Дополнительная общеобразовательная программа по познавательно-исследовательскому развитию «Лаборатория «Всезнайка» для подготовительной группы (6-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)

Павлова Анжела Владимировна

Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи программы:

    - Развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира.

    - Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

    - Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №201 «Островок детства» города Чебоксары Чувашской Республики

Дополнительная общеобразовательная программа

по познавательно-исследовательскому развитию

 «Лаборатория «Всезнайка»

для подготовительной группы (6-7 лет)

Возраст детей, на которых  рассчитана программа: 6-7 лет    

 Срок реализации: 9 месяцев

Автор- разработчик: Павлова А. В. воспитатель

 1 квалификационной категории

Чебоксары, 2023 г.

Содержание

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи программы

  1. Учебный план
  2. Содержание программы
  3. Планируемые результаты

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Календарный учебный график
  2. Условия реализации программы
  3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы
  1. Методические материалы
  2. Список литературы

1

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательной программа «Лаборатория «Всезнайка» определяет содержание и организацию образовательного процесса по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет. В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Актуальностью создания данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и детского сада.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Порядок        организации        и        осуществления        образовательной        деятельности        

по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г.

№ 196)

  • методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Устав образовательного учреждения.

         - Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.

         - Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. – 76 с.: ил.

              Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.  

Настоящая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Уровень программы- стартовый (ознакомительный).

Срок реализации программы - 9 месяцев.

Форма занятий: совместная деятельность взрослого и детей по подгруппам и индивидуально.

              Приемы и методы реализации программы:

  • игровые;
  • наглядные (рассматривание, показ образца, наблюдения и др.);
  • словесные: вопросы, беседа, напоминание, обсуждение, повторения и др;
  • практические (экспериментирование, опыты);

Продолжительность реализации программы – 9 месяцев. Занятия проводятся 4 раза в месяц, 1 занятие в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут.

Наполняемость групп – 15 человек.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи программы:

    - Развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира.

    - Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

    - Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.

Основные принципы работы:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество организации с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

В основе Программы заложены основные принципы и подходы программ, указанных в пояснительной записке.

  1. Учебный план

                        «Лаборатория «Всезнайка»

Название раздела, темы

Кол-во        часов        в неделю

Кол-во часов

Формы аттестации

1

Введение

1

1

Наблюдение

2

Температура

1

5

Наблюдение

3

Электричество

1

8

Наблюдение

4

Магнитное поле

1

5

Наблюдение

5

Кислотность

1

6

Наблюдение

7

Звук

1

4

Наблюдение

8

Вес, сила

1

3

Наблюдение

9

Смотрите, что я умею.

1

3

Наблюдение

Всего

35

  1. Содержание программы «Лаборатории «Всезнайки»

Цифровая Лаборатория состоит из шести тем.

Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.

 Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор с оборудованием.

 ∙ Температура;

 ∙ Свет;

∙ Звук;

∙ Электричество;

∙ Сила;

 ∙ Кислотность.

  1. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты после реализации программы:

  1. повышение уровня дошкольной готовности детей;
  2. проявление интереса к исследовательской деятельности;
  3. выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  4. накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  5. проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  6. проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  7. развитие коммуникативных навыков.

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

  1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время

проведения занятия

Форма

проведения занятия

Часов

Тема занятий

Место проведения

Формы

аттестаци и

1

Сентябрь

10

1 половина дня

Колл. занятие «Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей»,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком.

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

 «Введение правил».

Знакомство с Наурашей и страной Наурандией.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние,

2

Сентябрь

17

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Тепло или холодно?

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

3

Сентябрь

24

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Водичка, водичка…» (свойства и состояния воды)

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

4

Октябрь

1

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Лед и пламя. Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

5

Октябрь

8

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Измерения температуры различных предметов»

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

6

Октябрь

15

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Вкусные опыты. Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

7

Октябрь

22

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Знакомство с Лабораторией Электричества

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

8

Октябрь

29

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Батарейка. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

9

Ноябрь

12

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Электричество рядом. Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

10

Ноябрь

19

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Лампочка Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

11

Ноябрь

26

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Что такое свет. Измерение силы света

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

12

Декабрь

3

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Влияние света на жизнь растений.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

13

Декабрь

10

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Игровое мероприятие «Глаза человека. Мы видим благодаря свету».

