«Технология «Виммельбух» - современный подход к организации речевого развития дошкольников с ТНР».
материал

Дегтярёва Елена Фёдоровна

В презентации представлена технология «Виммельбух» — книга-картинка без текста с насыщенными иллюстрациями — как эффективное средство для преодоления речевых нарушений у детей. Раскрыты ее уникальные особенности: формат, плотные страницы, яркость, множество деталей и «демократическая» перспектива, позволяющая всем персонажам быть равнозначными.

Определены ключевые задачи применения виммельбуха: обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи, внимания, памяти, пространственной ориентации и умения устанавливать причинно-следственные связи.

Подробно описаны практические приемы работы, апробированные на мастер-классе:

  • Составление описательных рассказов («На картине я вижу...»).
  • Установление логических связей между объектами.
  • Сочинение рассказов-фантазий и «оживление» картины.
  • Автоматизация и дифференциация звуков (поиск предметов с заданным звуком).
  • Согласование числительных с существительными.
  • Развитие зрительного внимания и памяти.

Можно смело утверждать, что технология «Виммельбух» является универсальным инструментом, который ненавязчиво развивает речь и когнитивные процессы, создает устойчивую мотивацию и значительно повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_na_sayt.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования и все мы знаем  из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркими  иллюстрации, чтобы повысить внимание и интерес к занятиям, чтобы заинтересовать, вызвать желание у ребенка сотрудничать.

Слайд 2

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет  долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками  и он их усвоит на лету». Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира.
Слайд 3

И для этого наряду с традиционными методами и приёмами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».

 « Виммельбух » - «мельтешащая картинка».

Слайд 4

Изобретателем «Виммельбуха » считают немецкого художника Али Митгуша.

Идея создать подобную книгу посетила его в 50 годы,  после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Он воскресил их  приём, так называемую кавалеристскую перспективу, при которой зритель видит фигуры как бы немного свысока, как будто сидит на коне. Поэтому вся перспектива немного опрокинута, а все персонажи одинаковой величины, независимо от того, где они стоят - сзади или спереди. Митгуш называет это «демократической» перспективой, потому что все фигуры на иллюстрации находятся в равных - не в лучших и не в худших — условиях.
А потом, глядя на эти картинки, любой ребёнок или даже взрослый,  сможет истолковать их по своему. Книги- картинки  Митгуша, сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе, а далее и всему миру. Вышли такие виммельбухи, как «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли», «Колесо» и другие.

Али Митгуш  говорит, что всегда старался рисовать свои книги так, чтобы они подбивали придумывать продолжение. Книжки-картинки Митгуша можно рассматривать и одному, но вообще-то они задумывались для того, чтобы их разглядывали в кругу семьи, обсуждая происходящее на страницах и представляя то, что произойдет с героями в дальнейшем. Сейчас много других авторов книжного жанра «Виммельбух ».
Слайд 5

«Виммельбух » имеет свои отличительные особенности: как правило, количество разворотов в книге небольшое,  напечатанных на плотном картоне; иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.

Особенности « Виммельбухов »:

-Формат;

-Отсутствие или минимальное количество текста;

-Страницы из плотного картона (от 5-7 до 15-18);

-Полностью задействованное пространство;

-Каждый разворот – яркая красочная картина, целый мир!

Классический виммельбух довольно большой, в формате А2,  но есть и более компактные версии.

Слайд 6

Разнообразие

Целью моей  педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммельбухов.

 Задачи:

Используя данную технологию, педагог  решает следующие задачи:

* обогащение словаря;

* развитие грамматической структуры и связной речи;

* развитие внимания;

* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.

Также  развивает когнитивные процессы, такие как память, речь, гнозис (способность распознавать информацию: читать, смотреть, слушать), интеллект у детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально-волевую  сферу,   зрительную  память. Можно смело сказать, что эта технология очень актуальна. Работа с виммельбухом  объединяет такие образовательные направления, как речевое, социальное, познавательное  развитие.

Слайд 7

Разнообразие

Виммельбух - это универсальный инструмент для развития речи.  Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.

Сейчас на практике продемонстрирую Вам, уважаемые коллеги, приёмы, которые использую в работе с виммельбухами.

- Итак, мне нужны 4 участника.

1.- Посмотрите, какую интересную картину я сегодня получила на почте. Рассмотрите ее - Подумайте, как можно ее назвать? (Участники мастер-класса придумывают названия картины).

- А теперь расскажите, что или кого вы видите на картине? Начните, пожалуйста, со слов «На картине я вижу…». Например: «На картине слева я вижу мальчика, который  лепит снеговика».  Выслушиваются высказывания участников мастер-класса.

- Спасибо за ответы.

2.- А теперь, я предлагаю вам стать фотографами.  Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет, «сфотографируйте» его и опишите.

