Программа самообразования воспитателя Тема: «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности»
учебно-методический материал (старшая группа)
Программа самообразования воспитателя
Тема: «Экологическое воспитание детей
в различных видах деятельности»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования воспитателя
Тема: «Экологическое воспитание детей
в различных видах деятельности»
Воспитатель: Рябцева Т.В
Цель:
- повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- Систематизация работы по «Экологическое воспитание детей
в различных видах деятельности»
- Задачи:
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
формировать знания, умения и навыки воспитанников;
Срок: реализации : с 1 сентября 2025 по 30 мая 2026года
Участники: Воспитатели, дети, родители.
Актуальность выбранной темы.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой.
Ожидаемые результаты:
Воспитатели:
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка и внедрение системы работы с детьми по теме «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности»
- Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (публикация методических разработок на собственном мини-сайте )
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
5. Дети:
- развит интерес к явлениям и объектам природы;
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
- понимают, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
- умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы
- с интересом передают свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
6. Родители: повышен интерес родителей и стремление к совместной работе с педагогами ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.
План мероприятий по реализации программы самообразования.
1. этап
- Планирование работы по самообразованию
- Составление библиографии по теме самообразования.
2. этап
- Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
- Подготовка и проведение педагогической диагностики
3. этап
- Составление перспективного плана по теме «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности»
- Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.
4. этап
- Практическое применение наработанных материалов с детьми
5. этап
- Обобщение педагогического опыта по проблеме
- Выставка дидактических материалов по теме
- Оформление сборника консультаций для родителей.
Перспективный план работы самообразования на 2025-2026 уч. г.
№ п/п | Форма работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
1 | Анализ проблемы. | сентябрь | Выявление недостатков в системе работы над развитием экологической культуры детей. |
2 | 1. Изучение нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | ||
3 | Составление библиографии по теме самообразования. | Список литературы | |
4 | Составление перспективного плана самообразования. | ||
5 | Проведение диагностических исследований экономического воспитания детей | Определение проблемы | |
6 | Создание материально-технических условий позволяющих достичь обозначенных ею целей и выполнить соответствующие задачи. | Пополнение игровых центров активности материалами и атрибутами к играм | |
7 | Изучение литературы по теме «Экологическое воспитание детей средней группы в различных видах деятельности» | октябрь | Повышение компетентности. |
8 | Составление перспективного плана по теме «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности» Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д | ||
9 | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности» | ||
10 | Изучение литературы по теме: «Экологическое воспитание детей в различных видах деятельности» | Ноябрь - апрель. | |
Освоение и внедрение методических приемов, пособий, атрибутов и игр. | Отбор наиболее эффективных способов развития и воспитания детей по данной теме | ||
12 | Апробация оптимальной модели решения оптимизации влияние устного народного творчества на развитие речи детей . | ||
13 | Оформление картотек и их пополнение процессе работы. | Работа над усовершенствованием развивающей предметно-пространственной среды. | |
14 | Подбор материала и изготовление дидактических игр. | ||
15 | Подбор мультимедиа – презентаций и видео по теме. | ||
16 | Индивидуальные беседы и консультации с родителями. |
| Углубление сотрудничества с родителями. |
17 | Создание памятки для родителей по теме. | Повышение педагогической компетентности родителей. | |
18 | Проведение мониторинга | Май | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения развития детей. |
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | Познавательное сообщение «Что такое лес». Просмотр мультфильмов и видеофильмов, презентаций (ИКТ); Рассматривание иллюстраций серии книг о природе, альбомов «Времена года», «Птицы нашего края», «Насекомые», «Растительный мир. Наблюдения за деревьями, кустарником, огородом, птицами, насекомыми, погодой на экологической тропе. Экспериментирование «Свойства почвы, песка». Создание коллекции «Полезные ископаемые» Трудовая деятельность в уголке природы. Дидактические игры: «Найди растение по названию», «Четвертый лишний», «Съедобное – не съедобное», Моделирование «Дерево», «Куст», Настольно-печатная игра: «С какого дерева лист», Слушание: «Звуки леса». Игровая ситуация: «Расскажи, как вести себя в лесу» Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес». Вечер досуга «Лес – наше богатство». Пальчиковые игры. Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги», «Медведь и пчелы», Раскраски «Времена года», «Кто живет в лесу?». - Рисование: «Осеннее дерево», «Ежик в лесу»; « Поспели яблоки в саду», «Осенние ветки». - Лепка: «Едет белочка в тележке, и везет она орешки». - Аппликация: «В лес по грибы», Осенний ковер». - Конструирование «Гриб» (из природного материала), «Зверюшки и птички в лесу» ( с бумагой) | 1.Анкетирование родителей по экологии. 2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. 3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» |
Ноябрь | Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты». Наблюдения за деревьями, кустарником, огородом, птицами, насекомыми, погодой на экологической тропе. Эксперимент «Нужен ли корешкам воздух?». Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; Трудовая деятельность в уголке природы. Настольно-печатная игра: «Кто, где живет?», Словесные игры Заучивание: П. Воронько «Журавль». Дидактические игры: «Найди растение по названию», «Что изменилось?», Подвижные игры «Паук и мухи», «Совушка», «Перелет птиц». Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия». Творческая мастерская. - Рисование: «Кто живет в осеннем лесу», «Облетели с деревьев последние листочки». - Лепка: «Угостим зайку морковкой»». Аппликация: «Овощи- фрукты», «Осенний натюрморт», «Яблоко и сливы». - Конструирование «Стрекоза» (из природного материала). | 1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»; 2. Памятка для родителей : «Синичкин день» |
