Мастер-класс для педагогов по нетрадиционному рисованию "Волшебные елочки"
учебно-методический материал
Мастер-класс для педагогов по теме:
Нетрадиционные методы рисования в ДОУ
«Волшебные елочки»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.45 КБ | |
| 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ «Детский сад № 108»
Мастер-класс для педагогов по теме:
Нетрадиционные методы рисования в ДОУ
«Волшебные елочки»
Воспитатели:
Маковская А.В.
Богословская М.А.
Ярославль, 2024 г.
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
• Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
• Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
• Развивать творческие способности и экспериментирование;
• Воспитывать чувство прекрасного.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, акварель, кисти для рисования, тарелочки, зубная паста, пена для бритья, трубочка для коктейля, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, зубные щетки, одноразовые вилки, средство для мытья посуды, зубочистки, яйца от киндер сюрприза с угощениями (печенье, конфеты, мандарин, виноград), тарелки с угощениями, большая елка из бумаги.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Практическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые я предлагаю в своей работе детям дошкольного возраста в рамках своей темы самообразования.
Разрешите, я вам расскажу немного о них.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
Вопросы:
1.Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?
2.С какой целью?
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.
Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается.
К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.
Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное - поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!».
Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.
Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:
- ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы);
- отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);
- исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.
- И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.
Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. А какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много.
Самое увлекательное в процессе рисования - волшебство.
Методы нетрадиционных техник рисования:
- « Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет
2. «Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
3. «Рисование нитками»
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
4. «Печатание бумагой»
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
5. «Рисование мыльной пеной»
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
6. «Рисование методом наката»
Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.
7. «Рисование ребром картона»
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
8. «Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
9. «Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
10. «Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
11. «Клеевая техника (витражи)»
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА)сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
12. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
13. «Рисование по кругу»
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
14. Рисование вдвоем
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
15.«Мятый рисунок»
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
16.«Рисование клейстером»
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
17.«Рисование по стеклу»
Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.
18.«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
19.«Печатание спичечным коробком»
Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.
20.«Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
21. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
22. «Граттаж»
Техника рисования. На плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.
23. «Восковые карандаши + акварель»
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
24. Рисование свечой (проступающий рисунок)
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой незатонируется.
25. Рисование жесткой кистью (щетина)
Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны (опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки".
26. Рисование по сырому.
Техника рисования. Влажной от воды (немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
27. Расчесывание краски
Техника рисования. Нанести с помощью кисти гуашевые пятна ( можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.
28.Рисование углем
Техника рисования. Рисунок выполняется тонким концом угля или всей повехностью (растушевка), точно также, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.
29. Печать винной и пенопластовой пробкой
Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.
30. Рисование цветными и белыми мелками
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Совсем скоро новый год. И в преддверии это замечательно праздника я предлагаю Вам украсить нашу елку (заранее подготовленная большая елка из бумаги) необычными елочными шарами, которые вы прямо сейчас сможете сделать. Но сначала вам нужно разделиться на команды.
ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ (младший, средний, старший и подготовительный возраст)
На столах перед участниками лежат яички от киндер сюрприза, в которых спрятаны угощения (печенье, конфета, мандарин, виноград). Каждый берет одно, открывает и садится за тот стол, какое угощение ему попалось. Таким образом получается 4 команды.
На каждом столе лежат технологические карты нетрадиционных методов рисования, листы бумаги в виде елочного шара, все необходимые для рисования атрибуты.
Каждая команда выполняет рисование самостоятельно по технологии. По окончанию работы, обсуждаем какой возрастной категории детей подходит каждый способ нетрадиционного рисования.
