Игра -развивайка "Камешки Марблс"
план-конспект занятия (средняя группа)

Камалова Ленара Жалиловна

 Игра -развивайка "Камешки Марблс" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameshki_marbls_ood.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа города Нефтекамск республики Башкортостан .

Камушки «Марблс»-как не традиционный метод обучения детей дошкольного возраста 4-5 лет .

Подготовила воспитатель :

 Камалова ЛенараЖалиловна

2024г

Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения, особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического и познавательного развития Марблс способствует решению целого ряда задач:


а) развивают сенсорику, обследовательские действия;
б) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;
в) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;
г) развивают навыки порядкового и количественного счета;
д) развивают чувство ритма, цвета, композиции;
е) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
ж) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;
з) способствуют развитию воображения и творчества;
и)     главное  – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка, формируя его как субъекта собственного математического развития.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.


Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию отвечает современной логике и методологии ФОП ДО потому что:


- с Марблс ребенок именно играет, манипулирует с привлекательными объектами, осваивая в игровой деятельности математические категории и отношения, получая практику счета, группировки, осваивая фигуры и пространство.

Ре- ребенок с высокой степени самореализуется в деятельности с камешками, получает удовольствие от работы с ними и с заданиями на их основе. Сама деятельность привлекательна, ребенок ищет варианты работы с материалом.
- Марблс вызывает у ребенка эмоции, интерес. Согласно теории развития субъектности, именно они дают инициативу и активность ребенка, которая потом и выливается в самостоятельную деятельность. Блестящие, гладкие и привлекательные камешки будят желание работать – дети самостоятельно возвращаются к материалу, просят новые задания на его основе.
- дети могут работать с Марблс без непосредственного руководства взрослого. Взрослый рядом выступает ценителей, соучастником во многих детских играх.


- на основе камешков Марблс идеально вводить ребенка в деятельность в форме культурной практики, о чем мы говорили выше.
- играя в Марблс дети общаются. Единая деятельность и удовольствие от игры дают тему и содержание общения, формируют и укрепляют детские отношения.
Итак, играем в Марблс!

Приведём некоторые игры пособия, только из раздела работы, направленной на формирование геометрических и пространственных представлений.


Формы работы с камешками марблс :

— Индивидуальная образовательная деятельность (как часть занятия);

— Фронтальная образовательная деятельность (как часть занятия).

Требования к организации проведения упражнений с камешками марблс :

— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

— Наличие познавательной направленности упражнений.

— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

- Гигиена рук.

- Осторожность при игре, т. к. камешки хрупкие.

Перечень игр с марблс и их описание.

1. Использование камешков марблс при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

• «Заполни картинку камешками»

2. Звуко-буквенный анализ слов.

Цельразвитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).

• Звуковой анализ по схеме слова.

3. Составление предложений.

ЦельРазвитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.


Цель: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги) разлинованная на квадраты (3*3, камешки "Марблс" разных цветов.
Задание: Педагог дает устные задания типа:
-- Положите красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний угол; зеленый - в левый нижний угол.
--Положите в центр красный камешек. Слева от него синий, под ним – желтый, над ним - белый и т. д.
Проверку задания можно выполнить через предъявление чертежа (слайда) к заданию и через контроль и оценку педагогом.


Д/и №2 «Найди и назови»


Задачи: развивать геометрическую зоркость, учить видеть геометрические формы в окружающем. Развивать умение находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
Оборудование: мешочек, камешки Марблс с нарисованными на них геометрическими фигурами
Содержание и задание: Педагог предлагает одному ребенку достать камешек, назвать вслух геометрическую фигуру. Далее дети называют все предметы в окружении, имеющие такую же форму. Выигрывает тот ребенок, который назовет последний предмет данной формы в окружении. Именно он достает следующий камешек из мешочка


Д/и № 3 «Ползла- ползла гусеница…»


Задачи: закреплять умение ориентироваться на плоскости, понятия вверх\вниз, направо \ налево, направо и вверх, налево и вниз и т. д. Закреплять умение действовать одновременно и по слову педагога. Учить работать в высоком темпе рациональным способом. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки Марблс в достаточном количестве
Содержание и задание: Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, но может и возвращаться. Педагог может изобразить кривую линию, демонстрирующую его слова, на листе бумаги. Далее предлагает детям побыть такими гусеницами – выстраивать свой путь из камешков Марблс. Только ведущий (сначала это будет педагог) не будет говорить, сколько камешков класть, только направление движения. «Чем быстрее вы будете выкладывать камешки, тем длиннее гусеница у вас получится. Сначала попробуйте, как вам их удобнее брать.» Педагог ждёт, пока дети экспериментируют – берут в горсть, из тарелочки по одному, кладут или двигают. Педагог обращает внимание на способы работы для других детей. Далее педагог начинает диктовать направление движения: вперед, вверх и направо, вниз, налево и т. д.
По окончании работы вместе с детьми педагог осматривает гусениц, отмечает их длину, качество выполнения и аккуратность, разноцветие и т. п.


