Особенности оборудования уголка конструирования в зависимости от возраста детей
консультация

Скутилина Инна Станиславовна

Для организации конструктивно-модельной деятельности в ДОУ в каждой группе должен находиться уголок конструирования, который должен отвечать требованиям, которые предъявляет ФГОС к зонам предметно-развивающей среды.

Следуя нескольким простым советам, педагог сделает уголок конструирования в своей группе интересным и полезным малышам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_oborudovaniya_ugolka_konstruirovaniya.docx169.97 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности оборудования уголка конструирования в зависимости от возраста детей

Для организации конструктивно-модельной деятельности в ДОУ в каждой группе должен находиться уголок конструирования, который должен отвечать требованиям, которые предъявляет ФГОС к зонам предметно-развивающей среды.

Следуя нескольким простым советам, педагог сделает уголок конструирования в своей группе интересным и полезным малышам.

Задачами педагога в области обучения детей второй младшей группы по конструированию являются:

-Закреплять умение пользоваться напольным и настольным конструкторами, сооружать постройки по образцу.

-Учить различать и называть детали конструктора и использовать их в постройке, подбирать детали по размеру, цвету.

-Развивать самостоятельность детей, побуждая к изменению, дополнению построек (замена деталей, пристраивание и надстраивание), поощрять конструирование по замыслу.

-Учить обыгрывать сооружения, объединять их в единый сюжет, пользоваться дополнительными материалами, игрушками.

-Учить детей конструированию из бумаги, используя приёмы «сминания», «разрывания», «скручивания», дополняя поделки или создавая коллективные композиции: «Лошадка с длинной гривой», «Пушистые котята», «Снежинки падают на домик», «Яблоки на яблоне», «Цыплята на лугу».

-Знакомить с бумагой различной плотности и фактуры, вызвать желание изучать её свойства, исследовать.

-Воспитывать организованность, аккуратность, умение бережно относиться к строительному материалу, складывать его после игры.

Чтобы обеспечить выполнение этих задач, в уголок конструирования помещают:

-Крупный напольный конструктор.

-Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.

-Пазовый конструктор типа «Лего» (крупный или среднего размера).

-Блоки Дьенеша.

-Палочки Кюизенера.

-Наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования.

-Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).

-Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная. Она может быть, как в виде прямоугольных и квадратных листов, так и в форме круга, корзинки, дерева. На эту плотную основу дети накладывают детали (яблоки, сливы, мячики и прочее).

-Отличным дополнением уголка в младшей группе будет крупная мозаика, пазлы, разрезные картинки — то есть игры, в которых необходимо складывать целое из частей.

В средней группе вводится конструирование из природного материала. Кроме того, возрастают возможности детей к овладению новыми навыками, умениями, становятся более совершенными память и внимание. Поэтому задачи работы с детьми этого возраста расширяются.

Основными заданиями педагога являются:

-Учить детей подмечать разнообразие зданий, строений, транспорта во время прогулок, экскурсий, стимулировать желание отразить увиденное в конструировании.

-Совершенствовать знание названий и свойств деталей в зависимости от формы: кубик более устойчив, поставленный на маленькое ребро кирпичик может упасть.

-Учить анализировать образец постройки, определять, какие материалы нужны для его воспроизведения.

-Побуждать к творческому преобразованию построек, декорированию с использованием подручных средств, поощрять удачный подбор цветов, деталей, проявления креативного и нестандартного мышления в использовании бросового материала.

-Совершенствовать умение организовывать сюжетное конструирование: игру в строительство определённого объекта с разделением ролей.

-Обучать созданию простых конструкций из бумаги путём сгибания прямоугольника пополам и квадрата по диагонали, декорированию их предложенными готовыми формами либо орнаментом, дорисовыванием деталей по собственному желанию.

-Вызвать интерес и желание изготавливать поделки из природного материала, используя для крепления частей пластилин, учить видеть в природном материале схожесть с предметами и объектами окружающего мира, развивать внимание, смекалку.

-Воспитывать бережное отношение к оборудованию, понимание собственной роли в поддержании порядка, ответственность.

Учитывая возрастные особенности детей, уголок конструирования пополняют такими материалами:

-Тематические конструкторы «Город», «Зоопарк», «Детская площадка» или подобные им.

-Набор мелких игрушек, включающих в себя экзотических животных, изображение людей разных возрастов (прохожие, играющие дети, регулировщик движения). Поскольку подобрать такие фигурки не очень просто, да и стоят они дорого, можно найти в интернете и распечатать двухсторонние изображений персонажей, для прочности заламинировать плёнкой и прикрепить подставку из гофрокартона. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.

-Бросовый материал, мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги.

-Наборы для бумаготворчества: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе.

-Всевозможный природный материал: каштаны, шишки, сухие листья, кора, ветки, ореховая скорлупа.

-Бросовый материал: катушки, коробочки из-под соков, одноразовая посуда.

-Пластилин для крепления деталей поделок, клей.

-Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

Дети шестого и седьмого года жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов, бумагой и природным материалом. Задачи педагога в работе с детьми этого возраста максимально расширяются.

Обучение старших дошкольников конструированию направлено на:

-Формирование интереса к зданиям различного предназначения, умения подмечать особенности их конструкции, понимание того, как она связана с функциями постройки.

-Развитие умений анализировать постройку, её изображение, поощрять к самостоятельному возведению конструкций на основе увиденного.

-Формирование умения строить по рисунку, схеме, изготавливать модели транспорта (самолёт, паровоз, автомобиль) без образца, по рисунку или словесной инструкции, по памяти (разобрал и собрал).

-Развитие творчества, фантазии, самостоятельности в выборе темы конструирования: сказочный город, жилища фей, роботов, любимых персонажей, фантастический корабль, пиратский плот и т. д.

-Воспитание товарищества, коллективизма, умения считаться с чужой и высказывать свою точку зрения, советоваться, приходить к общему мнению.

-Закрепление уже известных способов конструирования из бумаги и обучение новому: скручиванию в конус, цилиндр, обучение созданию поделок на основе бумажного конуса и цилиндра.

-Развитие творческого воображения, креативного мышления, умения свободно преобразовывать форму, соединять изделия, образуя сюжетные композиции, поощрение инициативы и самостоятельности в выборе цвета, оформления поделки, дополнение её деталями (дорисовывание, наклеивание).

-Воспитание любви к природе, умения ценить её дары, видеть и беречь красоту вокруг себя, а также созданную своими руками.

Уголок конструирования в старших группах ДОУ наиболее разнообразен и богато оснащён, поскольку к прежним видам конструкторов в нём прибавляются:

-Металлические с креплениями на гайках и винтах.

-Пластиковые с креплениями-скобами.

-Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов.

-Мелкие конструкторы «Лего» тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы (с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад».

-Схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии населённого пункта, где проживают дети.

- Бумага разной текстуры и формы, природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостных изображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград.

Значение конструирования в развитии дошкольника: конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях по конструированию осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей

Игровая мотивация нужна, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание заниматься...

«Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Примерный перечень материалов и оборудования Уголка экспериментирования в детском саду (по возрастам)

Примерный перечень материалов и оборудования в детском саду (по возрастам)...

Дидактическая игра «Цветное геометрическое домино» Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей:

Цель дидактической  игры  может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей....