Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками с ТНР
статья по логопедии

Смирнова Ольга Владимировна

В статье описываются этапы работы по внедрению кинезиологических упражнений, приемы кинезиологии, используемые в работе с детьми. Также описаны методы работы с родителями и педагогами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kineziologiya_smirnova_olga_vladimirovna_g.kansk_.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»

Статья на тему

«Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками с ТНР»

подготовила

Смирнова Ольга Владимировна

                                                                                            учитель-логопед МБДОУ № 10

                                                                                        « Аленушка»

              Актуальность         

В результате ежегодного обследования воспитанников в ДОУ, я пришла к выводу, что в последнее время увеличилось количество детей с низкой речевой активностью, которая накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается незрелость психических процессов, пространственные нарушения, снижение работоспособности, отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений. Возникла потребность повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, вызвать интерес к речевой деятельности. Выявленные проблемы способствовали  поиску новых технологий, приемов, методик, изучению передового опыта коллег, и внедрение их в образовательный процесс.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Еще В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. 

Меня заинтересовал метод кинезиологии. Это одна из здоровьесберегающих технологий. Она позволяет, расширить возможные границы головного мозга. Основателями образовательной̆ кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В России последователями этого направления являются В.Ф. Базарный, А.Л. Сиротюк.    

Уникальность данной методики заключается в том, что во время выполнения кинезиологических упражнений речевые и психические процессы корректируются через движение, в процессе которого создаются новые нейронные связи, улучшающие работу головного мозга и активизирующие межполушарное взаимодействие.

Мною была поставлена цель: Использование  комплексов кинезиологических упражнений в коррекционно-образовательном процессе для активизации мыслительной и речевой деятельности детей с ТНР.

Определены задачи:

- изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу: использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками с ТНР;

- обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений;

- повысить уровень мыслительной и речевой активности детей с ТНР;

-повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу использования метода кинезиологии в работе с детьми с ТНР.

 

Мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

По исследованиям физиологов  правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать через кинезиологические упражнения.

Этапы работы:

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, в который включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения на релаксацию и массаж.

На первом этапе я изучила современную научную и педагогическую литературу по данному вопросу, прослушала вебинары, подобрала комплексы кинезиологических упражнений.

Вторым этапом стало внедрение метода кинезиологии в коррекционно-образовательный процесс.

Я использую кинезиологические упражнения на своих фронтальных коррекционных занятиях в качестве физминутки (Отдыхалочки), а также в работе с подгруппой и индивидуально.

В своей работе с детьми применяю следующие приемы кинезиологии:

Растяжки – нормализуют  гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата («Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоки»).

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность («Свеча», «Дышим носом», «Ныряльщики»).

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие («Глаз – путешественник», «Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глазки», «Слон»).

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию мышечного напряжения («Погреем руки», «Цветочек», «Лучики солнца», «Ковер – самолет», «Дирижер».

Упражнения для развития мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга («Ухо – нос», «Кулак – ребро- ладонь», «Колечко», «Цепочки», «Лезгинка», «Змейка» и т.д.)

Успешно применяю в своей работе с детьми зеркальное рисование. Это прием, когда ребенок рисует одновременно двумя руками зеркально симметричные рисунки. Можно использовать данный прием при автоматизации звуков, проговаривая во время рисования нужный звук, слог или слово.

Также использую во время занятий такой кинезиологический тренажер, как межполушарные доски. Межполушарная доска – это развивающая игра для тренировки обоих полушарий головного мозга ребенка. Она позволяет составить разные комбинации заданий, в результате которых улучшается взаимодействие работы левого и правого полушарий мозга, развивается мелкая моторика рук и координация движений.

Работа с родителями.

Для реализации поставленных задач привлекаю родителей, которые активно  включаются в совместную деятельность, помогают в организации  и проведении мастер-классов: «Гимнастика для мозга», «Зарядка для ума и тела». Родители вместе с детьми  приняли участие в создании иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки». Являлась одним из организаторов Дефекто-лого-вертушки для родителей разных садов, где провела мастер-класс «Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста». Провожу консультации по организации занятий с ребенком в домашних условиях. Включение родителей в совместную деятельность стало содержанием третьего этапа. В результате таких встреч многие из них стали более квалифицированными моими помощниками.

Работа с педагогами.

При организации деятельности с педагогами по вопросу применения метода Кинезиологии в образовательном процессе использую разные формы: консультации, мастер-класс «Кинезиологические упражнения для речевого развития», презентация опыта работы (ГМО «Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ», педсовет «Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ»).

В результате организованной деятельности:

 - внедрен в образовательный процесс метод кинезиологии для активизации мыслительной и речевой деятельности детей с ТНР;

- обогащена среда дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений;

- повышен уровень мыслительной и речевой активности детей с ТНР;

- повышена педагогическую компетентность родителей по вопросу использования метода кинезиологии в работе с детьми с ТНР.

Анализ результатов оценки психомоторного развития (Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича) показал, что за период с 2023г. по 2025г. количество воспитанников, демонстрирующих высокий уровень выполнения заданий увеличилось на 7%, показатель среднего уровня увеличился на 7 %, количество воспитанников с низким уровнем выполнения заданий мне удалось снизить на 6 %, что свидетельствует об эффективности проделанной работы.

В результате использования метода «Кинезиологии» у моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности, положительный эмоциональный настрой, повышена работоспособность, продуктивность деятельности, улучшается память, внимание, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижена утомляемость, повышена способность к произвольному контролю. 

Для оценки эффективности деятельности использую:

- шкалу оценки психомоторного развития Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича (элементы);

-методику комплексного индивидуального обследования дошкольников с ТНР Н.В. Нищевой;

- анкетирование родителей.

В перспективе планирую продолжать работу по вопросу использования метода кинезиологии, расширять комплексы упражнений, презентовать опыт работы коллегам ДОО и родителям, т.к. кинезиологические упражнения можно применять как в ДОО так и в домашних условиях.

Список используемой литературы
- Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинезиология для детей». М., 1984.

- А. Л. Сиротюк.  Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001.
- А. Л. Сиротюк .Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008..
-Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.
- Л. Ф. Васильева . Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г.
- Л.Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 1997 г.
В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» Издательство «ВАКО», 2004 г.

С. Прищепа, И. Попкова, Г. Коняхина. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника. // Дошкольное воспитание № 1, 2005 г.
А. Сиротюк. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка. // Дошкольное воспитание №1, 2005 г.
А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. –М., 2002 г.
Г.Е. Шанина. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. – М., ВНИИФК, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»

Дошкольный возраст — время активного познания окружа­ющего мира.  Задача педагога научить дошкольников ориентироваться в  большом потоке информации. Детям важно не только  усваивать и с...

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"....

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"

Цель занятия: развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий ; устранение дезадаптации в процессе обучения; развитие мелкой моторики; развитие умственных способностей; развитие...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...

Мастер -класс для педагогов дошкольного образования. Тема: «Использование методов кинезиологии в работе с детьми старшего до-школьного возраста».

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников....