Семинар – практикум «Приобщение детей к традициям и обычаям русского и бурятского народов»
материал

Томилова Оксана Георгиевна

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.

Задачи:

- воспитывать патриотические чувства,

- воспитывать позитивные отношения к народному творчеству,

- пополнять копилку народных игр, загадок,

дидактических игр для воспитанников,

- раскрыть внутренний потенциал педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_rus_i_bur_traditsii.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

              Комитет по образованию

    Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

         «СОШ № 108» г. Улан - Удэ

Семинар – практикум

«Приобщение детей к традициям и обычаям русского и бурятского народов»

Выполнила: воспитатель Томилова О.Г.

2023-2024 учебный год.

Семинар – практикум

«Приобщение детей к традициям и обычаям русского и бурятского народов»

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.

Задачи:

- воспитывать патриотические чувства,

- воспитывать позитивные отношения к народному творчеству,

- пополнять копилку народных игр, загадок,

дидактических игр для воспитанников,

- раскрыть внутренний потенциал педагогов.

План семинара-практикума:

1. Вступительное слово

2. Игра для сплочения коллектива «Поздороваемся».

3. Тренинг

4. Мозговой штурм. Викторина «Заморочки из бочки»

5. Русская народная игра «Пирог»

6. Объясни пословицу

7. Отгадай сказку

 8. «Нарисуй сказочного персонажа»

9. Заключение

1. Вступительное слово

 Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями.

 Приобщение детей к обычаям, традициям русского народа способствует развитию

эмоциональной отзывчивости детей, формированию духовности, общей культуры, учит добру и справедливости. Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающие человека всю его жизнь. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Самым эффективным способом общения с детьми всегда были сказки. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками

своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Ценность народных традиций огромна. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само существование народа. Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!

2. Игра «Поздороваемся»

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Поздороваемся».

Цель: сплочение коллектива. Под русскую народную музыку надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками.

3. Тренинг

А теперь делимся на две команды и отвечаем на мои вопросы (тренинг) :

- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные

ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);

- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий

патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);

- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательные программы

- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них

патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);

- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);

- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с

детьми? (игровые);

- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы,

характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг,

наслаждение)

4. Викторина «Заморочки из бочки»: (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают)

-Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка,

камешек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий)

-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации

праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость,

выносливость)

-Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

-Назовите несколько русских (бурятских) народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.), («Иголка нитка, узелок», «Табун», «Волк и ягнята», «Малгай»)

-Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

- Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника,

сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки,

прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

- Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома)

- Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец)

- Бело-синее чудо? (гжель)

- Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом

моралью (басня).

- Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина)

- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование,

фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

- Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

5. Игра «Каравай»

Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько

раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:

Катай каравай,

Поворачивай, давай,

К лесу – куролесу,

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,-

Куда головой?

«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой.

Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его

место занимает другой участник.

Игра «Пирог» (под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине –

водящий - «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от

каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду,

а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая

больше «пирогов».

6. Продолжи пословицу

«Пословицы неспроста молвятся»: (Объясните, что это значит)

Ведущая: - Люди в старину не только трудились и отдыхали, но и народную мудрость

порождали. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды (поочерёдно каждой команде).

Русские народные пословицы:

1. Волков бояться – (в лес не ходить).

2. Всякое дело – (мастера боится).

3. Делу время – (потехе час).

4. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).

5. Не хвались началом – (хвались концом).

6. У ленивого Федорки – (всегда отговорки).

7. Человек без друзей – (что дерево без корней).

8. Семь раз отмерь – (один раз отрежь).

9. Лениться да гулять – (добра не видать).

10. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда)

Бурятские народные пословицы:

1. Дождь перестает, гость уходит, всему есть (мера)

2. Без ветра верхушка дерева (не закачается)

3. Лиса и во сне кур (считает)

4. Чем жить в долгах, лучше быть (бедным)

5. Рысак красен у коновязи, а отец (на почетном месте)

6. Чем искать по соседям, ройся у себя (в сундуке)

7. «Отгадай сказку»

В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете русские и бурятские народные сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.

1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

2. К какому богатырю убежала Ангара – любимая дочь Байкала? (Енисей)

3. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

4. Как зовут одного из самых известных героев бурятских сказок? Подросток, проказник, хитрец и весельчак, защитник бедняков (Будамшуу)

5. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

6. Кто обхитрил волка в сказке «Глупый волк»? (Жеребёнок, бычок, свиньи и собака)

7. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

8. Кого попросил заяц сохранить для него снег в сказке «Снег и заяц»? (Хозяин леса)

9. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

10. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

9. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

10. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)

11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

12. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

8. «Нарисуй сказочного персонажа»

Каждая команда берет конверт с описанием героя сказки, команды совещаются и по очереди выходят его рисовать. Затем каждая команда зачитывает описание сказочного героя и участники мероприятия оценивают соответствие героя сказки его описанию.

1 герой.

Обрадовались старики, привели ее в избу.

Глядят на неё, не налюбуются.  

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам;

что ни день, то все краше становится.

Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе»

2 герой.

«А у князя женка есть,

 Что не можно глаз отвесть:

 Днем свет божий затмевает,

 Ночью землю освещает;

 Месяц под косой блестит,

 А во лбу звезда горит.»

Список используемой литературы:

1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое

воспитание). Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», 2011

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004.

3. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры :

Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004

4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. : Школьная

пресса,2005

5. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М. : Школьная

пресса,2005

6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной

действительностью. Учебное пособие. -М: Издательский центр «Академия»1998

7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л. А. –

М. : ТЦ Сфера, 2005

8. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной

работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М. : Мозаика-Синтез,

2010

9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста. – М. -2005

10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду

Линка-Пресс – М. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"

При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осу...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...

План по самообразованию Приобщение детей к традициям и обычаям народной русской культуры

Дети мало знают о традициях и обычаях русской культуры. Я решила сама изучить глубже о традициях и обычаях русской культуры...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области....

Семинар для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ РУССКОГО НАРОДА»

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.Задачи: воспитывать патриотические чувства; воспитывать позитивные отношения к народному творчеству; пополнять копилку народных игр, загадо...