Дополнительная общеобразовательная программа по познавательно-исследовательскому развитию «Лаборатория «Всезнайка» для подготовительной группы (6-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)
Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы:
- Развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира.
- Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №201 «Островок детства» города Чебоксары Чувашской Республики
Дополнительная общеобразовательная программа
по познавательно-исследовательскому развитию
«Лаборатория «Всезнайка»
для подготовительной группы (6-7 лет)
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор- разработчик: Павлова А. В. воспитатель
1 квалификационной категории
Чебоксары, 2023 г.
Содержание |
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы» |
1.1. Пояснительная записка |
1.2 Цели и задачи программы
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
|
1
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательной программа «Лаборатория «Всезнайка» определяет содержание и организацию образовательного процесса по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет. В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Актуальностью создания данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и детского сада.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г.
№ 196)
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Устав образовательного учреждения.
- Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
- Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. – 76 с.: ил.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Настоящая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Уровень программы- стартовый (ознакомительный).
Срок реализации программы - 9 месяцев.
Форма занятий: совместная деятельность взрослого и детей по подгруппам и индивидуально.
Приемы и методы реализации программы:
- игровые;
- наглядные (рассматривание, показ образца, наблюдения и др.);
- словесные: вопросы, беседа, напоминание, обсуждение, повторения и др;
- практические (экспериментирование, опыты);
Продолжительность реализации программы – 9 месяцев. Занятия проводятся 4 раза в месяц, 1 занятие в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут.
Наполняемость групп – 15 человек.
Цели и задачи программы
Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы:
- Развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира.
- Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Основные принципы работы:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе Программы заложены основные принципы и подходы программ, указанных в пояснительной записке.
Учебный план
«Лаборатория «Всезнайка»
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов | Формы аттестации |
1 | Введение | 1 | 1 | Наблюдение |
2 | Температура | 1 | 5 | Наблюдение |
3 | Электричество | 1 | 8 | Наблюдение |
4 | Магнитное поле | 1 | 5 | Наблюдение |
5 | Кислотность | 1 | 6 | Наблюдение |
7 | Звук | 1 | 4 | Наблюдение |
8 | Вес, сила | 1 | 3 | Наблюдение |
9 | Смотрите, что я умею. | 1 | 3 | Наблюдение |
Всего | 35 | |||
Содержание программы «Лаборатории «Всезнайки»
Цифровая Лаборатория состоит из шести тем.
Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.
Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор с оборудованием.
∙ Температура;
∙ Свет;
∙ Звук;
∙ Электричество;
∙ Сила;
∙ Кислотность.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты после реализации программы:
- повышение уровня дошкольной готовности детей;
- проявление интереса к исследовательской деятельности;
- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- развитие коммуникативных навыков.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
- Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма проведения занятия | Часов | Тема занятий | Место проведения | Формы аттестаци и |
1 | Сентябрь | 10 | 1 половина дня | Колл. занятие «Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей», Индивидуальные занятия педагога с ребенком. Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | «Введение правил». Знакомство с Наурашей и страной Наурандией. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние, |
2 | Сентябрь | 17 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Тепло или холодно? | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
3 | Сентябрь | 24 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Водичка, водичка…» (свойства и состояния воды) | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
4 | Октябрь | 1 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Лед и пламя. Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
5 | Октябрь | 8 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Измерения температуры различных предметов» | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
6 | Октябрь | 15 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Вкусные опыты. Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
7 | Октябрь | 22 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Знакомство с Лабораторией Электричества | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
8 | Октябрь | 29 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Батарейка. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
9 | Ноябрь | 12 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Электричество рядом. Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
10 | Ноябрь | 19 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Лампочка Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
11 | Ноябрь | 26 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Что такое свет. Измерение силы света | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
12 | Декабрь | 3 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Влияние света на жизнь растений. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
13 | Декабрь | 10 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Игровое мероприятие «Глаза человека. Мы видим благодаря свету». | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
14 | Декабрь | 17 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Эксперименты со светом. Проведение опытов с отражателями. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
15 | Декабрь | 24 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Что такое звук. Что такое громкость. Измерение звука при игре на ксилофоне, флейте. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
16 | Январь | 14 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми опыты. | 1 | Исследование звука свистка. Сравнительны е измерения «Кто громче свистнет» | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
