Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры
методическая разработка (средняя группа)

**Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры** Экологическое воспитание дошкольников — это процесс формирования у детей знаний и умений, связанных с окружающей средой, а также развитие ответственного и бережного отношения к природе. Дидактические игры являются эффективным методом для достижения этих целей. **Цели экологического воспитания дошкольников:** * Формирование у детей представлений о природе и её компонентах. * Развитие умений наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы о природных явлениях. * Воспитание любви и бережного отношения к природе. * Формирование навыков правильного взаимодействия с окружающей средой. **Примеры дидактических игр для экологического воспитания дошкольников:** 1. **Классификации «Кто где живёт?»**. Игра помогает детям научиться классифицировать животных и растения по их среде обитания (например, лес, водоём, луг). 2. **Лото «Времена года»**. Дети учатся определять и называть времена года, их характерные признаки и изменения в природе. 3. **Игра «Собери картинку»**. Ребёнку предлагается собрать картинку с изображением животного или растения. Это помогает детям лучше запомнить внешний вид и особенности различных представителей флоры и фауны. 4. **Игра «Угадай звук природы»**. В этой игре детям предлагается прослушать звук (например, пение птиц, шум дождя, шелест листьев) и определить, что это за звук и какое животное или явление его издаёт. 5. **Домино с изображениями животных, растений и их среды обитания**. Игра помогает детям закреплять знания о взаимосвязи живых организмов и их среды обитания. 6. **Игра «Что сначала, что потом?»**. Детям предлагаются карточки с изображениями, отражающими последовательность природных явлений (например, смена времён года, рост растения). 7. **Экологические пазлы**. Пазлы с изображением экосистем (лес, луг, водоём) помогают детям изучать разнообразие природы и взаимосвязи между её компонентами. 8. **Игра «Найди пару»**. На карточках изображены животные и их детёныши, растения и их плоды, насекомые и цветы, которые они опыляют. Задача детей — найти пару для каждого изображения. 9. **Игры с природными материалами**. Использование шишек, листьев, веточек и других природных материалов для создания поделок или игр способствует более глубокому пониманию природы и её компонентов. 10. **Ролевые игры на экологические темы**. Дети могут разыгрывать ситуации, связанные с охраной природы, правильным поведением в лесу или на берегу водоёма. Дидактические игры помогают сделать процесс экологического воспитания интересным и увлекательным для дошкольников. Они способствуют развитию не только знаний о природе, но и наблюдательности, внимания и аналитических способностей у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №88 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

"Развитие экологического воспитания дошкольников

через дидактические игры"

(для детей средней группы)

Автор: Рыжкина Юлия Александровна

Воспитатель ГБДОУ №88

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

2025 год

Цель:

Формирование у детей основ экологического сознания и бережного отношения к природе посредством дидактических игр.

Задачи:

Познакомить детей с элементарными экологическими понятиями

Развить умение различать объекты живой и неживой природы

Сформировать навыки правильного поведения в природе

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру

Принцип

Краткое описание

Научная доступность

Примеры и понятия понятны для детей

Игровая мотивация

Обучение происходит в игровой форме

Интеграция областей

Познание + коммуникация + творчество

Систематичность

Занятия проводятся регулярно

Примеры дидактических игр для экологического воспитания

Название игры

Краткое описание

"Что где растет?"

Разложить картинки овощей, фруктов по "грядкам", "деревьям"

"Кто где живёт?"

Собрать животных по их средам обитания

"Чистая тропинка"

В игровой форме сортировать "мусор" (картинки)

"Полезно – вредно"

Разложить поступки человека на две группы

"Живая–неживая природа"

Классификация объектов: камни, растения, животные

Пример конспекта занятия

Тема: "Кто где живёт?"

Возраст: 4–5 лет.

Этап

Содержание

Вводная часть

Беседа: где живут звери, что им нужно для жизни

Игровая часть

Игра "Кто где живёт?" (дети определяют, где чей домик)

Обсуждение

Почему нельзя разорять гнёзда или кормушки

Творчество

Рисуем домики для зверей

Итог

Что нового узнали, что понравилось

Методы и приёмы

Дидактические игры и игровые упражнения

Рассматривание иллюстраций, фотографий

Моделирование и совместное творчество

Наблюдение за реальными объектами во дворе или на прогулке

Коллективные беседы и обсуждения

Оценка эффективности

Наблюдение за экологическим поведением детей на прогулке

Анализ творческих работ

Ответы на вопросы, участие в беседах

Ролевые игры "Как спасти лес", "Экологический патруль"

Список литературы

ФГОС ДО

В. А. Рындина "Экологическое воспитание в детском саду: теория и практика"

В. Н. Синица "Дидактические игры для дошкольников"

Методические сайты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

человек стал человеком когда услышал шопот листьев...

план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".

план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...

Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"

В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...

Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру

Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру...