консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Притворова Елена Викторовна

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samostoyatelnosti_u_detey_4.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание самостоятельности у детей 4 – 5 лет»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка, мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Уже к четырём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Воспитывать в ребёнке самостоятельность – это сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности ‐ не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно.

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям средней группы:

— Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

— Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

— Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

— Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

— Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

— Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

— Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

К четырем годам ребенок также может:

—  подметать или пылесосить полы;

— вытирать пыль с мебели;

— поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);

— менять воду в поилке и кормить домашних животных;

— развешивать на сушилке мелкое белье (трусики, носки, детские футболки);

— в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;

— застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;

— насыпать в тарелку хлопья для завтрака;

— намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;

— взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;

— перемешивать салат;

— чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);

— собирать ягоды с кустов.

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка очень важна для будущего формирования личности. Когда ребёнок-школьник уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых  уроки или собрать портфель, это уже проблема. Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Самостоятельные игры детей в театральных уголках»

Консультация для воспитателей:«Самостоятельные игры детей в театральных уголках» Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впеч...

Консультация для родителей самостоятельно подготавливающих детей к школе

Уважаемые родители, не секрет, что у многих из Вас возникают разного рода трудности (отсутствие времени, нужных знаний и др.) при осуществлении самостоятельной подготовки ваших детей к школьному обуче...

Консультация для родителей«Самостоятельная деятельность детей раннего возраста».

Консультация для родителей " Самостоятельная деятельность детей раннего возраста"...

Консультация для воспитателей "Самостоятельная деятельность детей в процессе художественно-эстетического воспитания»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

консультация "Как воспитывать самостоятельность у детей"

самостоятельность это ценное качество которое необходимо человеку в жихни , о воспитании самостоятельности детей...

Консультация для родителей "Самостоятельная деятельность детей"

Консультация предназначена для родителей дете дошкольного возраста....

Консультация для родителей " Самостоятельность у детей младшего возраста"

Раскрыт термин самостоятельность и что он подразумевает. Даны рекомендации родителям по развитию у детей самостоятельности.Предложены приёмы и методы....