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

14

Декабрь

17

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Эксперименты со светом. Проведение опытов с отражателями.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

15

Декабрь

24

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Что такое звук. Что такое громкость. Измерение звука при игре на ксилофоне, флейте.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

16

Январь

14

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми опыты.

1

Исследование звука свистка. Сравнительны е измерения «Кто громче свистнет»

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

17

Январь

21

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Почему в космосе нет звука. Исследование голоса взрослого, ребёнка.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

18

Январь

28

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Исследование шума за окном. Игровые измерения «Создаём громкий и высокий звук»

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

19

Февраль

4

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Игровые измерения по желанию детей

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

20

Февраль

11

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Кислая лаборатория. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка».

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

21

Февраль

18

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Наша любимая газировка. Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

22

Февраль

25

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Волшебница сода. Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

23

Март

4

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Создай свой вкус. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

24

Март

11

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Создай свой вкус. Экспериментирование со соками.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

25

Март

18

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Магнитные чудеса. Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

26

Март

25

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Земля – это магнит. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

27

Апрель

1

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Остаточный магнетизм. Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

28

Апрель

8

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Танцующие магниты. Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки».

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

29

Апрель

15

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Свободная работа детей с лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

1

Опыты с магнитом.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

30

Апрель

22

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Игровые измерения по желанию детей

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

31

Апрель

29

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми -опыты.

1

Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы и веса.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

32

Май

6

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Свободная работа детей с лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

1

Что такое удар средней силы. Измерение силы удара, силы пальцев.

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

33

Май

13

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Совместная деятельность педагога с детьми – опыты.

1

Сравнительны е измерения «Кто сильнее ударит, надавит»

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

34

Май

20

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Свободная работа детей с лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

1

Игровые измерения по желанию детей

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

35

Май

27

1 половина дня

Беседа,

Индивидуальные занятия педагога с ребенком

Свободная работа детей с Монтессори – материалами.

1

л

Кабинет «Монтессори-класс»

Наблюде ние

Всего

35

        

  1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: специально подготовленная среда Лаборатория, оборудована столами и стульями по росту детей. Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» с датчиками "Божья Коровка". Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов – не выше уровня глаз ребёнка. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзинке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе. Развивающая среда помещения соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Информационно обеспечение программы

В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы.

Используются: Лаборатория «Наураша», таблицы, схемы, картины, фотографии, тесты, опросники, раздаточный материал, специальная литература.

Кадровое обеспечение программы

В реализации программы занят один педагог: Павлова Анжела Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории.

  1. Способы проверки освоения программы (формы аттестации)

Способы проверки освоения программы – диагностика освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с наблюдений, помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Лаборатория «Всезнайка» – открытое занятие для родителей.

  1. Методики оценки

В основном Наблюдение в свободной деятельности и при проведении режимных моментов, диагностика усвоения рабочей программы по «Лаборатории «Всезнайка» проводится один раз в год, в мае.

  1. Методические материалы

Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Отличительной особенностью рабочей программы «Наураша-дошколенок» является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую инициативу. При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти).

Возможно использование взаимодействия с родителями воспитанников. Используются  тесты, опросники, анкетирование родителей, фотографии.

  1. Список литературы

  1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  2. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
  3. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. – 76 с.: ил.
  4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – Санкт-Петербург 2008 г.
  5. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
  6. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - СанктПетербург 2007 г.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. http://org.naurasha.ru/ - описание лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;
  2. http://nsportal.ru/ - опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии»;
  3. https://infourok.ru/ - презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша»;
  4. kolosok.vagayobr.ru - буклет «Наураша в стране Наурандии»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)

Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .

Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»

Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....