Итоговые шары крепим на ёлку с помощью липучек.
Источники литературы:
1.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
8. И. А. Лыкова. Программа" Цветные ладошки".
Предварительный просмотр:
№ 1 Ёлочка ладошкой + пальчики
Вид: отпечаток.
Материал: палитра, гуашь (красная, желтая, зеленая) кисть с мягким ворсом, вода, лист-шар белого цвета, салфетки сухие и влажные.
Техника выполнения: рисование отпечатком ладошки зеленого цвета вниз иголками (пальцы):
- наносим на ладонь гуашь зеленого цвета кистью,
- делаем на листе отпечаток,
- вытираем руку салфетками,
- указательным пальцем делаем шарики желтого и красного цвета,
- вытираем руку салфетками,
- на верхушку наклеиваем звездочку.
Рисунок готов!
№ 2 Ёлочка пальчиками
Вид: отпечаток
Материал: палитра, гуашь зеленая, голубая, красная, лист-шар красного цвета, простой карандаш, салфетки.
Техника выполнения:
- на листе бумаги рисуем простым карандашом заготовку елочки с веточками,
- наносим пальчиком с белой гуашью на каждую веточку отпечатки по всей длине веточки,
- продолжаем так же и на других ветках,
- пальчиком с красным цветом делаем отпечаток на верхушке «звезда»,
- пальчиком с голубым цветом делаем отпечаток снежинок
- вытираем руки салфетками,
- на верхушку наклеиваем звездочку.
Рисунок готов!
№ 3 Ёлочка. Тычок жесткой кистью
по трафарету (2 цвета)
Вид: отпечаток
Материал: жесткая кисть, гуашь зеленая и белая, лист-шар белого цвета, трафарет Ёка, простой карандаш, вода, салфетки.
Техника выполнения:
- обводим трафарет простым карандашом,
- наносим зеленую гуашь ребром кисти рядами на елку пока не кончится краска на кисти,
- при работе кисть в воду не опускается для большего эффекта пушистых иголок,
- даем зеленой гуаши немного подсохнуть,
- наносим жесткой кистью белую гуашь рядами по веточкам (имитация снега).
Рисунок готов!
№4 Ёлочка. Трафарет губкой
Вид: рисование способом тампонирования, тычок.
Материал: трафарет елочки, губки, ватные палочки, гуашь белого цвета, синяя, желтая, кисть, лист-шар красного цвета, салфетки.
Техника выполнения:
- на лист бумаги прикладываем трафарет елки, наносим краску белого цвета с помощью тампона,
- 2-3 минуты ждем, когда высохнет,
- ватными палочками рисуем с помощью тычка гирлянду желтого и синего цвета,
- на верхушку наклеиваем звездочку.
Рисунок готов!
№5 Кляксография Ёлочка. Ватные палочки +
трафарет звезда
Вид: рисование легкими, тычком.
Материал: гуашь зеленая, красная, желтая, лист-шар белого цвета, трубочки, кисточка, салфетки.
Техника выполнения:
- на листе бумаги рисуем ёлочку простым карандашом с веточками.
- разводим зеленую гуашь так, чтобы она была жидкой,
- наносим капельками с помощью кисти на ветки,
- раздуваем вниз капли с помощью трубочки воздухом не прикасаясь трубочкой к краске,
- ватной палочкой рисуем шарики на ветках,
- трафарет звезда красной краской.
Рисунок готов!
№6 Набрызг «Ёлочка» по трафарету
Вид: вода, отпечаток
Материал: лист-шар белого цвета, гуашь белая, акварель голубая, вода, трафарет, зубная щетка, деревянная палочка, салфетки.
Техника выполнения:
- тонируем лист бумаги голубой акварелью по сырому,
- трафарет елочки кладем на лист бумаги,
- разводим белую гуашь так, чтобы она была жидкой,
- зубной щеткой разбрызгиваем на лист бумаги белую гуашь об палочку или верхнюю часть,
- снимаем трафарет.
Рисунок готов!
№ 7 Ёлочка. Зубной пастой по веточкам. Зубочисткой «царапки» на веточках
Вид: объемный рисунок, элементы граттажа.
Материал: зубная паста белого цвета, лист-шар красного цвета, кисточка, зубная щетка, простой карандаш, гуашь, салфетки, ватные палочки.
Техника выполнения:
- на листе бумаги простым карандашом рисуем елку веточками,
- выдавливаем зубную пасту на веточки,
- кисточкой помогаем распределить пасту с верхней и нижней стороны ветки,
- даем зубной пасте высохнуть,
- делаем «царапки» по зубной пасте – иголки,
- рисунок можно украсить, нарисовать ватной палочкой шарики,
- на верхушку наклеиваем звездочку.
Рисунок готов!
№8 Ёлочка на пене для бритья гуашью
Вид: отпечаток
Материалы: лист бумаги А-4, лист-шар красного цвета, пена для бритья, кисть, гуашь зеленого, желтого, красного и др. цветов, линейка пластмассовая, салфетки.
Техника выполнения:
- на лист бумаги А4 наносим пену для бритья распределяя ее по всей поверхности листа (разравниваем линейкой),
- наносим рисунок по пене (Елочку), украшения на елку (здесь можно проявить вашу фантазию),
-после такого как рисунок на пене нарисован, прикладываем второй лист-шарик красного цвета сверху, немножко прижимаем ладонями,
- снимаем аккуратно верхний лист-шарик, первый лист нам уже не нужен,
- со второго листа линейкой снимаем пену с одной стороны листа до другой ребром.
- красивый отпечаток Елочки отпечатался!
Рисунок готов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер – класса для родителей и детей «Игрушки для елочки»(первая младшая группа).
Способствовать сближению детей и родителей в творческом процессе....

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс для детей и родителей "Наряд для елочки"
Сценарий совместной деятельности педагога, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Слайдовое сопровождение можно скачать здесь https://yadi.sk/d/OkiyIup_3S4EbC...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

Методическая разработка "Мастер - класс для детей раннего возраста с родителями "Елочка пушистая в гости к нам пришла"
Мастер - класс с детьми раннего возраста и родителями по изготовлению елочки с сюрпризом из картона, бумаги, проволоки, колокольчика....

мастер-класс для молодых педагогов "Рисование елочки в средней группе"
Мастер-класс для молодых педагогов, студентов "Рисование елочки в средней группе"...

Мастер – класс по рисованию красками в нетрадиционных техниках «Маленькой елочке холодно зимой»
Мастер – класс по рисованию красками в нетрадиционных техниках «Маленькой елочке холодно зимой»...
