"Доска выбора"
консультация

Бурнашева Любовь Александровна

Доска выбора, как инструмент организации самостоятельной активности детей, основанный на принципе личностно-ориентированного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doska_vybora.pptx2.11 МБ
Файл doska_vybora.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Доска выбора»

Слайд 11

Преимущества использования «Доски выбора»

Слайд 12

Создание «Доски выбора»

Слайд 14

Центр двигательной активности Центр безопасности Центр игры Центр конструирования Центр логики и математики Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда Центр познания и коммуникации детей Книжный уголок Центр театрализации и музицирования Центр уединения Центр коррекции Центр творчества детей



Предварительный просмотр:

 Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы собрались по особенному поводу – узнать больше про доску выбора и постараться внедрить ее в нашу с детьми деятельность.

 Все мы знаем, что дошкольный возраст – время активного познания мира и становления личности. Важно, чтобы дети уже в этом возрасте учились принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, планировать свою деятельность и нести ответственность за свой выбор. Проблема, с которой сталкиваются воспитатели и родители, заключается в недостаточной активности детей в процессе выбора и организации своей деятельности, неумении распоряжаться своим временем, что может в дальнейшем привести к снижению мотивации к обучению, дезорганизации порядка.

В условиях стремительных изменений в образовательной среде необходимо создавать инструменты, способствующие формированию умений планировать и организовывать свою деятельность. Поэтому пособие «Доска выбора» - это одна из идей, которая позволяет детям участвовать в выборе своих занятий, что способствует не только повышению интереса к учебному процессу, но и развитию критического мышления и ответственности за свои действия.

«Доска выбора» - это визуальное пособие, которое представляет собой доску, на которой размещаются схематические изображения, отражающие различные центры активности и виды деятельности, доступные ребенку в данном центре. На следующих слайдах вы можете увидеть доски готовые и сделанные своими руками. Все представленные варианты имеют свои плюсы, но также и минусы.

Многие педагоги уже работают в системе с доской выбора, кто-то совсем недавно начал работать, но хотелось бы уточнить, какие, по вашему мнению, преимущества дает «Доска выбора», что она развивает? (самостоятельность, повышает мотивацию, формирует ответственность, развивает коммуникативные навыки, увеличивает разнообразие деятельности. Ответы педагогов записываются на доске)

С преимуществом доски мы разобрались, теперь перейдем к созданию доски:

  1. Подбор материала – главное условие это доступность и безопасность. Выбираем  основу твердую и легкую, цвета подбираем яркие, приятные тактильные материалы – для привлечения внимания детей.
  2. Выбор условных обозначений – обязательно учитываем возрастные особенности детей. Также не забываем, что эффективней использоваться доска будет только в том случае, если вы совместно с детьми придумываете, обсуждаете, создаете. Не важно, что вы обсуждаете, название центров, цвет доски и т.д. главное, чтобы дети были активными помощниками.

Некоторые педагоги спрашивают: «Для чего детям знать названия центров группы?» Ответ простой – чтобы в них ориентироваться. Чтобы чувствовать себя хозяевами в своем доме и, наконец, чтобы нам было легче ориентировать ребят в группе.

Как назвать центры? Как захотите. Если дети маленькие, они, конечно, еще не будут принимать участие в названии центров. Поэтому, вероятно, названия придумывать вам. Они должны быть понятны малышам и отражать суть происходящего в центре. В любом случае, название центров группы ребятам нужно объяснить. Например, если вы назвали центр двигательной активности  Крепыш, то поясняете ребенку: «Здесь вы можете заниматься спортом, чтобы вырасти настоящими крепышами» и т.д.

А вот уже ребята постарше – активные компаньоны для деловой беседы. И значит, они принимают полноценное участие в названии центров в вашей группе.

  1. При создании «Доски выбора» вы должны учитывать количество центров. Сколько центров предусматривает программа нашего ДОУ? Совершенно верно, 12 центров. Количество детей в центре вы определяете самостоятельно, так как никто кроме вас не знает детей лучше. Но главное условие - количество детей должно равняться количеству мест на доске.

На картинке, которая изображает центр, вы указываете цифру, то есть то количество детей, которое будет находится в центре. Все будет зависеть от предпочтений ваших детей, от площади, от количества материала и т.д.

