисциплинированность;
-Прививать настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей.

Формы и методы работы
Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Методы обучения:
– Наглядные (показ, исполнение педагогом; работа по образцу)
репродуктивный (воспроизводящий);
– Объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
– Метод проблемного изложения
( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
– Частично – поисковый (заключается в организации активного поиска способа решения выдвинутых воспитателем проблем);
– Практические (этот методы, с помощью которых воспитатель придает познавательной деятельности детей, усвоение новых знаний и умений);
– Исследовательские (овладения детьми методами самостоятельной творческой работы).

Результаты освоения программы:

Участие детей в оформлении интегративной тематической папки - отличный способ закрепить определенную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации тем самым активизируя познавательный вид деятельности.
Таким образом, технология коллективного творческого дела в форме лэпбука является активной формой обучения и воспитания.

Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 28 недель. Время проведения понеделник - вторник 17 00 часов.

Срок реализации программы: 2025-2026 учебный год.

Учебный план кружковой работы

Наименование

Количество занятий

«Арифметика»

В неделю

В месяц

В год

1

4

28

 

Планирование кружковой работы «Арифметика» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по освоению программы.

Номер

Месяц

Тема

1

Октябр

«Лекарственные растения»

2

Ноябрь

«Металлург»

3

Декабрь

«Погода»

4

Январь

«Театр»

5

Февраль

«Фразовый конструктор»

6

Март

«Скоро в школу»

7

Апрель

«Почта»

Выставка готовых работ «Лэпбук»

 

Работу по оформлению лэпбука разделим на этапы:
1 этап
Определение темы и составление плана (дети и педагоги)
2 этап
Сбор информации (дети и педагоги, родители)
3 этап
Распечатка иллюстраций и лексической информации (педагоги, родители)
4 этап
Оформление и сборка лэпбука (дети и педагоги)
4 этап: сборка и оформление лэпбука (самый интересный).Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана – создать макет будущей папки. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого -текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Дети были активными участниками в оформлении лэпбука. На основе собранного материала и полученных знаний дети вместе с педагогами создавали страничку, за страничкой.

В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

Ø Первичная диагностика – сентябрь.

Ø Итоговая диагностика – май.


Анкета индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)

Познавательная потребность дошкольника

(В.С.Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту

Э.А.Барановой)

Цель. Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности.

Материал. Стандартизованная анкета, включающая 7 вопросов, адресованных взрослым,

имеющим отношение к воспитанию ребенка (родителям, воспитателям).

№ Вопросы

1. Как часто ребенок подолгу (полчаса-час) занимается какой-

либо умственной деятельностью

а) постоянно - 5

б) иногда - 3

в) очень редко -1

 

2. Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку

а) помучиться, но самому найти ответ -5 

б) когда как -3

в) получить готовый ответ от других -1 

 

3. Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца

а) постоянно, слушает до конца -5

б) иногда, не всегда слушает до конца -3 

в) редко -1

 

4. Насколько положительно эмоционально ребенок относится

к интересному для него занятию, связанному с умственным

напряжением

а) очень положительно -5 

б) когда как -3

в) скорее равнодушно -1 

 

5. Часто ли ребенок задает вопросы

а) часто -5 

б) иногда -3

в) очень редко -1 

 

6. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос

а) да -5

б) не всегда -3 

в) нет -1

 

7. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной к одной теме)

а) да, бывает довольно часто -5 

б) когда как -3

в) не наблюдалось -1 

 

Ход проведения. Испытуемым дается анкетный лист с вопросами и предлагается ответить на заданные вопросы, выбрав один из вариантов ответов.

Обработка данных:

Ответ а) оценивается в «5 баллов»; б)  «3 балла»; в) «1 балл».

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

 27-35 баллов – познавательная потребность выражена сильно;

17-26 балов – умеренно; 

менее 17 баллов - слабо.

 

Литература:

1. Гатовская Д.А « Лэпбук как средство обучения».

2. Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – накопительная книга», журнал « Обруч № 4 2015 год.
www.tavika.ru « Как сделать лэпбук».

3. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...

4. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_lepbuk.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования по образовательной технологии

в подготовительной группе комбинированной направленности (6-7 лет)

Кружок «Лэпбук»

на 2025-2026 учебный год

Выполнила: Мирошникова Е.В,

воспитатель, ВКК.

Введение

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.

Пояснительная записка

Что такое лэпбук? (демонстрация лэпбуков)

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга).

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Зачем нужен лэпбук? (демонстрация дети играют с лэпбуком)

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  • Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
  • Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Цель: развить интерес к предмету, раскрыть и развить потенциальные творческие способности посредством техники лэпбук.

