«Технология «Виммельбух» - современный подход к организации речевого развития дошкольников с ТНР».
материал
В презентации представлена технология «Виммельбух» — книга-картинка без текста с насыщенными иллюстрациями — как эффективное средство для преодоления речевых нарушений у детей. Раскрыты ее уникальные особенности: формат, плотные страницы, яркость, множество деталей и «демократическая» перспектива, позволяющая всем персонажам быть равнозначными.
Определены ключевые задачи применения виммельбуха: обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи, внимания, памяти, пространственной ориентации и умения устанавливать причинно-следственные связи.
Подробно описаны практические приемы работы, апробированные на мастер-классе:
- Составление описательных рассказов («На картине я вижу...»).
- Установление логических связей между объектами.
- Сочинение рассказов-фантазий и «оживление» картины.
- Автоматизация и дифференциация звуков (поиск предметов с заданным звуком).
- Согласование числительных с существительными.
- Развитие зрительного внимания и памяти.
Можно смело утверждать, что технология «Виммельбух» является универсальным инструментом, который ненавязчиво развивает речь и когнитивные процессы, создает устойчивую мотивацию и значительно повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования и все мы знаем из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркими иллюстрации, чтобы повысить внимание и интерес к занятиям, чтобы заинтересовать, вызвать желание у ребенка сотрудничать.
Слайд 2
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира.
Слайд 3
И для этого наряду с традиционными методами и приёмами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».
« Виммельбух » - «мельтешащая картинка».
Слайд 4
Изобретателем «Виммельбуха » считают немецкого художника Али Митгуша.
Идея создать подобную книгу посетила его в 50 годы, после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Он воскресил их приём, так называемую кавалеристскую перспективу, при которой зритель видит фигуры как бы немного свысока, как будто сидит на коне. Поэтому вся перспектива немного опрокинута, а все персонажи одинаковой величины, независимо от того, где они стоят - сзади или спереди. Митгуш называет это «демократической» перспективой, потому что все фигуры на иллюстрации находятся в равных - не в лучших и не в худших — условиях.
А потом, глядя на эти картинки, любой ребёнок или даже взрослый, сможет истолковать их по своему. Книги- картинки Митгуша, сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе, а далее и всему миру. Вышли такие виммельбухи, как «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли», «Колесо» и другие.
Али Митгуш говорит, что всегда старался рисовать свои книги так, чтобы они подбивали придумывать продолжение. Книжки-картинки Митгуша можно рассматривать и одному, но вообще-то они задумывались для того, чтобы их разглядывали в кругу семьи, обсуждая происходящее на страницах и представляя то, что произойдет с героями в дальнейшем. Сейчас много других авторов книжного жанра «Виммельбух ».
Слайд 5
«Виммельбух » имеет свои отличительные особенности: как правило, количество разворотов в книге небольшое, напечатанных на плотном картоне; иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.
Особенности « Виммельбухов »:
-Формат;
-Отсутствие или минимальное количество текста;
-Страницы из плотного картона (от 5-7 до 15-18);
-Полностью задействованное пространство;
-Каждый разворот – яркая красочная картина, целый мир!
Классический виммельбух довольно большой, в формате А2, но есть и более компактные версии.
Слайд 6
Разнообразие
Целью моей педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммельбухов.
Задачи:
Используя данную технологию, педагог решает следующие задачи:
* обогащение словаря;
* развитие грамматической структуры и связной речи;
* развитие внимания;
* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.
Также развивает когнитивные процессы, такие как память, речь, гнозис (способность распознавать информацию: читать, смотреть, слушать), интеллект у детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально-волевую сферу, зрительную память. Можно смело сказать, что эта технология очень актуальна. Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, социальное, познавательное развитие.
Слайд 7
Разнообразие
Виммельбух - это универсальный инструмент для развития речи. Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.
Сейчас на практике продемонстрирую Вам, уважаемые коллеги, приёмы, которые использую в работе с виммельбухами.
- Итак, мне нужны 4 участника.
1.- Посмотрите, какую интересную картину я сегодня получила на почте. Рассмотрите ее - Подумайте, как можно ее назвать? (Участники мастер-класса придумывают названия картины).
- А теперь расскажите, что или кого вы видите на картине? Начните, пожалуйста, со слов «На картине я вижу…». Например: «На картине слева я вижу мальчика, который лепит снеговика». Выслушиваются высказывания участников мастер-класса.
- Спасибо за ответы.
2.- А теперь, я предлагаю вам стать фотографами. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет, «сфотографируйте» его и опишите.
- Например: «Я сфотографировала двух радостных мальчиков, которые спускаются с горки на санях», «Я сфотографировала мальчика в синей куртке, поднимающегося вверх на горку с розовой ледянкой».