Д/и № 4 «Расскажи про свой узор»


Задачи: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «в центре, справа, слева, в нижнем углу» и т. д. Закреплять знания об основных геометрических фигурах. Развивать связную речь – навыки построения высказывания с использованием фраз «в центре» и т. д.
Оборудование: камешки Марблс в достаточном количестве разнообразных цветов, лист бумаги, разделенный на сектора (3 на 3) формата не менее А4
Содержание и задание: Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это могут быть геометрические фигуры, цветы, снежинки, точки – всё, что угодно.
Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – колобок, справа от него – зелёный листик, в нижнем правом углу – прямоугольник и т. д.»


Цель : развитие сенсорных эталонов, зрительных функций, мелкой моторики

Задачи.

Образовательные

Формировать умение рассматривать и обследовать предметы.

Развивать умение различать цвета, находить цвет по образцу, словесному обозначению, закреплять названия цветов, материала, развивать мелкую моторику.

Формировать умение правильно располагать детали изображаемого предмета

Формировать умение анализировать изображение

Коррекционные

стимулировать зрительно – поисковую деятельность, развивать зрительные функции.

Воспитательные

Формировать доброжелательные отношения со сверстниками, умение работать в подгруппе.

Формировать умение создавать коллективные работы

P.s. в системе работы используются игры, разработанные коллегами и свои.   Картотека игр для детей 5 ого года жизни прилагается.

Игры (повторение)

«Подбери по цвету», «Подбери по размеру», «Какой лишний», «Верх – низ», «Горошек» (зелёные), «Земляника» (красные), «Черника» (синие)

Игра «Выложи по цвету»(овощи)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать представлении об овощах, фруктах: название, цвет.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс.

Изображения контуров овощей, фруктов.

Методические рекомендации.

Предложить детям контуры овощей и фруктов, предложить выложить по контуру, подбирая соответствующий цвет (помидор – красный, яблоко – зелёное и т.д.)

Игра «Что растёт на огороде»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, фиксациию взора.

Образовательные.

Закреплять представление об овощах: цвет, форма.

Закреплять количественный счёт, сравнение множеств.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс

Карточки с изображением «грядок»

Методические рекомендации.

Вспомнить с детьми, что растёт на огороде. Предложить выложить на карточке с грядкой   камешки соответствующего цвета, рассказать, почему подобрали камешки такого цвета (соотнести с цветом овоща), посчитать.

Игра «Выложи по контуру»(домашние животные)

Цель: развитие  представлений о домашних животных

Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать представлении об домашних животных: название, цвет.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс.

Изображения контуров домашних животных.

Методические рекомендации.

Предложить детям контуры домашних животных,   выложить по контуру, подбирая соответствующий цвет  .

Игра «Помоги дойти до дома» (домашние животные)

Цель: формирование умения работать со схемами.

Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику.

Образовательные.

Различать предметы разной формы, цвета, выделять из множества, работать по предложенной схеме

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс

Карточки с изображением слева любого животного, справ на расстоянии – домик.

Схемы выложенных тропинок в чёрно – белом, цветном изображении.

Методические рекомендации.

Вариант 1. Детям предлагается карточка, схема тропинки.

Вариант 2. Детям предлагается карточка, самостоятельное выкладывание, рассказ, какие камешки использовались.

Игра «Укрась посуду»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, глазодвигательные функции, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать умение соотносить цвет, форму с образцом, выделять из множества нужный камешек.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс.

Изображения  предметов посуды

Методические рекомендации.

Предложить детям картинку посуды с точками разной формы и цвета, подобрать и наложить на изображение камешек такой же формы и цвета.

Игра «Математические домики»

Цель:   освоение количественного счёта.

 Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные.

Закреплять счёт и отсчёт предметов

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс.

Изображения  цифровых домиков с окошком.

Символы цвета, формы.

Методические рекомендации.

Предложить отсчитать   камешки по цифре, обозначенной на крыше.

Усложнение: добавить символ цвета, формы.

Игра «Укрась ёлку»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, глазодвигательные функции, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать умение соотносить цвет, форму с образцом, выделять из множества нужный камешек.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс.

Изображения  ёлок

Методические рекомендации.

Предложить детям картинку ёлки с точками разной формы и цвета, подобрать и наложить на изображение камешек такой же формы и цвета.

Игра «4 сезона»  

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные

Формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы. Развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные

Формировать умение подбирать камешки по цвету  и форме в соответствии с предложенными шаблонами.

Способствовать развитию количественного счёта.

Закреплять   представление об изменение цветовой гаммы листьев в разные сезоны.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

1.Камешки Марблс

2.Шаблоны деревьев с отверстиями разной величины, формы в соответствии с игровым материалом (камешки)

3.Картинки «4 сезона»

Методические рекомендации.

