Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем»
материал (младшая группа)

Ваганова Екатерина Григорьевна
Тема: "Вместе играем – речь ребенка развиваем" Цель: практически показать родителям, как через совместные игры с детьми в домашних условиях стимулировать речевое развитие, снять возможные барьеры и повысить уверенность в своих силах. Целевая аудитория: Родители детей 3-4 лет. Продолжительность: 1.5 – 2 часа. Материалы: * Различные игрушки (мягкие, конструкторы, куклы, машинки, фигурки животных и людей). * Мелкие предметы для "чудесного мешочка" (шишки, пуговицы, крупные бусины, ракушки, желуди, каштаны). * Карточки с простыми сюжетными картинками или ситуациями. * Чистые листы бумаги, цветные карандаши. * Музыкальное сопровождение (спокойная фоновая музыка). * Материалы для памятки (описание игр, рекомендации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening_s_roditelyami.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг с родителями

«Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Сценарий игрового тренинга для родителей

Тема: "Вместе играем – речь ребенка развиваем"

Цель: практически показать родителям, как через совместные игры с детьми в домашних условиях стимулировать речевое развитие, снять возможные барьеры и повысить уверенность в своих силах.

Целевая аудитория: Родители детей 3-4 лет.

Продолжительность: 1.5 – 2 часа.

Материалы: * Различные игрушки (мягкие, конструкторы, куклы, машинки, фигурки животных и людей). * Мелкие предметы для "чудесного мешочка" (шишки, пуговицы, крупные бусины, ракушки, желуди, каштаны). * Карточки с простыми сюжетными картинками или ситуациями. * Чистые листы бумаги, цветные карандаши. * Музыкальное сопровождение (спокойная фоновая музыка). * Материалы для памятки (описание игр, рекомендации).

Ход тренинга:

I. Вступление и знакомство (15-20 минут)

  1. Приветствие и создание атмосферы (5 минут)
  • Ведущий (педагог): "Добрый день, уважаемые мамы и папы! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем игровом тренинге 'Вместе играем – речь ребенка развиваем'. Меня зовут [Ваше имя], и сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир детской игры, чтобы понять, как она помогает нашим малышам говорить и мыслить."
  • "В современном мире мы часто слышим о важности развития речи, но иногда забываем, что для маленького ребенка самый естественный и эффективный способ учиться – это игра. Сегодня мы будем не просто слушать, а будем играть, пробовать, экспериментировать и, главное, делиться опытом."
  1. "Разминка настроения" (5-7 минут)
  • Ведущий: "Чтобы настроиться на творческий лад, давайте начнем с небольшой разминки. У каждого из вас сейчас на столе лежит листочек и карандаш. Я попрошу вас нарисовать 'смайлик', который отражает ваше настроение прямо сейчас. А теперь, кто хочет, может поделиться своим рисунком и сказать одно слово о своем настроении."
  • (После короткого обмена) "Отлично! Вижу, что у нас много позитивных и готовых к работе участников. Это прекрасно!"
  1. "Мой любимый вид игры" (5-8 минут)
  • Ведущий: "Предлагаю познакомиться поближе. Каждый из вас сейчас встанет и назовет свое имя, а затем – свой любимый вид игры из детства или из тех, в которые вы играете с ребенком. Не обязательно это будет сложная игра, это может быть что-то простое."
  • (Участники по кругу называют имя и любимую игру.)
  • Обсуждение: "Замечаете, как много разных игр? Все они по-своему развивают нас. Сегодня мы сосредоточимся на тех, которые помогают именно развитию речи."

II. Практический блок: играем вместе (60-70 минут)

(Разделить родителей на небольшие группы по 4-5 человек. Каждая группа получает набор материалов или задание.)

  1. Станция 1: "Волшебный мешочек" (15 минут)
  • Инструкция: "В этом мешочке – предметы из детства. Ваша задача: по очереди доставать предмет, не глядя. Опишите его: какой он (цвет, форма, размер, материал), как он может 'звучать' (звукоподражание), для чего нужен. Старайтесь использовать как можно больше прилагательных и глаголов."
  • Вариант для усложнения: попросить придумать короткую историю с этим предметом.
  • Обратная связь (2 минуты): "Какие слова вам было легко подобрать? Какие вызвали затруднение? Какие новые слова вы услышали от коллег?"
  1. Станция 2: "Сказка на картинке" (15 минут)
  • Инструкция: "У вас есть карточки с простыми сюжетными картинками (например, 'Мальчик кормит птичку', 'Девочка играет с куклой', 'Кошка пьет молоко'). Ваша задача: разыграть мини-сценку или составить небольшой рассказ по картинке. Один может быть рассказчиком, другой – персонажем, третий – животным. Не бойтесь импровизировать!"
  • Вариант для усложнения: попросить изменить сюжет картинки, добавить неожиданный поворот.
  • Обратная связь (2 минуты): "Было ли легко строить диалог? Какие слова помогли вам развить сюжет? Какие трудности возникли?"
  1. Станция 3: "Строим башню – говорим слова" (15 минут)
  • Инструкция: "Перед вами конструктор/кубики. Ваша задача – строить башню или любую другую постройку. Каждый раз, когда вы кладете деталь, произносите слово, связанное с игрой: название детали (кубик, кирпичик), цвет (красный, синий), действие (ставлю, кладу), результат (получилось, высоко)."
  • Вариант для усложнения: попросить называть слова с определенным звуком, например, с буквой "С" или "Р".
  • Обратная связь (2 минуты): "Насколько легко было одновременно строить и говорить? Какие слова звучали чаще всего? Как такая игра помогает ребенку?"
  1. Станция 4: "Пальчики и слова" (15 минут)
  • Инструкция: "Сейчас мы будем играть в пальчиковые игры. Я буду показывать движения, а вы – проговаривать стишок или чистоговорку. Ваша задача – почувствовать, как движение помогает запомнить слово и облегчает его произношение."
  • Демонстрация 2-3 пальчиковых игр с разной сложностью.
  • Вариант для усложнения: попросить родителей придумать свое простое движение для строчки стишка.
  • Обратная связь (2 минуты): "Было ли вам легче запомнить слова, когда вы выполняли движения? Какие ощущения вы испытали?"

