Что за чудо эти игры! Камешки марблс в работе с дошкольниками
консультация по развитию речи (старшая группа)

Задачи игр:

  • расширять представления де­тей об окружающей действи­тельности;
  • развивать мелкую моторику, словарь.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движе­ний рук, мелкой моторики, зри­тельно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной де­ятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameshki_marbls.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Что за чудо эти игры!

Камешки марблс в работе с дошкольниками

Задачи игр:

  • расширять представления детей об окружающей действительности;
  • развивать мелкую моторику, словарь.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

Дидактические игры на зрительно-моторную координацию, зрительное слежение

«Незаконченные изображения»

Цель: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации, зрительного слежения.

Педагог предъявляет детям изображения предмета из камешков с незаконченными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, солнце без лучей и т.д. Нужно назвать недостающие детали и дополнить изображение.

Вариант 1. Из камешков выполнена лишь часть предмета (его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

Вариант 2. Детям предлагается дополнить симметричное изображение (елочка, матрешка, пирамидка и т.д).

«Узнай предметы по теневому силуэту»

Цель: та же.

Перед детьми изображения предметов и их тени на листе бумаги. Нужно определить пары предметов и составить из камешков их теневые изображения. Можно придумать свои изображения.

«Звездное небо»

Цель: та же.

У детей емкости с камешками, карточки с изображениями созвездий. Дети смотрят на созвездие и копируют его. Важно обратить внимание на цвет и форму камешков.

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

«Правая — левая»

Цель: развитие навыков определения правой, левой руки, синхронизации пространственных и зрительных ориентировок, тактильно-двигательной координации.

Перед детьми большой поднос с камешками двух цветов и по одному подносу с правой и левой стороны. Предлагается рассортировать камешки по двум подносам, камешки одного цвета — правой рукой, камешки другого цвета — левой рукой. Возможен усложненный вариант, когда на поднос с левой стороны кладут камешки правой рукой, а на поднос с правой стороны — левой.

Можно предложить действовать сначала левой рукой, а затем правой или сортировать одновременно двумя руками.

«Где? Куда? Откуда?»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания.

  • Педагог раскладывает камешки на разных предметах: на столе, под столом, в шкафу, около стула, за дверью и т.д. Дети находят камешки и рассказывают, где они их нашли.
  • Перед детьми поднос с камешками разного цвета и формы. Педагог предлагает ребенку разложить камешки определенного цвета и формы, комментируя свои действия. Например: «Положи синий камешек на стол. Куда ты положил синий камешек? (На стол.) Где лежит синий камешек? (На столе.) Откуда ты взял синий камешек? (Со стола.)»
  • Педагог раскладывает камешки на различных предметах в комнате. Дети ищут их по определенной схеме, словесно отчитываясь о результатах поисков с использованием соответствующих предлогов.

«Угадай, в какой руке камешек?»

Цель: формирование навыков определения рук (правая, левая).

Педагог предлагает ребенку закрыть глаза. В это время другой ребенок берет с подноса камешек любой рукой, затем вытягивает вперед руки со сжатыми кулаками и просит отгадывающему определить, в какой руке находится камешек. Можно предложить спрятать в руке камешек определенного цвета или формы. Второй ребенок отгадывает, в какой руке камешек, какого цвета и формы. Угадавший забирает камешки.

«Сокровища пиратов» (для читающих детей)

Цель: формирование предложно-падежных конструкций, навыков чтения, ориентировки в схеме.В комнате на различных поверхностях раскладываются камешки с записками-ориентирами, в конце пути находится шкатулка с «сокровищами». Педагог предлагает детям первую записку, например: «Желтый камешек под столом». Дети, прочитав записку, идут к указанному месту, находят нужный камешек и записку, которая указывает на следующий ориентир, например голубой камешек за шкафом, и т.д. Таким образом дети проходят весь путь и в конце путешествия находят «сокровища».