Декабрь | Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; «Как вы помогаете планете Земля?», Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; Моделирование «Дерево зимой», «Домашние животные», «Дикие животные» Наблюдения за деревьями, кустарником, огородом, птицами, насекомыми, погодой на экологической тропе. Зимняя выставка поделок из бросового материала «Рождественские чудеса». Создание коллекции «»Разные материалы» (Дерево, метал, бумага, ткань, резина. целлофан и др) Акция «Птичья столовая» (кормушки). Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», "Раскрась предметы живой и неживой природы", Пальчиковые игры: Слушание: «Звуки природы». Настольно-печатная игра: «Времена года». - Рисование: «Что ты осень нам в подарок принесла?», «Зайчик под елочкой». - Лепка: «Мышка», «Зайчик», - Аппликация: «Падает снежок». - Конструирование «Посуда» (из природного материала). | 1.Изготовление кормушек в рамках экологической акции «Птичья столовая». 2.Памятка: «Экологическое воспитание»; 3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» |
Январь | Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам»; Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия». Наблюдения за деревьями, кустарником, огородом, птицами, насекомыми, погодой на экологической тропе. Эксперимент «Что выделяет растение?», Моделирование «Дерево и куст зимой». Трудовая деятельность в уголке природы. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Летает, плавает, бегает». Составление описательных рассказов о деревьях, насекомых, птицах. Подвижные игры. Настольно-печатная игра: «Времена года», «Когда это бывает?». - Рисование: «Снег, снег кружится белая вся улица», «Зимующие птицы»; - Лепка: «Зверюшки на празднике у елки». - Аппликация: «Падает снежок». - Конструирование «Посуда» (из природного материала). | 1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»; Памятка: «Мы против мусора»; |
Февраль | Просмотр мультфильмов и видеофильмов, презентаций (ИКТ); Начало реализации проекта «Огород на подоконнике». Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений Эксперимент Свойства воды( вода, снег , лед) Открытое занятие «Зимние превращения». Наблюдения за деревьями, кустарником, огородом, птицами, насекомыми, погодой на экологической тропе. Рассматривание иллюстраций серии книг о природе, альбомов «Времена года», «Птицы нашего края», «Насекомые», «Растительный мир. Трудовая деятельность в уголке природы. Пальчиковые игры. Слушание: «Звуки природы». Познавательная ситуация. «Уроки доброты: «Что значит быть добрым». Настольно-печатная игра: «Путешествие капельки» - Рисование: «Придумай забавного зверюшку» (из кругов» - Лепка: «Птички невелички». - Аппликация: «Весенний цветок», | 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»; 2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» 3.Памятка: «Берегите природу»; |
Март | Беседа «Значение почвы и воды в жизни всего живого»; «Планета Земля – наш общий дом», Просмотр мультфильмов и видеофильмов, презентаций (ИКТ); Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты, скажи мне реченька лесная… » Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»; Создание коллекции «Семена растений» Дидактическая игра «Из чего это сделано» Проблемная ситуация «Сортируем мусор» Вечер досуга «Сохраним планету». Акция «Каждому скворцу по дворцу» (скворечники). Наблюдения за деревьями, кустарником, огородом, птицами, насекомыми, погодой на экологической тропе. Пальчиковые игры. Раскраски «Времена года», «Кто живет в море?». Слушание: «Жаворонок», муз. М. Глинки; Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Настольно-печатная игра: «Поступи правильно». Творческая мастерская: -Рисование: «Рыбки в аквариуме» «Подснежники», «Весна, ручейки. Солнце ярко светит». - Лепка: «Медведь проснулся», «два жадных медвежонка». - Аппликация: «Красивые цветы». - Конструирование «Цветок» (из геометрических фигур, из палочек Кюизенера). | 1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»: 2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». 3.Памятка: «День птиц» |
Апрель | Беседа: «Правила поведения в природе», «Стань защитником природы». Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: «День птиц»; «День Земли»; «Земля – наш дом». Рисование плаката «Берегите Землю, берегите!» Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок». Экспериментирование «Свойства материалов» (бумаги, ткани, резины, пластмассы». Наблюдения за деревьями, кустарником, огородом, птицами, насекомыми, погодой на экологической тропе. Рассказывание из личного опыта «Как я помогаю природе». Пальчиковые игры. Подвижные игры «Перелет птиц», «Коршун и наседка», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Солнечные зайчики». Познавательная ситуация. «Уроки доброты: «Как ты помогаешь природе». Слушание: «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова; Сюжетно- ролевая игра «В гости к леснику», - Рисование: «Желтые одуванчики растут на лужайке». - Лепка: «Как я люблю одуванчики». - Аппликация: «Букет сирени». | 1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям; 2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна»; 3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев» |
Май |
| 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»; |
Нормативные документы
1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. N273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ)
2. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК 26012/05 за подписью заместителя министра образования А.А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах"
5. Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г
8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисо...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...

План работы по самообразованию на 2021-2025 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План работы по самообразованию "Экологическое воспитание"...

Программа самообразования воспитателя «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности.
Программа самообразования воспитателя на 2022-2023 учебный годТема: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельностиЦель:повысить профессиональное мастерст...