III. Рефлексия и обмен опытом (20-25 минут)

  1. "Круг открытий" (10-15 минут)
  • Ведущий: "Мы с вами поиграли, попробовали разные виды игр. Теперь давайте вернемся в наш общий круг и поделимся впечатлениями. Что было самым интересным? Что показалось легким, а что – сложным? Какие игры вы бы хотели попробовать дома с вашими детьми?"
  • (Родители по очереди делятся своими впечатлениями. Ведущий задает наводящие вопросы, чтобы стимулировать речь.)
  • Примеры вопросов: "Что нового вы сегодня узнали о себе или о своих коллегах?", "Какая игра, на ваш взгляд, наиболее полезна для развития речи?", "Были ли моменты, когда вы чувствовали себя 'как ребенок'?"
  1. "Секреты эффективной игры" (5-7 минут)
  • Ведущий: "Мы увидели, как важна игра. Вот несколько ключевых моментов, которые помогут вам сделать игры с ребенком максимально полезными для его речи:"
  • Ваше участие: Играйте вместе, а не просто наблюдайте.
  • Поддержка, а не критика: хвалите за попытки, за старание.
  • Естественность: Играйте тогда, когда у ребенка есть к этому интерес.
  • Разнообразие: Чередуйте игры, используйте разные материалы.
  • Слова: Комментируйте, называйте предметы, действия, чувства.
  • Слушайте ребенка: Позвольте ему вести игру, предлагать свои идеи.
  1. "Копилка идей" (3-5 минут)
  • Ведущий: "Я приготовила для вас памятки с описанием игр, в которые мы сегодня играли, и несколькими новыми. А теперь я предлагаю вам добавить свою 'копилку идей'. Если у вас есть любимая игра, которая помогает вам развивать речь ребенка, поделитесь ею с нами!"
  • (Родители могут записать свои идеи на флипчарте или просто озвучить их.)

IV. Завершение (5-10 минут)

  1. Подведение итогов (3 минуты)
  • Ведущий: "Наш тренинг подходит к концу. Сегодня мы убедились, что играть – это не только весело, но и очень важно для развития речи наших детей. Помните, что каждая минута, проведенная в игре с ребенком, – это вклад в его будущее."
  1. Обратная связь и прощание (2-5 минут)
  • Ведущий: "Если у вас остались вопросы, вы можете подойти после тренинга. А сейчас, пожалуйста, возьмите ваши 'смайлики настроения'. Если ваше настроение изменилось к лучшему, можете нарисовать новый смайлик поверх старого или рядом."
  • "Спасибо вам за активное участие, за вашу готовность учиться и играть! До новых встреч!"

Советы для ведущего:

  • Будьте энергичны и позитивны: Ваш настрой передастся родителям.
  • Используйте юмор: это поможет снять напряжение и сделать процесс более легким.
  • Не бойтесь импровизировать: если какая-то игра "зайдет" лучше, можно уделить ей больше времени.
  • Активно вовлекайте всех: Обращайтесь к родителям по именам, хвалите за активность.
  • Напоминайте о цели: постоянно связывайте игровые действия с развитием речи.

Памятка для родителей.

Речевые игры на кухне.

«Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш….грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».

«Один - много»

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с

числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много».

Один дом – много домов

Один стол - много столов

Один шкаф - много шкафов

Один жук – много жуков

«Покупки».

Выполняются различные задания.

- назови, что не надо варить или жарить?

- что здесь самое вкусное?

- что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)?

Удачи вам в совместной игре и работе с ребенком!

«Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок,

поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья)

«Кто больше»

Совместно с ребенком выберите тему игру (например, «Продукты») и по очереди называете продукты (мясные, молочные, мучные). Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Дополни предложение»

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к

определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце».

- светило солнце;

- ярко светило солнце;

- на небе ярко светило солнце;

- на небе ярко светило весеннее солнце;

- на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

- на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, воспитателям, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Для того, чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг с родителями "Вместе играем-речь ребенка развиваем"

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильнойречи, каки все...

2024г. Педагогическая копилка: Игровой тренинг с родителями средней группы «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Игровой тренинг с родителями  средней группы«Вместе играем - речь ребенка развиваем»...

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Игровой тренинг с родителями "Вместе играем - речь ребенка развиваем"

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем"...

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем».

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем»....

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Практикум с применением игрового тренингаЦель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с разными видами ...