Дидактическая игра на развитие умения ориентироваться на листе бумаги

«Морской бой»

Играют двое детей. У них листы бумаги, разделенные на 9 квадратов, по 3 квадрата в каждом ряду. Дети произвольно раскладывают на квадратах камешки. Запрещается смотреть на лист соперника. Играющий говорит: «Верхний левый угол верхнего ряда». Если в этом квадрате находится камешек, значит, выстрел удачный, камешек убирается. У кого раньше освободилось игровое поле, тот проиграл.

Игры на развитие творческих способностей и речи

«Воспоминание о лете»

Цель: формирование умения составлять рассказы, используя схемы-модели, развитие творческого воображения.

У детей разлинованные листы бумаги. Педагог читает текст о лете: «Солнце светит ярко. По небу плывут легкие облака. Идет теплый летний дождик. Появляется радуга. На деревьях зеленеют листочки. На лугу распустились яркие цветы. Над ними летают бабочки, стрекозы. По травинке ползет божья коровка». Затем педагог читает по одному предложению, предлагая детям отобразить в клетках прочитанные предложения с помощью камешков. Изображения могут быть достаточно схематичными. Далее дети пересказывают текст, ориентируясь на опорные рисунки.

«Я учу стихи»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, звукопроизношения, творческого воображения.

Педагог читает стихотворение.

Голодная мышка

Мышка съела сыр и пышку,

Тыкву, рыбу, дыню, шишку,

Съела сливы, и блины,

И сушеные грибы.

Целый день она жевала,

Но все мышке было мало.

Имея схему-модель стихотворения и камешки, дети заучивают стихотворение, «раскрашивая» его камешками.

«Капелька»

Цель: развитие связной речи, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, творческого воображения.

Детям предлагается рассмотреть серию картинок, определить последовательность, составить рассказ, затем дополнить камешками изображения по собственному желанию.

Дидактические игры на развитие буквенного гнозиса

«Произнеси и выложи букву»

Цель: развитие зрительного восприятия, навыков тактильно-двигательной координации, умения определять сходство и различия между похожими графическими изображениями букв.

На доске ряд схожих по написанию букв: ПИЛНВБГТШ ЩЦЭЗ СКЖХЮ О Ь Ы. На столах у детей подносы с камешками. В данном ряду букв нужно найти изображение названной буквы и выложить ее из камешков. Буква произносится как звук.

«Узнай букву на ощупь»

Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев, умения узнавать буквы на ощупь.

У детей глубокая чаша, наполненная камешками, в которых спрятаны объемные, шершавые, наждачные буквы. Логопед предлагает ребенку найти букву на ощупь, обследовать ее и назвать.

«Буквы в зеркале»

Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно двигательной координации.

Перед детьми пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков.

Варианты заданий

  • Выложить букву по образцу.
  • Выложить букву по представлению после кратковременного предъявления.
  • Выложить букву по речевой инструкции (описанию правильного положения буквы).

«Волшебные превращения букв»

Цель: развитие звукового и зрительного анализа изображения буквы, умения определять сходство и различия букв, тактильно двигательной координации.

У детей подносы с камешками. Логопед загадывает слово, предлагает отгадать его, выделить в слове-отгадке нужный звук и выложить из камешков соответствующую букву. Затем он просит преобразовать букву, добавляя, убирая и изменяя ее элементы.

Можно предложить детям образцы букв для сравнения и сопоставления, а также для контроля за правильностью выполнения задания.

«Узнай меня»

Цель: развитие зрительного восприятия, узнавания, тактильно-двигательной координации.

Детям предлагают следующие задания:

  • узнавать буквы, заштрихованные на листе бумаги;
  • буквы, изображенные пунктирно на листе бумаги;
  • буквы в неправильном положении;
  • буквы, разные по размеру и цвету, изображенные на различном фоне;
  • спрятанные буквы (буквы в лесу, в поле и т.д.);
  • буквы, наложенные друг на друга.

Детям предъявляются изображения букв в различных условиях: заштрихованные, пунктирные, зашумленные, спрятанные и т.д. Педагог предлагает найти буквы и выложить из камешков. В целях активизации деятельности детей каждый вариант игры можно проводить в виде соревнования.

«Зажги фонарики»

Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа.

У детей карточки со словом, написанным печатным шрифтом. Дети, прочитав слово, проводят звуковой анализ и под каждой буквой выкладывают цветной камешек — «фонарик», символ, соответствующий данному звуку.

Условие: написание букв должно совпадать со звучанием.

Игры на развитие словообразования для старших дошкольников

Овладение способами словообразования — один из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование

рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм создания производных слов. Формирование словообразования у старших дошкольников — важная задача логопедической работы. Развитие и совершенствование основных способов образования слов позволяет им успешно овладевать системой языка и пользоваться ею.

Словообразование — образование новых слов из исходных определенными способами (доступными для дошкольника), принятыми в русском языке; часть лексико-грамматического строя речи.

Как и вся грамматика, словообразование усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования уже полученного им речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающегося самоконтроля.

Умение использовать разные способы словообразования — один из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существуют несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса), а при достаточной практике — слиянием двух основ или слов и переходом одной части речи в другую.

Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.

При обследовании речи у старших дошкольников отмечается неуверенность в словообразовании. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая детям практически «услышать» приемы словообразования и впоследствии научиться ими пользоваться.

Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования

Имена существительные

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

«Ласковые имена»

Педагог: В одном детском саду дети решили называть друг друга ласково по именам: Юлю — Юлечкой, Сережу — Сереженькой. А как ласково назвать других детей?

Оля — Олечка.

Саша — Сашенька.

Таня — Танечка.

Костя -— Костенька.

Ира —...

Паша—...

Соня —...

Миша —...

«Малыши»

Педагог: Назовите детенышей животных.

Волк — волчонок.

Медведь — медвежонок.

Заяц — зайчонок.

Кошка — котенок.

Утка — утенок.

Свинья — поросенок.

Белка — ...

Лось —...

Лиса —...

Мышь —...

Лошадь —...

«Гномик»

Педагог: Жил гномик. Он был очень маленький, поэтому у него была не голова, а головка. А как же скажем про другие части тела?

Нос — носик.

Уши — ушки.

Руки — ручки.

Ноги — ...

Плечи — ...

Локти —...

Палец — ...

Щека —...

Лоб — ...

Глаз — ...

Колено —...

Спина —...

«Назови ласково»

Педагог: Назовите ласково предметы.

Гриб — грибочек.

Кровать — кроватка.

Чашка — чашечка.

Стол —...

Корзина —...

Кресло — ...

Образование слов со значением единицы целого

Дождь — дождинка.

Бусина — бусинка.

Пыль — пылинка.

Роса — росинка.

Икра — икринка.

Изюм — изюминка.

Солома —...

Горошина — ...

Чай —...

Песок —...

Пух — ...

Снег —...

Виноградина —...

Жемчужина —...

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия

«Назови профессию»

Дети отвечают на вопросы педагога.

  • Кто играет на барабане?
  • Кто ловит рыбу?
  • Кто водит трактор?
  • Кто строит дом?
  • Кто убирает двор?
  • Кто учит детей?
  • Кто продает товары в магазине?

«“Мужские” и “женские” профессии»

Мужчина—художник, а женщина — художница.

Мужчина — писатель, а женщина ...

Мужчина — продавец, а женщина ...

Мужчина — артист, а женщина ...

Мужчина — пианист, а женщина ...

Образование существительных со значением вместилища

«Что для чего?»

Педагог: К Маше придут гости, а она не знает, во что положить хлеб, салат и т.д. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

Для супа супница.

Для соуса — соусница.

Для салата — салатница.

Для сухарей — сухарница.

Для сахара —...

Для чернил — ...

Для конфет — ...

Для хлеба — ...

Для мыла —...

Для пепла — ...

Образование существительных с суффиксами -ик-, -ищ-

«Два брата»

Педагог: Жили-были два брата. Одного звали Ик. Был он маленький и худенький. А старшего звали Ищ. Он был большой и толстый. У каждого из братьев было свое жилище. ИК построил себе маленький домик, а Ищ — большой домище. У Ика был носик, а у Ища...?

