Презентация на тему: "Влияние музыкальной деятельности на формирование и развитие речи детей"
презентация
Музыкальная деятельность необходима ребёнку не только для того, чтобы он хорошо пел, танцевал и играл на музыкальных инструментах. Музыка влияет и на общее развитие детей, в том числе, оказывает воздействие на формирование и развитие речи.
Музыка - это один из самых действенных путей стимуляции речи, сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Её сила увлекает ребёнка и стимулирует его активность. Музыкальная деятельность способствует формированию чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, общей моторике и слуховому вниманию.
Рассмотрим подробнее несколько видов музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.
Пение.
Музыкально - ритмические движения.
Игра на музыкальных инструментах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 500.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкальная деятельность необходима ребёнку не только для того, чтобы он хорошо пел, танцевал и играл на музыкальных инструментах. Музыка влияет и на общее развитие детей, в том числе, оказывает воздействие на формирование и развитие речи. В последнее время специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у детей. И одним из способов развития речи детей является системное использование музыкального воспитания. Музыка - это один из самых действенных путей стимуляции речи, сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. Её сила увлекает ребёнка и стимулирует его активность. Музыкальная деятельность способствует формированию чувства ритма, эмоциональной отзывчивости, общей моторике и слуховому вниманию.
Музыка и речь тесно связаны . Во-первых , музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Во-вторых , музыкальная выразительность схожа с речевой. В-третьих , и музыка, и речь имеют интонационную природу. Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. В-четвертых , и музыка и речь имеют ритмическую структуру.
Исходя из этого, все виды музыкальной деятельности воздействуют на формирование разговорной речи детей. Слушание музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку формируют способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции не только словами, а также жестами, танцевальными движениями, музыкальными звуками. Все виды музыкальной деятельности являются самыми приятными для детей способами обучения. Они важны для развития и закрепления различных навыков, так как одновременно сочетают в себе и удовольствие, и обучение. Занятия музыкой развивают фонематический слух, чувство ритма, координацию движений, мелкую и крупную моторики, а также влияют на психические процессы, такие как: внимание, память, мышление.
Рассмотрим подробнее несколько видов музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей . Пение. В пении работа над речью происходит наиболее наглядно и эффективно. 1 .Пение формирует правильное дыхание, голос, развивает чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Кроме того, певческая деятельность помогает исправлять недостатки речи, такие как, невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на отдельные гласные и слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. 2 .Основным средством овладения языком и развитием речевой активности является повтор. Пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной для них форме: песенных куплетов и припевов. Дети получают удовольствие от певческой исполнительской деятельности, а вместе с тем, через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот поэтому большинство текстов детских песен и состоит из повторяющихся слов.
3 .Так же песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводить детям, потому что речевой поток сопровождается музыкой. 4 .Ещё одним преимуществом песен является рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. 5 .Пение совершенствует голосовой аппарат детей не только для вокального исполнительства, но и для разговорной речи, формирует речевую выразительность, расширяет словарный запас, стимулирует образное мышление, а также коллективное пение развивает способность слышать друг друга.
Музыкально – ритмические движения Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей, так как тренируется наблюдательность, формируется чувство ритма, темпа и времени, развивается общая и мелкая моторика, накапливается музыкально-двигательный опыт. Одним из важных разделов в музыкальной ритмике для развития речевых навыков является логопедическая ритмика, или логоритмика . Эта методика опирается на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Логопедическая ритмика формирует слуховое внимание и фонематический слух, развивает общую и речевую моторику, мимику, а так же слухо -зрительно-двигательную координацию.
Игра на музыкальных инструментах. Процесс игры на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети могут проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики, слухового восприятия и внимания, эмоциональную отзывчивость, выразительное исполнение, память, а также умение слушать друг друга.
Специальные оркестрово-исполнительские умения – это овладение ребёнком приёмами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте даются достаточно простые в освоении инструменты - это шумовые и ударные (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники). Создание шумовых оркестров развивает не только метроритмическое чувство, но и мелкую моторику детей. Ребёнок учится контролировать звук не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах со звукорядом. Это развивает слух не только звуковысотный , но и фонетический. Поэтому прислушиваясь к звукам мелодии, сравнивая их и различая по высоте, дети накапливают бесценный слуховой опыт, что в свою очередь активизирует речь ребёнка .
Таким образом, проанализировав несколько видов детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, можно сделать вывод о влиянии музыкальной деятельности детей на формирование и развитие их речи. Музыка способствует развитию чувства ритма, фонетического слуха, слухового внимания, речевой и общей моторики, дыхания, слуха-зрительно-двигательной координации, образного мышления и выразительности. Всё это необходимо для формирования правильной речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкальной деятельности на формирование и развитие речи детей
В последнее время специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у детей. Еще несколько десятилетий назад дети начинали говорить раньше, нежели их сов...

Консультация для музыкальных руководителей "Роль пения в развитии речи детей"
Изучив данный материал, можно сделать вывод, что пение как сложный процесс взаимодействия дызания, звукообразования, звукоформирования играет важную роль в развитии речи ребенка и уже давно использует...

Консультация, презентация опыта работы "Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи"
Мозжечковая стимуляция - современный метод формирования нарушение развития речи....

Сообщение из опыта работы "Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей"
Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовыва...

Роль музыкальной деятельности в формировании всестороннего развития ребенка раннего возраста.
Музыка – это способ общения без слов....

ДКР Тема: «Влияние процесса музыкального воспитания на формирование личностных качеств младшего дошкольного возраста»
Домашняя контрольная работа по «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

Мастер- класс для родителей Тема: «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми в развитии мелкой моторики» «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития речи детей».
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная и тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить, потрогав, показав что – либо движением. Поэтому на пр...