Беседа о временах года с использованием тематических картинок.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенной тематической картинки, рассказ детей о выполненном задании.

Предложить посчитать , сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

Игра «Укрась предмет»(одежда)

Цель: развивать представление о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, глазодвигательные функции, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать умение соотносить цвет, форму с образцом, выделять из множества нужный камешек.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс.

Изображения  предметов в цвете: одежда

Методические рекомендации.

Предложить детям картинку одежды с точками разной формы и цвета, подобрать и наложить на изображение камешек такой же формы и цвета.

Игра «Помоги дойти до дома» (дикие животные)

Цель: формировать умение работать со схемами.

Задачи.

Коррекционные.

Развивать цветовосприятие, прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику.

Образовательные.

Различать предметы разной формы, цвета, выделять из множества, работать по предложенной схеме

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

Камешки Марблс

Карточки с изображением слева любого животного, справ на расстоянии – домик.

Схемы выложенных тропинок в чёрно – белом, цветном изображении.

Методические рекомендации.

Вариант 1. Детям предлагается карточка, схема тропинки.

Вариант 2. Детям предлагается карточка, самостоятельное выкладывание, рассказ, какие камешки использовались.

Игра «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Задачи.

Коррекционные.

Развивать зрительное внимание, глазомер, способность выделять из множества камешки заданных параметров, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать представление о форме, цвете величине.

Способствовать развитию количественного счёта.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

1.Камешки Марблс.

2.Образцы последовательности выкладывания.

Методические рекомендации.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенному образцу. Предложить посчитать , сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

Игра «Подарок для мамы»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные

Формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы. Развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные

Формировать умение подбирать камешки по цвету  и форме в соответствии с выбранным предметом изображения

 Развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку. Формировать эмоциональное отношение к изображению, сделанному для мамы.

Материал. Камешки Марблс

Методические рекомендации.

Беседа о празднике Международный женский день, роли мамы, поощрение желания изобразить подарок для мамы.

Игра «Выложи по контуру»(транспорт)

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные

Формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы. Развивать глазомер зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.

Образовательные

Формировать представления о транспортных средствах.

Формировать умение подбирать камешки по цвету  и форме в соответствии с выбранным предметом изображения

 

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.  

Материал. Камешки Марблс

Методические рекомендации.

Рассматривание контурных изображений, проговаривание названий, возможной цветовой гаммы..

Игра коллективная«Космос»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные

Формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы. Развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные

Формировать умение подбирать камешки по цвету  и форме в соответствии с выбранным предметом изображения

 Развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.  

Материал. Камешки Марблс, основа для создания изображения (лист А-3 голубого, минего цвета), образцы изображений космической тематики.

Методические рекомендации.

Рассматривание образцов, расположение, предметов, совместное выполнение.

Игра «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Задачи.

Коррекционные.

Развивать зрительное внимание, глазомер, способность выделять из множества камешки заданных параметров, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать представление о форме, цвете величине.

Способствовать развитию количественного счёта.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

1.Камешки Марблс.

2.Образцы последовательности выкладывания.

Методические рекомендации.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенному образцу. Предложить посчитать , сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

Игра «Салют над городом» («Цветочная поляна»)

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные

Формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы. Развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные

Формировать умение подбирать камешки по цвету  и форме в соответствии с выбранным предметом изображения

 Развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.  

Материал. Камешки Марблс, настольные фланелеграфы.

Методические рекомендации.

Показать образцы, привлечь к изображению.

Игра «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Задачи.

Коррекционные.

Развивать зрительное внимание, глазомер, способность выделять из множества камешки заданных параметров, мелкую моторику.

Образовательные.

Формировать представление о форме, цвете величине.

Способствовать развитию количественного счёта.

Воспитательные

Развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал.

1.Камешки Марблс.

2.Образцы последовательности выкладывания.

Методические рекомендации.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенному образцу. Предложить посчитать , сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

Список литературы:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
3. Семихатская С. В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
4. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.- 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти игры! Камешки марблс в работе с дошкольниками

Задачи игр:расширять представления де­тей об окружающей действи­тельности;развивать мелкую моторику, словарь.Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, дви...

Игры с Марблс

Игры с разноцветными стеклянными камушками...

Что за чудо эти игры! Камешки марблс в работе с дошкольниками

Задачи игр:расширять представления де­тей об окружающей действи­тельности;развивать мелкую моторику, словарь.Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, дви...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

дидактическая игра "Камушки Марблс"

Игры с шариками Марлбс – это физическое и умственное развитие ребёнка.Задачи игр с шариками марблс:           - расширять представления об окруж...

Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры - шарики Марблс

Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры -  шарики Марблс...

Дидактическая игра «Камешки Марблс» с 1 до 3 лет

Задача игры:Развивать зрительное восприятие.Формировать и закреплять правильный захват камешка.Развивать мелкую моторику.Упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки р...