Представление опыта работы по теме: «Организация уголка конструирования в группах раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФОП.
Организация развивающей среды в дошкольном образовании с учетом ФОП строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
Представление опыта работы
по теме:
«Организация уголка конструирования в группах раннего возраста».
Подготовила:
Псарикова Марина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории;
город Рубцовск 2025 год
Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФОП.
Организация развивающей среды в дошкольном образовании с учетом ФОП строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Наиболее изученной в психологической и педагогической литературе оказалась конструктивная деятельность с использованием строительного материала.
При этом Л.А. Парамонова отмечала, что целенаправленное и систематическое обучение этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении обучающихся раннего возраста.
Также проблемой исследования, особенностями, путями развития, методикой обучения конструированию занимались педагоги-исследователи: Д.Б. Эльконин, А.В. Ускова, З.В. Лиштван, Л.Ф. Обухова, Р.Г. Казакова, Л.В. Куцакова, Е.А. Стребелева.
При организации центра конструктивной деятельности в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей обучающихся, которые имеют свои отличительные признаки.
Для обеспечения результативности и достижения поставленной цели работа строилась комплексно. Цель и задачи представлены на слайде.
Термин конструирование с латинского означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.
Обучение конструированию имеет большое значение в развитии у обучающихся мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
• Конструирование по образцу. Обучающиеся строят из деталей на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап, в ходе которого обучающиеся овладевают техникой возведения построек.
• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Этот вид конструирования развивает умение соотносить нарисованные детали с реальными.
• Конструирование из строительного материала. Этот вид наиболее изучен и используется в работе с детьми с раннего возраста.
• Конструирование из деталей конструкторов. В частности, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д.).
• Конструирование из крупногабаритных модулей. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям возможность осваивать большие площади помещений.
• Художественное конструирование. К нему относится конструирование из бумаги, картона, природного и бросового материала.
Конструктивные строительные игры в детском саду признаны творческими и рассматриваются как разновидность сюжетно – ролевых игр. Игровой материал должен быть безопасным, соответствовать задачам для конкретной возрастной группы детей.
При планировании работы с обучающимися мы включаем в нее разные виды конструирования.
Конструирование из строительных материалов. Крупный конструктор и кубики. Еще в группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Конструирование из конструктора – лего (мелкие детали). Игры с конструктором лего развивают детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Развивает внимание, мелкую моторику рук. Формирует умение рассказывать о будущей конструкции, строить по образцу, анализировать постройку. Продолжать формировать умение работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.
Конструирование из деревянного конструктора. Направлено на всестороннее развитие обучающихся: логику, мышление, координацию движений, цветовое восприятие, изучение основных цветов, изучение геометрических форм. А также развитие мелкой моторики, внимания и способность сосредотачиваться.
Конструирование из счетных палочек. Развитие логического мышления: Создавая различные фигуры и конструкции, дети учатся продумывать свои действия и находить решения, как соединить палочки для достижения цели.
Тренировка мелкой моторики: Работа с небольшими предметами, такими как счётные палочки, помогает развивать координацию движений и подготавливает руку к письму.
Формирование пространственного мышления: Конструируя разные формы и фигуры, дети лучше понимают геометрические понятия, учатся ориентироваться в пространстве и различать размеры и пропорции.
Творческое развитие: Процесс создания чего-то нового всегда стимулирует воображение и творческие способности ребёнка.
Развитие усидчивости и концентрации: Конструирование требует внимания и аккуратности, что помогает детям улучшать концентрацию и развивать навыки планирования.
Конструирование из природного материала.
Конструирование из природных материалов не только способствует творческому развитию обучающихся, но и помогает им лучше понимать окружающий мир.
Во время конструирования из природного материала у обучающихся наряду с техническими навыками формируются умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество.
Конструирование по схемам.
Конструирование по схемам формирует у обучающихся умения чётче выделять и описывать элементы своих построек. Понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта. Также у обучающихся формируется умение читать схемы и понимать соотношения схем и объектов. Использовать специально разработанные шаблоны. С их помощью обучающиеся имеют возможность применять внешние модели и простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.
Таким образом, учитывая особенности конструктивной деятельности обучающихся раннего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи образовательной программы группы общеразвивающей направленности и формировать прочные умения и навыки у обучающихся.
Литература:
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. – (Программа развития).
- Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010. – 208 с.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – С 154-155, 158-159, 295-296.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление "Уголка природы" в группе раннего возраста.
Уголок природы предназначен для детей группы раннего возраста с 2 до 3 лет. Включает в себя цветы, соответствующие программе воспитания и обучения детей раннего возраста.Для более красочного офо...

Представление опыта по теме: Организация работы в средней группе ДОУ с учетом требований ФГОС ДО.
В работе представлена организация работы в средней группе ДОУ с учетом требований ФГОС ДО....

Анализ работы воспитателя 1 младшей группы по теме: «Организация работы по сенсорному воспитанию в раннем возрасте».
Представленный материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста для организаци работы по сенсорному воспитанию....

Представление опыта работы: "Организация РППС в программе "Вдохновение" в раннем возрасте"
Представление опыта работы: «Организация РППС в программе «Вдохновение» в раннем возрасте»...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".
Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...
Конспект рассматривания книг в книжном уголке в разновозрастной группе раннего возраста
Конспект реализован в рамках проекта "Книжкина неделя"...

Обобщение опыт работы по теме «Организация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»
В свете ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а т...