Ротик — ротище.

Огородик — огородище.

Глазки — глазищи.

Кустик — кустище.

Лапки — ...

Котик — ...

Хвостик — ...

Столб —...

Образование существительных со значением уничижительности

«Скажи правильно»

Голова — головенка.

Глаза — глазенки.

Город — городишко.

Рука — ручонка.

Книжка — книжонка.

Хвастун — хвастунишка.

Корова — ...

Шуба —...

Борода — ...

Деревня — ...

Изба — ...

Мальчик —...

Образование существительных со значением принадлежности по национальности

«Гости из далеких стран»

Педагог: В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.

Гость из Японии — японец.

Гость из Китая — ...

Гость из Испании — ...

Гость из Италии — ...

Гость из Америки — ...

Гость с Украины — ...

Обозначение предмета по действию или качеству (слово + слово)

«Два слова в одном»

Дети отвечают на вопросы педагога.

  • Когда снег падает, как мы это называем? (Снегопад.)
  • Когда листья падают? (Листопад.)
  • Когда с гор камни падают? (Камнепад.)
  • Какая машина сено косит? (Сенокосилка.)
  • Какая машина пыль сосет? (Пылесос.)
  • Какая машина кофе варит? (Кофеварка.)
  • Какая машина сок выжимает? (Соковыжималка.)

Образование существительных из различных частей речи

«Придумай имя»

Педагог:  Родились у кошки котята, такие красивые, смышленые, игривые... Мы решали, мы гадали, как же нам котят назвать? Давайте подумаем вместе. Этот котенок пушистый. Назовем его Пушок. Этот котенок белый, как снег. Назовем его ... (Снежок). Этот котенок серый, как дым. Назовем его ... (Дымок). Этот котенок часто шалит. Назовем его ... (Шалун). Этот котенок высоко прыгает. Назовем его ... (Прыгун). Этот котенок маленький. Назовем его ... (Малыш). Этот котенок глупенький. Назовем его ... (Глупыш). Этот котенок черненький. Назовем его ... (Черныш). Дай имя котенку, который много спит, много ест, часто царапается, который рыжий, тихий, хитрый, смелый и т.д.

«Как назвать такого человека?»

Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают (по образцу).

Если человек красивый, его можно назвать красавцем?

Если человек ленивый, назовем его ... (Лентяем.)

Если человек трусливый, назовем его ... (Трусом.)

Человека, который часто обманывает, назовем ... (Обманщиком.)

Человека, который попрошайничает, назовем ... (Попрошайкой.)

Имена прилагательные

Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности

«Назови ласково»

Дети образуют прилагательные по примеру логопеда.

Зубастый крокодил — зубастенький.

Ленивый бегемот—ленивенький.

Быстрая обезьяна — ...

Страшный ботинок — ...

Соленый огурец — ...

Кислое яблоко — ...

Образование качественных прилагательных

«Какой? Какая? Какое?»

По примеру логопеда дети образуют прилагательные.

Ум — умный, умная, умное.

Длина — длинный, длинная, длинное.

Страх — ...

Разговор — ...

Загар —...

Старость — ...

Глубина — ...

Холод — ...

«Придумай название»

Педагог: В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но еще не имеют названий. Давайте придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города сразу же их запомнили и никогда не путали.

По примеру логопеда дети придумывают названия улиц.

Улицу, на которой находится завод, назовем — Заводская.

На которой много цветов — Цветочная.

На которой расположена школа —...

На которой много берез — ...

На которой много садов — ...

На которой находится аптека —...

На которой находится больница — ...

Образование относительных прилагательных

«Что из чего?»

Педагог называет существительное, а дети образуют прилагательное.

Бумага — бумажный.

Виноград — виноградный.

Дерево — деревянный.

Лимон — лимонный.

Стекло — ...

Серебро —...

Глина — ...

Гриб —...

Резина — ...

Пух — ...