Участники мастер – класса упражняются в составлении описательного рассказа.
3."Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Игры, которые помогают устанавливать связь между предметами и объектами на картине: «Кто с кем дружит?», «Соединяем».
- Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем их объединить.
- Возьмите, пожалуйста, цветные маркеры и соедините любые два предмета, двух людей или животных.
- Что или кого соединили вы? (Я соединяю дерево и кустарник, потому что это растения.) Участники мастер-класса высказываются.
"Составление рассказов-фантазий"
Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.
Игры, которые учат проецировать картину в двухмерном пространстве:
«Живая картина», «Я - режиссер», «Раз, два, три…картина оживи», «Кто я на картине?»
- Сейчас предлагаю вам оживить нашу картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место. Например: «Я – девочка Лена, в красной куртке, несусь радостно с горки на лыжах, вижу впереди падающего мальчика и думаю я, не упаду»
Слайд 8
Разнообразие
Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.
Слайд 9
Как работать с « Виммельбухом »?
Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.
Работать с виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.
Слайд 10
Лексическая тема «Транспорт» Как работать с «Виммельбухом»?
Книга с картинками, без текста, как же ее читать детям? Нужно просто включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами. Рассказчиком сначала может выступать взрослый, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему), требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей.
Что происходит на стройке? Какие профессии вы видите?
Также в этой книге обозначены предметы и называются они Виммельбухи – Искалочки, которые тоже можно найти на странице, то есть для развития внимания. В Виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, обычно дети любят их рассматривать. Много героев живет на одной страничке и каждый занят своим делом. И их так много, что поначалу от этого мельтишит в глазах. От этого и такое название. Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, из страницы в страницу она в динамике и в динамике каждый персонаж, и окружающая среда. Это позволяет составлять истории, рассказы о каждом из персонажей, предполагать, что будет на следующей странице и придумывать что произойдет за ее пределами. Работа с книгой может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников. Перед началом работы важно учитывать возрастные особенности детей.
На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ребенку выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.
Таким образом, Виммельбух развивает связную речь, ребенок учится рассказывать истории, вступать в диалог. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для педагога дошкольного учреждения.
Слайд 11
Лексическая тема «Дикие животные», автоматизация звуков. Как работать с «Виммельбухом»?
Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, с детьми можно предложить например найти слова с определенным звуком. Животные и транспорт любимые темы, но в Виммельбухе всегда можно найти что-то не очень знакомое – именно так и расширяется словарный запас.
Хорошо поработать с приемом: «Что видишь на картинке?». И ребенок перечисляет все, что попадает под фокус его глаз.
4. Найди и назови предмет по инструкции: «Он находится в верхнем левом углу страницы…»
Автоматизация звука [р] в слове. (Учитель - логопед предлагает найти животное, в названии которого есть звук Р). Ребёнок отвечает (рысь, крот, барсук...).
5.- Игра "Кто запомнит больше слов!" для развития памяти - сначала проговариваем все слова с заданным звуком, потом закрываем книгу и соревнуемся, кто больше слов вспомнит! Эта игра также на автоматизацию звука в слове.
Слайд 12
Как работать с «Виммельбухом »? Согласование числительного с существительным
6.- Игра "Посчитай!". В книгах «Виммельбух» обычно нарисовано много одних и тех же предметов, тут можно поиграть так: "Посчитай всех кур, зайцев и т.д. (выбираем слово с автоматизируемым звуком) также, как я: "одна курица, две курицы и т.д.". В этой игре Вы автоматизируете звук в словосочетании и отрабатываете согласование числительного и существительного.
Слайд 13
« Виммельбух » на компьютерном столе
Слайд 14
Интерактивная помощница
Слайд 15
Раскраски « Виммельбух »
Слайд 16
Найди кота среди сов
Слайд 17
Найдите гусеницу среди бабочек
На мастер-классе я рассказала, что такое виммельбухи и только некоторые из бесчисленного множества приемы работы с ними мы опробовали. Т.к. я работаю над постановкой звуков и развитием речи детей я сделала акцент именно на речевом развитии.
Таким образом, внедрение инновационного подхода в коррекционно-образовательный процесс позволяет более успешно корректировать нарушенные речевые навыки, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес к занятиям, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Материал сотержит разьяснительную записку по теме включая игры речевого развития...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС В ДОУ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...
«Технология Виммельбух – современный подход к организации речевого развития дошкольника»
Виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки.Придумали этот жанр детской литературы в Германии: в переводе с немецкого wimmeln – роиться, Вuch – книга. Виммельбух...