17 | Январь | 21 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Почему в космосе нет звука. Исследование голоса взрослого, ребёнка. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
18 | Январь | 28 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Исследование шума за окном. Игровые измерения «Создаём громкий и высокий звук» | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
19 | Февраль | 4 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Игровые измерения по желанию детей | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
20 | Февраль | 11 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Кислая лаборатория. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка». | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
21 | Февраль | 18 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Наша любимая газировка. Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
22 | Февраль | 25 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Волшебница сода. Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
23 | Март | 4 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Создай свой вкус. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
24 | Март | 11 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Создай свой вкус. Экспериментирование со соками. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
25 | Март | 18 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Магнитные чудеса. Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
26 | Март | 25 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Земля – это магнит. Опыты с магнитами, их особенности и свойства. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
27 | Апрель | 1 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Остаточный магнетизм. Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
28 | Апрель | 8 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Танцующие магниты. Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
29 | Апрель | 15 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Свободная работа детей с лабораторией «Наураша в стране Наурандии» | 1 | Опыты с магнитом. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
30 | Апрель | 22 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Игровые измерения по желанию детей | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
31 | Апрель | 29 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми -опыты. | 1 | Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы и веса. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
32 | Май | 6 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Свободная работа детей с лабораторией «Наураша в стране Наурандии» | 1 | Что такое удар средней силы. Измерение силы удара, силы пальцев. | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
33 | Май | 13 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Совместная деятельность педагога с детьми – опыты. | 1 | Сравнительны е измерения «Кто сильнее ударит, надавит» | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
34 | Май | 20 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Свободная работа детей с лабораторией «Наураша в стране Наурандии» | 1 | Игровые измерения по желанию детей | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
35 | Май | 27 | 1 половина дня | Беседа, Индивидуальные занятия педагога с ребенком Свободная работа детей с Монтессори – материалами. | 1 | л | Кабинет «Монтессори-класс» | Наблюде ние |
Всего | 35 | |||||||
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: специально подготовленная среда Лаборатория, оборудована столами и стульями по росту детей. Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» с датчиками "Божья Коровка". Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов – не выше уровня глаз ребёнка. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзинке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе. Развивающая среда помещения соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Информационно обеспечение программы
В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы.
Используются: Лаборатория «Наураша», таблицы, схемы, картины, фотографии, тесты, опросники, раздаточный материал, специальная литература.
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы занят один педагог: Павлова Анжела Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории.
Способы проверки освоения программы (формы аттестации)
Способы проверки освоения программы – диагностика освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с наблюдений, помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Лаборатория «Всезнайка» – открытое занятие для родителей.
Методики оценки
В основном Наблюдение в свободной деятельности и при проведении режимных моментов, диагностика усвоения рабочей программы по «Лаборатории «Всезнайка» проводится один раз в год, в мае.
Методические материалы
Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Отличительной особенностью рабочей программы «Наураша-дошколенок» является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую инициативу. При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти).
Возможно использование взаимодействия с родителями воспитанников. Используются тесты, опросники, анкетирование родителей, фотографии.
Список литературы
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
- Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
- Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. – 76 с.: ил.
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – Санкт-Петербург 2008 г.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
- Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - СанктПетербург 2007 г.
Использованные интернет-ресурсы:
- http://org.naurasha.ru/ - описание лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;
- http://nsportal.ru/ - опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии»;
- https://infourok.ru/ - презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша»;
- kolosok.vagayobr.ru - буклет «Наураша в стране Наурандии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)
Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)
Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .
Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»
Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем. Показать принцип приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией: шоколадье...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»
Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....