«Помоги мне»

Педагог называет существительное, а ребенок — прилагательное.

Деревня — деревенский.

Иркутск — иркутский.

Город — городской.

Село — ...

Москва —...

Дом —...

Квартира —...

«Скажи правильно»

Педагог называет существительное, а ребенок — прилагательное. Взрослый помогает при необходимости.

Утро — утренний.

Вчера —...

Завтра —...

Вечер —...

День —...

Ночь — ...

Образование притяжательных прилагательных

«Чьи хвосты?»

Дети образуют прилагательные по примеру педагога.

Кошка — кошачий.

Лиса — лисий.

Лебедь — ...

Заяц — ...

Слон — ...

Медведь —...

Еж — ...

Собака —...

Мышь — ...

Волк — ...

Гусь—...

Овца — ...

«Чья вещь?»

Дети образуют притяжательные прилагательные по примеру педагога.

Мама — мамина (сумка).

Дядя — дядин (чемодан).

Папа — ...

Тетя —...

Бабушка — ...

Дедушка — ...

«Назови листья (иголочки)»

Дети образуют прилагательные по примеру педагога.

Дуб — дубовый.

Береза —- березовый.

Ель — ...

Осина —...

Рябина — ...

Клен —...

Липа —...

Сосна —...

Образование сравнительной степени прилагательных

«Доскажи словечко»

Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают (говорят последнее слово).

Это темная юбка, а другая еще (темнее).

Это красное платье, а другое еще ...

Это удобное кресло, а другое еще ...

Ромашка красивая, а роза еще ...

У сестры толстая книга, а у брата еще ...

Это высокий дом, а другой еще ...

Это узкий коридор, а другой еще ...

У Маши громкий голос, а у Пети еще ...

Мама молодая, а дочка еще ...

Сахар сладкий, а мед еще ...

Диван мягкий, а подушка еще ...

Обозначение качества (слово + слово)

«Назови птичку»

Дети отвечают на вопросы педагога.

  • Как можно назвать птицу с длинным хвостом? (Длиннохвостая.)
  • С желтой грудкой? (Желтогрудая.)
  • С острым клювом? (Остроклювая.)
  • Как можно назвать человека с широкими плечами? (Широкоплечий.)
  • С красными щеками? (Краснощекий.)
  • С голубыми глазами? (Голубоглазый.)

Глагол

Образование приставочных глаголов

«Добавляй и говори»

На начальном этапе лучше использовать картинки.

Педагог показывает детям, что если к слову ехать добавить у вначале, получится новое слово уехать. Далее также с приставками в-, вы-, от-, при-, за-, пере-, с-, на-, под-, до-. Затем вместе с детьми он повторяет аналогичные действия со слово лить. Потом дети самостоятельно образуют новые слова от следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т.д.

Образование категории времени глагола

«Два брата»

Педагог читает текст, а дети вставляют в него слова по смыслу.

Педагог: Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только... (встает). «Когда же ты... (встанешь)!» Шустрик оделся, а Мямлик... И т.д.

Образование глаголов из других частей речи

«Образуй слово»

Дети по примеру педагога образуют глаголы.

Бег — бежать.

Красный — краснеть.

Клей —- клеить.

Твердый — твердеть.

Краска —...

Блестящий —...

Прыжок — ...

Худой —...

Свет —...

Больной —...

Мороз —...

Старый — ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов в работе с детьми раннего возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечн...

Что за чудо эти игры! Камешки марблс в работе с дошкольниками

Задачи игр:расширять представления де­тей об окружающей действи­тельности;развивать мелкую моторику, словарь.Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, дви...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

«Использование камешков «Марблс» в работе с дошкольниками».

Что же такое современный камешек «Марблс»? Это стеклянный камешек  - далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячелетия назад служили игрушками для детей....

Использование камешков Марблс в работе с дошкольниками с ЗПР.

Инновационный материал, который способствовует не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким матери...

Использование камешков МАРБЛС в работе с дошкольниками

 Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомительной и разнообразной. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются п...