- Например: «Я сфотографировала  двух  радостных мальчиков, которые спускаются с горки на санях», «Я сфотографировала мальчика в синей куртке, поднимающегося вверх на горку с розовой ледянкой».

Участники мастер – класса упражняются в составлении описательного рассказа.

3."Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются  любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Игры, которые помогают устанавливать связь между предметами и объектами на картине: «Кто с кем дружит?», «Соединяем».

- Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем их объединить.

- Возьмите, пожалуйста, цветные маркеры и соедините любые два предмета, двух людей или животных.

- Что или кого соединили вы? (Я соединяю дерево и кустарник, потому что это растения.) Участники мастер-класса высказываются.

"Составление рассказов-фантазий"

Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.

Игры, которые учат проецировать картину в двухмерном пространстве:

«Живая картина», «Я - режиссер», «Раз, два, три…картина оживи», «Кто я на картине?»

- Сейчас предлагаю вам оживить нашу картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место. Например: «Я – девочка Лена, в красной куртке, несусь радостно с горки на лыжах,  вижу впереди падающего мальчика и думаю я,  не упаду»

Слайд 8

Разнообразие

Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.

Слайд 9

Как работать с « Виммельбухом »?

Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких  и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.

Работать с виммельбухом  можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.

Слайд 10

Лексическая тема «Транспорт» Как работать с «Виммельбухом»?

Книга с картинками, без текста, как же ее читать детям? Нужно просто включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать  и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами. Рассказчиком сначала может выступать взрослый, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему), требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей.

Что происходит на стройке? Какие профессии вы видите?

Также  в этой книге обозначены  предметы и называются они Виммельбухи – Искалочки, которые тоже можно найти на странице, то есть для развития внимания. В Виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, обычно дети любят их рассматривать. Много героев живет на одной страничке и каждый занят своим делом. И их так много, что поначалу от этого мельтишит в глазах. От этого и такое название. Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, из страницы в страницу она в динамике  и в динамике каждый персонаж, и окружающая среда. Это позволяет составлять истории, рассказы о каждом из персонажей, предполагать, что будет на следующей странице и придумывать что произойдет за ее пределами. Работа с книгой  может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников. Перед началом работы важно учитывать возрастные особенности детей.

На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ребенку выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.

Таким образом, Виммельбух развивает связную речь, ребенок учится рассказывать истории, вступать в диалог. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для  педагога  дошкольного учреждения.

Слайд 11

Лексическая тема «Дикие животные», автоматизация звуков.  Как работать с «Виммельбухом»?

Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, с детьми можно  предложить  например найти   слова с  определенным звуком. Животные и транспорт любимые темы, но в Виммельбухе всегда можно найти что-то не очень знакомое – именно так и расширяется словарный запас.

Хорошо поработать с приемом: «Что видишь на картинке?».  И ребенок перечисляет все, что попадает под фокус его глаз.

4. Найди и назови предмет по инструкции: «Он находится в верхнем левом углу страницы…»

Автоматизация звука [р] в слове. (Учитель - логопед предлагает найти животное, в названии которого есть звук Р). Ребёнок отвечает (рысь, крот, барсук...).

5.- Игра "Кто запомнит больше слов!" для развития памяти - сначала проговариваем все слова с заданным звуком, потом закрываем книгу и соревнуемся, кто больше слов вспомнит! Эта игра также на автоматизацию звука в слове.

Слайд 12

Как работать с «Виммельбухом »? Согласование числительного с существительным

6.- Игра "Посчитай!". В книгах «Виммельбух» обычно нарисовано много одних и тех же предметов, тут можно поиграть так: "Посчитай всех  кур, зайцев и т.д. (выбираем слово с автоматизируемым звуком) также, как я: "одна курица, две курицы и т.д.". В этой игре Вы автоматизируете звук в словосочетании и отрабатываете согласование числительного и существительного.

Слайд 13

« Виммельбух » на компьютерном столе

Слайд 14

Интерактивная помощница

Слайд 15

Раскраски « Виммельбух »

Слайд 16 

Найди кота среди сов

Слайд 17 

Найдите гусеницу среди бабочек

На мастер-классе я рассказала, что такое виммельбухи и только некоторые из бесчисленного множества приемы работы с ними мы опробовали. Т.к. я работаю над постановкой звуков и развитием речи детей я сделала акцент именно на речевом развитии.  

Таким образом, внедрение инновационного подхода в коррекционно-образовательный процесс позволяет более успешно корректировать нарушенные речевые навыки, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес к занятиям, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС В ДОУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

«Технология Виммельбух – современный подход к организации речевого развития дошкольника»

Виммельбухи – это так называемые книжки-гляделки.Придумали этот жанр детской литературы в Германии: в переводе с немецкого wimmeln – роиться, Вuch – книга. Виммельбух...