Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС.
консультация
для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС.
«Речь — это не только средство общения, но и инструмент познания мира, формирования мышления и развития личности ребёнка». — Л. С. Выготский
Речь — важнейший компонент формирования личности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит активное овладение родным языком, развитие коммуникативных и познавательных способностей. Именно в этом периоде закладываются основы мышления, эмоционального интеллекта, способности выражать и понимать чувства, желания, смыслы.
В условиях реализации ФГОС ДО речевое развитие рассматривается как ключевое направление образовательной работы. Оно обеспечивает не только успешное социализирование, но и обогащает эмоционально-ценностный опыт ребёнка. Современный педагог выступает не просто наставником, а соавтором детского речевого опыта, создающим пространство для свободного, творческого самовыражения.
Цель
Создание условий для полноценного речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи
Развивать связную, грамматически правильную, выразительную речь.
Формировать словарь, звуковую культуру речи, фонематический слух.
Воспитывать интерес к родному языку через игры, литературу, театрализацию.
Организовывать естественные речевые ситуации в различных видах детской активности.
Обогащать предметно-пространственную среду элементами, способствующими речевому взаимодействию.
Этапы реализации и содержание работы
1. Подготовительный этап — создание речевой среды
Цель: подготовить условия, стимулирующие речевую активность.
Основные мероприятия:
• Диагностика уровня речевого развития.
• Организация «речевых островков» : уголки книги, театра, логопедических и сюжетных игр.
• Подбор разнообразных речевых стимулов : литературные произведения, аудио- и видеоматериалы, ИКТ-ресурсы.
Акцент: формирование мотивации к говорению через эмоциональное вовлечение и игровую атмосферу.
2. Основной этап —формирование речевых умений
Цель: развивать все компоненты речи : фонетическую, лексическую, грамматическую, коммуникативную.
Формы работы:
• Тематические беседы, диалоги, коллективные рассуждения.
• Дидактические речевые и логопедические игры.
• Сюжетно-ролевые и театрализованные инсценировки.
• Индивидуальные занятия по развитию речи.
• Использование цифровых инструментов: интерактивные доски, презентации, мультимедийные задания.
Акцент: создание условий для актуализации речевых навыков в разных контекстах — от повседневной речи до публичного выступления.
3. Заключительный этап —практическое применение
Цель: закрепить речевые умения в самостоятельной, продуктивной и творческой деятельности.
Мероприятия:
• Проведение театрализованных постановок с участием родителей.
• Защита детских мини-проектов.
• Создание и презентация книжек-самоделок, журналов, комиксов.
• Тематические читательские встречи, выставки детского литературного творчества.
Акцент: интеграция речи в различные виды активности — познавательную, игровую, творческую.
Педагогические принципы
• Принцип субъектности: ребёнок — активный участник речевого процесса.
• Принцип индивидуализации: учёт уникальности речевого развития каждого.
• Принцип природосообразности: соответствие возрастной логике и интересам.
• Принцип уважения: признание ценности детской речи как средства самовыражения.
• Принцип целостности: интеграция речевых задач во все образовательные области.
Ожидаемые результаты
• Повышение уровня речевой инициативности и активности.
• Увеличение словарного запаса, развитие грамматической стройности речи.
• Становление умений вести диалог и монолог, понимать коммуникативную задачу.
• Углубление интереса к родному языку как культурной и личностной ценности.
• Формирование речевой культуры взаимодействия в детском сообществе.
Рекомендации для педагогов
• Применяйте интерактивные формы (ИКТ, пальчиковые игры, речевые тренажёры, сторителлинг).
• Постоянно совершенствуйте свою собственную речь: педагог — речевой пример.
• Включайте в работу всех участников образовательного процесса — родителей, специалистов, детей.
• Используйте творческие формы работы: комиксы, стенгазеты, радиопередачи, подкасты.
• Применяйте проектный подход: «Говорящая азбука», «Сказка своими руками», «Мир слов».
• Организуйте погружение в литературный и языковой контекст через авторские недели, театральные мастерские.
• Развивайте метапредметные связи: речь как инструмент в математике, изобразительном искусстве, познании природы.
Идеи для занятий и проектов
• Проект «Сказка своими руками»— дети коллективно сочиняют, рисуют и ставят сказку.
• Игра «Собери рассказ» — составление повествования по серии сюжетных картинок.
• Квест «По тропинкам сказок» — выполнение речевых заданий в сказочном маршруте.
• Лэпбук «Мир слов» — сборник интерактивных заданий на развитие речи.
• Проект «Говорит кукла» — неделя театров: настольный, пальчиковый, теневой театр.
Вывод
Речевое развитие — это не просто освоение грамматических норм или пополнение словарного запаса. Это основа формирования личности, способа мышления, средств выражения чувств и эмоций. Через слово ребёнок осваивает мир, устанавливает связи, находит своё место в обществе.
Создание речевой образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО требует от педагога не только знаний и умений, но и искреннего интереса к каждому ребёнку, уважения к его индивидуальности и веры в силу живого слова. Только тогда речь действительно становится живой, а развитие — осознанным и многогранным.
«Слово ребёнка — как первый луч света: мягкий, тёплый, но указывающий путь к большому миру».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО "
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО »Актуальность опыта. Проблема ...

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"
В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...

Статья на тему: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

«Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО»
laquo;Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут заве...

Методические рекомендации для педагогов по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС
Равитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения-это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Свободное речевое ...

Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС
Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями оста...

