Проект «Чувашский край: люби и знай»
проект (старшая группа)
Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа, знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Весёлые ладошки» города Чебоксары Чувашской Республики
Утверждено приказом МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары №156-О от г. |
Проект
«Чувашский край: люби и знай»
(реализация муниципального проекта «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»)
Подготовил:
воспитатель
первой кв. категории
Кукурузова Олимпиада Александровна
Чебоксары – 2025
Введение
Актуальность:
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Цель:
Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа, знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Задачи:
1. Знакомство с Чувашской республикой, г. Чебоксары, его достопримечательностями;
2. Познакомить с изделиями чувашского орнаментального искусства (чувашской вышивкой);
3. Познакомить с чувашскими национальными ценностями, накопленными поколениями и заключенными в предметном мире культуры;
4. Познакомиться с художественной литературой (народными сказками, пословицами и поговорками);
5. Создать мультимедиа-презентацию о чувашских традициях.
Вид проекта: Развивающий, творческий.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта дети узнают:
- о г. Чебоксары, его достопримечательностями;
- как выглядел чувашский национальный женский, мужской костюмы;
- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;
- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;
- пополнят свой активный словарный запас;
- познакомятся с образами – символами чувашского узора;
- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;
- о чувашских национальных играх;
- о художественной литературе.
Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, открытки, книги, национальные чувашские костюмы, орнамент, вышивка и др.
I этап: подготовительный.
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте;
- Подбор художественной литературы для чтения, презентации, конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей;
- Подбор наглядно – информационного материала для просмотра;
- Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;
- Работа с методическим материалом, литературе на данную тему;
- Разработка плана мероприятий по теме проекта.
План реализации проекта «Чувашский край: люби и знай»
II этап – основной:
Форма организации работы | ||||
с детьми | с педагогами | с родителями | с социумом | |
Сентябрь | Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры», «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы» | Разработка плана работы по проекту | Информирование родителей об участии в проекте | Экскурсия по улице Ф.Лукина, знакомство с его биографией |
Октябрь | Рассматривание предметов одежды чувашского костюма: масмак, тухья, хушпу, сурпан. | Просмотр электронных презентаций для воспитателей: «Чувашская народная культура» | Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края» | Видеоэкскурсия в Чувашский краеведческий музей |
Ноябрь | Салфетка для мамы (аппликация) | Создание картотеки чувашских игр | Анкетирование родителей «Чувашская культура». | |
Декабрь | Чувашские народные игры: «Дождь и солнце», «Ручейки», «Осы», «Рыбки» | Просмотр электронных презентаций для воспитателей: «Чувашская народная культура» | Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» | Онлайн-экскурсия в Чувашскую художественную галерею |
Январь | Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: - «Лиса – плясунья» - «Как ловили Луну» - «Мост Азамата» | Изготовление Из бумаги и ленточек чувашского головного убора-тухья | Памятка «Как правильно вести себя в театре» | Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Чувашские народные костюмы» |
Февраль | Посуда в подарок для папы и дедушки – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий | Консультация «Как знакомить детей с чувашским национальным искусством» | Литературная гостиная «Читаем на родном языке» | Муниципальный этап республиканского конкурса «Хунав» |
Март | Рисование «Красивые салфетки для мамы и бабушки» (с элементами чувашского орнамента) | Изготовление альбома «Чувашские символы» | Выставка рисунков «Моя Чувашия» | |
Апрель | Мероприятия в рамках фестиваля «Неделя народной культуры» | Изготовление разрезных картинок для группы «Чувашская матрёшка» | Выставка к неделе чувашской культуры на тему: «Букварь И.Я. Яковлева» | Слушание чувашской народной песни «В небе поёт журавль» |
Май | Квиз «Что? Где? Когда? по Чувашии» | Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала | Организация выставки изделий декоративного искусства «Чувашское прикладное искусство» | Встреча с сотрудником библиотеки М.Трубиной «Деревья и растения нашего края» |
III этап – заключительный: Оформление стенгазеты в группе по результатам проекта. Подведение итогов работы над проектом.
Литература:
#1042;асильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. — Чебоксары, 2006г.
#1042;олков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопедагогический очерк. — Чебоксары, 1970г.
3. Иванов К. В. Сказки. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1954г.
#1050;анюков В. Я. Детский фольклор: песни, стихи, сказки. — Чебоксары, 1964г.
5. Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993г.
#1071;ковлев И. Я. Детские рассказы. —
7. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Свой край люби и знай"
Проект...

Проект "Выксунский край люби и знай"
Организация воспитательно-образовательного процесса в нашем учреждении предполагает постоянный поиск развивающих методов работы с детьми. Одним из них является метод проектов.Проектную деятельность в ...

НОД в соответствии с проектом "Родной край - люби и знай" Блок: "Мой дом, моя семья, моя страна"
Тема: "Моя Родина - Россия"...
Проект "Свой край люби и знай"
Проект "Свой край люби и знай" направлен на формирование экологически грамотного человека посредредством создания в детском саду единого эклогического пространства....

Проект "Свой край люби и знай"
Паспорт проектаПроблемаФормирование экологически грамотного и всесторонне развитого человека невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.Полное название Педаг...

Проект "Смоленский край люби и знай!"
духовно нравственно воспитание Проект "Смоленский край люби и знай!"...