Ребёнок после того, как определился с выбором центра, оставляет свое фото в кармашке, крючке, магнит и т.д. предназначенном именно для этого центра.

Как вы думаете, а где можно использовать пособие «Доска выборы»?

Верно, в различных видах деятельности:

  • Самостоятельной деятельности детей. Дети могу самостоятельно выбирать дела и выполнять их по мере необходимости
  • Организованной образовательной деятельности (тематические занятия, квесты и т.д.)
  • В работе с родителями. Родители могут увидеть, чем занимался их ребенок в течение дня.

О методике работы с пособием вы можете ознакомиться, прочитав памятки, которые я вам раздам.

Раздать памятки

Методика работы с пособием «Доска выбора»:

  1. Знакомство с пособием:
  • расскажите детям о доске выбора, ее назначении.
  • рассмотрите вместе с детьми карточки и обсудите виды деятельности (в начале использования пособия рекомендуется ежедневно повторять обозначение символов представленных на доске).
  • лучше, если вы совместно с детьми придумаете названия центров!
  1. Обсуждение и планирование:
  • утром, перед началом дня, обсудите с детьми предстоящие планы на день
  • позвольте детям самостоятельно выбрать дело, которое они хотят сделать
  • напомните детям, что после выполнения одного дела можно выбрать другое
  1. Выполнение деятельности
  • окажите детям посильную помощь и поддержку при выполнении выбранной деятельности
  • похвалите  детей за самостоятельность и инициативность
  1. Обсуждение деятельности:
  • после выполнения деятельности спросите детей, что им понравилось и что было трудно
  • в конце дня обсудите с детьми их выбор, впечатления от выполненных заданий.
  • обсудите с детьми, чему они научились при выполнении деятельности

_____________________________________________________________________________________

Методика работы с пособием «Доска выбора»:

  1. Знакомство с пособием:
  • расскажите детям о доске выбора, ее назначении.
  • рассмотрите вместе с детьми карточки и обсудите виды деятельности (в начале использования пособия рекомендуется ежедневно повторять обозначение символов представленных на доске).
  • лучше, если вы совместно с детьми придумаете названия центров!
  1. Обсуждение и планирование:
  • утром, перед началом дня, обсудите с детьми предстоящие планы на день
  • позвольте детям самостоятельно выбрать дело, которое они хотят сделать
  • напомните детям, что после выполнения одного дела можно выбрать другое
  1. Выполнение деятельности
  • окажите детям посильную помощь и поддержку при выполнении выбранной деятельности
  • похвалите  детей за самостоятельность и инициативность
  1. Обсуждение деятельности:
  • после выполнения деятельности спросите детей, что им понравилось и что было трудно
  • в конце дня обсудите с детьми их выбор, впечатления от выполненных заданий.
  • обсудите с детьми, чему они научились при выполнении деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доска выбора деятельности.

Для оформления предметно-развивающей среды в группе я сделала доску выбора деятельности. На крючки, которые есть в каждой из частей паззла, дети вешают бирки со своими именами или фотографиями (в зави...

Открытое мероприятие «Организация совместной деятельности педагога с детьми. Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника (работа с «Доской выбора», «Лесенкой успеха».

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста«Космическое путешествие»Образовательные задачи:- Продолжать знакомить дошкольников с профессиональной деятельностью космонавтов, побуждать ...

Занятия-игры "Доска выбора".

Механизм проведения групповых музыкальных игр-занятий с использованием доски выбора универсален. Такая форма проведения музыкального занятия может быть использована в любое время, не зависимо от темы ...

паспорт методического пособия "Доска выбора"

Доска выбора- средство для развития детской инициативы и самостоятельности, необходимый элемент для работы по методике Свирской....

паспорт методического пособия "Доска выбора"

quot;Доска выбора"- средство развития детской инициативы и самостоятельности; неотъемлемая часть методики Свирской....

Использование доски выбора с детьми среднего дошкольного возраста при реализации программы региональной направленности «Кубанский край – земля родная!»

При реализации данной программы используется технология Л.В. Свирской "Детский совет" и "Модель трех вопросов".  Используется она при проведении Казачьего схода....