Задачи программы:
– Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе творческой деятельности.
– Сформировать стремление получать новую информацию и структурировать ее при создании лэпбука.
– Сформировать чувство ответственности за свои поступки;
– Развивать внимательность, наблюдательность и творческое мышление.
– Развивать любознательность и наблюдательность.
– Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха).
– Воспитывать чувство товарищества и чувство личной ответственности.
– Воспитывать и развивать эстетический вкус.
- Воспитывать уверенность в собственных силах.
- Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность.
-Прививать аккуратность и дисциплинированность;
-Прививать настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей.

Формы и методы работы
Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Методы обучения:
– Наглядные (показ, исполнение педагогом; работа по образцу)
репродуктивный (воспроизводящий);
– Объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
– Метод проблемного изложения
( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
– Частично – поисковый (заключается в организации активного поиска способа решения выдвинутых воспитателем проблем);
– Практические (этот методы, с помощью которых воспитатель придает познавательной деятельности детей, усвоение новых знаний и умений);
– Исследовательские (овладения детьми методами самостоятельной творческой работы).

Результаты освоения программы:

Участие детей в оформлении интегративной тематической папки - отличный способ закрепить определенную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации тем самым активизируя познавательный вид деятельности.
Таким образом, технология коллективного творческого дела в форме лэпбука является активной формой обучения и воспитания.

Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 28 недель. Время проведения понеделник - вторник 17 00 часов.

Срок реализации программы: 2025-2026 учебный год.

Учебный план кружковой работы

Наименование

Количество занятий

«Арифметика»

В неделю

В месяц

В год

1

4

28

Планирование кружковой работы «Арифметика» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по освоению программы.

Номер

Месяц

Тема

1

Октябр

«Лекарственные растения»

2

Ноябрь

«Металлург»

3

Декабрь

«Погода»

4

Январь

«Театр»

5

Февраль

«Фразовый конструктор»

6

Март

«Скоро в школу»

7

Апрель

«Почта»

Выставка готовых работ «Лэпбук»

Работу по оформлению лэпбука разделим на этапы:
1 этап
Определение темы и составление плана (дети и педагоги)
2 этап
Сбор информации (дети и педагоги, родители)
3 этап
Распечатка иллюстраций и лексической информации (педагоги, родители)
4 этап
Оформление и сборка лэпбука (дети и педагоги)
4 этап: сборка и оформление лэпбука (самый интересный).Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана – создать макет будущей папки. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого -текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Дети были активными участниками в оформлении лэпбука. На основе собранного материала и полученных знаний дети вместе с педагогами создавали страничку, за страничкой.

В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

  • Первичная диагностика – сентябрь.
  • Итоговая диагностика – май.


Анкета индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)

Познавательная потребность дошкольника

(В.С.Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту

Э.А.Барановой)

Цель. Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности.

Материал. Стандартизованная анкета, включающая 7 вопросов, адресованных взрослым,

имеющим отношение к воспитанию ребенка (родителям, воспитателям).

№ Вопросы

  1. Как часто ребенок подолгу (полчаса-час) занимается какой-

либо умственной деятельностью

а) постоянно - 5

б) иногда - 3

в) очень редко -1

 

2. Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку

а) помучиться, но самому найти ответ -5

б) когда как -3

в) получить готовый ответ от других -1

3. Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца

а) постоянно, слушает до конца -5

б) иногда, не всегда слушает до конца -3

в) редко -1

  1. Насколько положительно эмоционально ребенок относится

к интересному для него занятию, связанному с умственным

напряжением

а) очень положительно -5

б) когда как -3

в) скорее равнодушно -1

5. Часто ли ребенок задает вопросы

а) часто -5

б) иногда -3

в) очень редко -1

6. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос

а) да -5

б) не всегда -3

в) нет -1

7. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной к одной теме)

а) да, бывает довольно часто -5

б) когда как -3

в) не наблюдалось -1

Ход проведения. Испытуемым дается анкетный лист с вопросами и предлагается ответить на заданные вопросы, выбрав один из вариантов ответов.

Обработка данных: 

Ответ а) оценивается в «5 баллов»; б)  «3 балла»; в) «1 балл».

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

 27-35 баллов – познавательная потребность выражена сильно;

17-26 балов – умеренно;

менее 17 баллов - слабо.

Литература:

  1. Гатовская Д.А « Лэпбук как средство обучения».
  2. Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – накопительная книга», журнал « Обруч № 4 2015 год.
    www.tavika.ru « Как сделать лэпбук».
  3. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
  4. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...