Тема работы: «Камешки Марблс» как нетрадиционное средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Актуальность работы с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: они удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствуют развитию творческого мышления, благотворно влияют на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышают интерес к занятиям, снимают усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. 

Как известно, в нашем ближайшем окружении существует много интересных предметов, которые привлекают внимание детей. Для взрослых это просто необходимые вещи, но для ребенка младшего возраста они становятся игрушками, часто превосходящими по своим развивающим свойствам «покупные».

Что любят дети? Что интересовало меня в детстве? Что вызывает интерес моих воспитанников? Дети любят «секретки», «сокровища»! Многие из нас искали стеклышки, находили значки, брошки в маминых шкатулках или предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Современные дети увлечены «кристаллами» и поиском необыкновенных камней на игровых участках.Именно этот глубокий интерес детей к предметам подобного типа подсказал мне идею провести работу по внедрению в педагогическую практику декоративных стеклянных камней, которые очень сильно напоминают кристаллы и сокровища.

Применение камушков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игра в «Марблс» признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится.

Работу начала с поиска и приобретения самого материала, то есть камней «Марблс». Коллекция получилась большой и разнообразной. Цвет, форма, фактура камней позволили разработать большое количество игр и упражнений для дошкольников: «Найди по описанию», «Узнай на ощупь», «Разложи по темам», игры на классификацию: «Разложи по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по размеру», «Прозрачный - непрозрачный», «Темный - светлый», «Гладкий – негладкий». Данные игры и упражнений способствовали формированию представлений о классификации предметов по признакам, развитию мелкой моторики, обогащению словарного запаса, развитию речи, самостоятельности и усидчивости.

Следующим этапом стал поиск и разработка необходимых дополнительных средств и материалов. В итоге была подобрана и распечатана необходимая картотека иллюстраций для развития художественно – эстетических способностей. На данном этапе столкнулась с тем, что для рисования камнями нет специальных иллюстраций, и мне пришла идея заменить их на уже готовые иллюстрации для рисования пластилином. Картотека иллюстраций была разноцветной и яркой, на разные темы «Цветы», «Транспорт», «Сказочные сюжеты», «Игрушки», дети с удовольствием дополняли их камушками. Благодаря тому, что иллюстрации были цветными, детям было необходимо только выбрать необходимый цвет, вроде не сложное упражнение, но решает несколько задач: развивать сенсомоторные способности, учить детей выполнять щипковый и пинцетный пальчиковый захват, развивать координацию движений рук, ориентировку на плоскости, внимание.

Для усложнения задач в копилку к цветным иллюстрациям добавила черно-белые раскраски, так же на различные темы. Это дало воспитанникам полную самостоятельность в выборе цвета и формы камней для рисования, дети использовали их и как просто трафарет для обведения, а еще выкладывая камни по контуру. В ходе этих упражнений у детей развивается фантазия, воображение, мелкая моторика, художественно – эстетические умения и навыки.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах использовала карты с контурами геометрических фигур. С детьми были организованы игры «Обведи по контуру», «Выложи по порядку», «Повтори» и другие.

Для формирования элементарных математических представлений были разработаны «поля – карты». Они являются главным помощником для обучения детей ориентированию на плоскости. Но эти карты, оказались очень многофункциональными. На этих картах выкладываем геометрические фигуры, использую их для упражнения «Повтори», для игры «Собери бусы», в предметном и сюжетном рисовании камушками. Как ранее я уже отметила «поля- карты» многофункциональны, их можно использовать в каждой возрастной группе усложняя задачи, учитывая возрастные особенности.

Широкое применение данные «карты- поля» нашли как на фронтальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Для развития внимания и зрительного восприятия необходимо проводить с детьми такие игры как: «Собери бусы», «Сделай как я», «Выложи дорожку», чтобы это было интересно, было решено обратиться к уже известным иллюстрациям «Дорожки».

Моим воспитанникам очень нравится использовать весь подобранный материал особенно в самостоятельной деятельности, здесь они уже сами ставят перед собой задачи, принимают решение в выборе цвета камней и дополнительных средств. Они мне показали, что для основы можно использовать, как и готовые карты и иллюстрации, но и шаблоны из шнуровки. Подсказали мне использовать салфетки для влажной уборки, для выкладывания камней, на столе они скользят - неудобно, а на салфетке удобно и появляется фон. Попросили цветной картон, чтобы их фантазийные картины были ярче, а ведь это решает еще одну немало важную задачу для развития художественно – эстетических умений и навыков.

Декоративные камни «Марблс» – это особый дидактический материал. Красота камней завораживает настолько, что не только детям, но и взрослым хочется их подержать в руках, перекладывать и рассматривать. Эстетическая привлекательность «Марблс» вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших высокотехнологичных игрушек.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области познавательного развития применение «Марблс» способствует решению целого ряда задач:

- развивают сенсорику, исследовательские действия;

- способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

- развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

- развивают навыки порядкового и количественного счета;

- развивают чувство ритма, цвета, композиции;

- способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

- способствуют развитию воображения и творчества.

И самое главное для нас – способствует развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Все эти задачи бесспорно можно решить и иными способами, но камушки «Марблс» помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mp_1.docx1.12 МБ
Файл mp_2.docx515.31 КБ
Файл mp_3.docx862.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра – упражнение «Обведи геометрические фигуры»

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах.

Задачи:

закреплять уже знакомые фигуры, их названия;

учить детей находить сходство и отличия;

развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, фантазию;

воспитывать самостоятельность.

   

 

                                                                                               



Предварительный просмотр:

Знакомим с камешками МАРЛБС

Игра «Сухой бассейн»

Цель: формирование представлений о разнообразии камней.

Задачи:

развивать тактильные ощущения, мелку моторику, речь;

воспитывать самостоятельность и усидчивость.

Инструкция: в сухой бассейн, в моем случае это емкость с фасолью, закапываются камни, можно по одному каждого вида. Ребенку необходимо найти все камни, при этом он должен сам выбрать для себя удобный способ, будет он использовать предложенные инструменты (ложечки, измерительные совочки) или будет действовать руками.

Игра «Найди по описанию»

Цель: формирование умений находить предмет по характерным признакам.

Задачи:

развивать слуховое восприятие, внимание, память, наблюдательность;

обогащать словарный запас.

Игровое упражнение «Найди на ощупь»

Цель: развитие тактильных ощущений.

Задачи: учить выбирать из множества разных предметов один конкретный;

развивать сенсомоторные способности.

         Инструкция: для упражнения понадобятся емкость, наполненная мелкими игрушками и предметами (детали конструктора, игрушки из киндер-сюрпризов и т. п.) Камушки необходимо спрятать среди этих предметов. Ребенок с открытыми глазами сначала одной, затем другой рукой должен отыскать среди предметов любой из спрятанных камней. Усложненный вариант задания – найти камень с закрытыми глазами и определить, что это за камень.  

       Можно это упражнение выполнять в другом виде, емкость наполняется камнями, прячем мелкие предметы. Цель и задачи остаются прежние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение рисования нетрадиционными способами для всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Мастер-класс для воспитателей "Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"

Мастер-класс для воспитателей"Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"...

Камешки «Марблс» как нетрадиционный прием обучения и развития детей раннего возраста

Обеспечение всестороннего развития и психологического благополучия детей раннего возраста через использования разноцветных камешков «Марблс»....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Лего - конструирование как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» 2024 год

повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....