Проект "Свой край люби и знай"
методическая разработка по окружающему миру

Проект "Свой край люби и знай" направлен на формирование экологически грамотного человека посредредством создания в детском саду единого эклогического пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Свой край- люби и знай»

С 2013 года  новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;);

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);

- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

Т.О., развивающая среда должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного.

В детском саду экологическая развивающая среда до настоящего времени была организована традиционно - это Уголок природы в каждой возрастной группе с минимальным набором материалов и оборудования. Условия в группах детского сада и СаНПин не позволяют оформить уголки природы в полном объеме.

Педагоги детского сада проявили творческую инициативу и решили преобразовать традиционные уголки и расширить экологическую образовательную среду путем создания экологической комнаты. Главная особенность такой комнаты – непосредственная близость ее объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различные виды деятельности на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и  животными, общение с ними, уход и выращивание.

В 2017-2018 учебном году пятью педагогами был создан проект «Свой край- люби и знай», который позволил в системе изучать с детьми всех возрастных групп краеведение и формировать у них научно- познавательное, эмоционально- нравственное отношение к окружающей среде, т.е. формировать основы экологической культуры личности.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он позволяет организовать комплекс мероприятий:

 - организацию образовательной деятельности и  опытно-экспериментальной деятельности;

- проведение игр и  развлечений;

- организация наблюдений и экскурсий;

- привлечение родителей к участию в проектах;

- участие в природоохранных акциях.

Всю работу поделили на несколько этапов:

1 этап: анализ среды детского сада, совместное обсуждение идей и предложений, составление сметы расходов (1 неделя).

2 этап нашей работы:  создание экологической комнаты в целях обогащения эколого- развивающей среды в ДОУ (4 месяца).

Комната экологии достаточно условно разделена на зоны:

«Краеведение», «Комнатные растения», «Живой уголок», «Коллекции», «Мини-Музей», «Мини-лаборатория», «Мини- огород».

Все зоны расположены по периметру комнаты, но в тоже время любой материал можно вынести в центр комнаты (чтобы организовать занятие) или взять в группу.

При изготовлении декоративного панно «ХМАО-Югра» педагоги своими силами из подручного материала (пенопласта и поролона) вырезали птиц, животных, человека, шили чум. Небо, землю и воду оформляли из материи- капрон, т.к. это легкий, воздушный материал, который легко передает объем и движение.

Панно  предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями  ХМАО-Югры: птицы и животные нашего края, рыбы и растительность, местный житель и его жилище, промысел.

Рядом расположен «мини- музей»,   экспонаты которого постоянно обновляются:  поделки, сделанные  своими руками на тему «Быт народов ханты и манси»: это глиняные игрушки,  вышивка, изделия из бересты, украшения из бисера и фетра.

В зеленой зоне растения подбирали не случайно:  взяли растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые), растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).  Для ухода за комнатными растениями и для мини-огорода подобрано безопасное оборудование.

Формировать «живой» уголок начали с аквариума. Заселили его живыми обитателями: неприхотливые рыбы, растения и улитки. В течение года было организовано не только наблюдение за аквариумом но и проводились познавательно-исследовательские занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «кислород», «живые микроорганизмы», «свет и тепло», «растения», «улитки».

Гербарий и коллекцию из природных материалов   помогали собрать родители. Листья, веточки и корни деревьев, трава, кора, древесная стружка, срезы деревьев, шишки, желуди, и многое другое  разложены в отдельные     контейнеры.

Макеты «Времена года» изготовлены руками педагогов и родителей при организации проектной деятельности. Каждая возрастная группа тянула жребий, изготавливала макет со своим временем года и защищала перед детьми и родителями другой группы.

В «Мини-лабораторию» подобрано оборудование для проведения детского экспериментирования: прозрачные емкости разного объема, увеличительные стекла, цветные стекла, микроскоп, магниты, безмен, воронки и многое другое. Создание центра по экспериментированию позволяет всем возрастным группам организовать данную деятельность в полном объеме.

3 этап работы ( январь- май) 5 месяцев: 

Забегая вперед, скажу, что данный этап продолжается и в данном учебном году.

-проведение непосредственно- образовательной деятельности: педагоги по календарно- тематическому планированию на текущий год  выбрали темы  недели в течение которых были организованы занятия: ознакомление  с окружающим миром, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация), посредством данной комнаты реализуются две парциальные программы «Экология для малышей» и «Туесок». 

- организация проектно- исследовательской деятельности с детьми и родителями: в 2017-2018 учебном году реализованы проекты: с детьми младшего дошкольного возраста «Вода- водичка», «Солнышко», «Живая природа», «Деревья и кустарники», в старшем дошкольном возрасте: «Природа- наш друг», «Ребята и зверята».

- с детьми всех возрастных групп организовано наблюдение и уход за цветами и мини- огородом;

- - воспитанники детского сада в 2017-2018 учебном году принимали участие в районной акции «Покормите птиц зимой», в районном этапе межрегионального эколого- просветительского проекта «Письма животным», во всероссийской акции «Лесники открывают двери».

- педагоги детского сада приняли участие в муниципальном конкурсе «Есть идея!» среди дошкольных образовательных организаций Советского района, в номинации дизайн помещения, где заняли 1 место;

4 этап: подведение итогов в конце учебного года.

По итогам работы получили следующие результаты:

Дети: у детей формируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе; развивается интерес к явлениям и объектам природы; с удовольствием  экспериментируют, пока еще с трудом анализируют и делают выводы.

Педагоги: приобретают новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышают профессиональное мастерство; стабильно пополняется развивающая среда в группе и детском саду;  повышается мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители: повышается экологическая культура, появляется понимание необходимости в экологическом воспитании детей; принимают активное участие в совместных экологических проектах с детьми и ДОУ.

 На данный момент у нас нет окончательных результатов, потому что данная работа не закончена и продолжается в этом учебном году и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....