«Путешествие на русскую кухню».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ананьева Ольга Петровна

Цель: закрепить знания детей о традициях русской кухни, приобщать к русским национальным традициям, воспитывать любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_kuhnya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие на русскую кухню».

ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц.ком.развитие», «Худ.ест.развитие».

Цель: закрепить знания детей о традициях русской кухни.,приобщать к русским национальным традициям, воспитывать любовь к Родине.

Задачи: - уточнить знания детей о том, что можно считать русской национальной кухней

- расширять представления о традиционных русских праздниках

- продолжать воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ, за самобытность русской культуры

- продолжать развивать познавательный интерес к истории русс

кой национальной кухни

-развивать речь, мышление, соц.коммуникативные навыки.

Предварительная работа

Просмотр презентации «Кулинарные традиции на Руси»., рассматривание подборки карточек с предметами русского быта.

Ход занятия:

Ребята, мы свами уже не первый год знакомимся с разными традициями национальных кухонь, и пожалуй, пришло время уделить больше времени и внимания нашей русской кухне, как одной из самых интересных кухонь в мире.

У нашей кухни есть свой необычный национальный колорит, т.е особенность, есть наши традиционные русские блюда. Может кто то из вас их назовет?

Ответы детей: каша, блины, щи.

Педагог помогает с ответом : квас, пироги.

Педагог: русский человек всегда славился своим гостеприимством и хлебосольством. Зайдешь в гости..

и тут же накрыт стол, ломится от угощений. Все вкусно и красиво, да еще и полезно.

Ребята, а как вы думаете, какой продукт был на Руси самым главным? Без него не встречали важных гостей, без него не обходился ни один праздник?

Дети отвечают : хлеб.

Педагог: да, конечно хлеб всегда занимал почетное место на столе и в основном это был ржаной хлеб, а из какой муки пекут такой хлеб? Ответы детей : из ржаной, крупа рожь. На белый хлеб обычно смотрели, как на праздничную и обрядовую еду. К хлебу всегда относились очень уважительно, его можно было брать только чистыми руками. Хлеб доставался тяжелым трудом. На праздники пекли особый хлеб, он назывался….(дать детям возможность ответить КАРАВАЙ).

Хороводная игра «Каравай».

Педагог: Да, гостей встречали караваем с солью. И даже говорили : « Хлеб да соль!»

Интересно еще, что к мучным блюдам относился и кисель, который по традиции заваривали мукой. Ведь кисель из ягод, какой вы знаете появился намного позже.

А вот и сюрприз ( вносят настоящий каравай).

Воспитатель читает стихотворение:

Вот он хлебушко душистый с хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой.

Ребята, вы чувствуете, какой аромат от этого каравая?

А теперь вам загадка:

Сдобный, пышный, ароматный

У него румяный бок…

Называется, ребята, это чудо……ПИРОЖОК!

Педагог: Да, ребята. Ни один праздник на Руси не обходился без пирогов. А с какой начинкой вы знаете пироги?

Педагог предлагает детям ряд карточек с изображением разных продуктов, ягод, овощей и т.д, а дети выбирают и называют разные начинки. Педагог рассказывает, что пироги часто назывались по своей начинке, например : рыбник, курник, ватрушка и т.д. Воспитатель предлагает детям назвать тот пирог, который они любят больше всего.

Далее педагог предлагает детям вспомнить в каких сказках упоминаются пироги или другие изделия из теста.

Ответы детей: «Колобок», « Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др.

Воспитатель предлагает детям отгадать еще одну загадку, что это?

Сладким медом поливаем

Или сыром посыпаем..

Будут с маслицем вкусны аппетитные ….(блины).

Правильно, конечно как же без блинов! Расскажите, ребята, а с чем мы едим блины?

Ответы детей: варенье, сгущенное молоко, сметана, мед и т.д.

А на какой русский праздник традиционно пекут блины?

Дети отвечают: на Масленицу. Педагог предлагает детям немного рассказать что они знают об этом празднике . Дети отвечают, что это проводы зимы и встреча весны.

Педагог : правильно, этот праздник посвящен встрече весны, тепла, солнца. Ведь блины были именно символом солнца.

Физминутка :

Раз, два, три, четыре, пять

Будем блин передавать,

Кто блинчик возьмет,

Движенья показывать пойдет( на ком текст остановился, тот и показывает разные движения, остальные повторяют).

Педагог : здорово, ребята! А теперь мы с вами поговорим про то блюдо, без которого не обходится практически ни одно утро в детском саду и дома?

Дети : каша!

Воспитатель: правильно. Каша – это любимая еда русского народа. Но вот вам интересный факт…

На Руси кашей называли все блюда, приготовленные из измельченных продуктов. Каша была обязательной на пирах, а также была символом богатства и благополучия в доме. Есть такая пословица: Каша-лапушка наша.

А какие вы знаете каши?

Ответы детей: овсяная, рисовая, гречневая..и т.д

Воспитатель: самая почитаемая на Руси была гречневая. Считалось, именно она давала работникам больше всего сил! Как удивительно, но были и рыбные каши: лососевая, осетровая. Были и овощные , теперь мы их бы назвали-пюре.

Как правило, еду готовили в печи. И мы конечно вспомним еще одно популярное блюдо на Руси – супы. Супы были разнообразные! Но все же самые-самые популярные это были щи! Они были разные..( из кислой и свежей капусты, из ботвы свеклы и других овощей.)

А теперь я хочу, чтобы вы вспомнили самостоятельно простые загадки про овощи, которые кладут в супы.

Дети выполняют задание, загадывают друг другу загадки про морковь, лук, картошку и т.д.

 Воспитатель: наше занятие скоро закончится, а вы вспомните, какими словами обычно заканчиваются многие русские сказки…?

Вместе с детьми : « ….И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а рот не попало…»

Воспитатель: да, именно мед очень любили пить на Руси, но это был напиток на основе меда, а не тот густой мед, который вы знаете. А еще очень любили : квас, кисель и компот. Пожалуй самым распространенным был кисель, который как я ранее говорила варили на основе муки, и он был ооочень густой. Любили и квас, да и сейчас любят квас в жаркие дни. Готовили на Руси квас из хлеба, клюквы, яблок, груш, свеклы и шиповника. А теперь для вас опять сюрприз:

«Вот вам морса кувшин, желаю вырасти на целый аршин»(71 см).

Педагог разливает морс и предлагает угоститься караваем и этим напитком. Дети угощаются.

Педагог: ребята, сегодня мы с вами не только вспомнили, что мы знаем о русской национальной кухне, но и получили новые знания. Какие?

Рефлексия.

Занятие заканчивается, дети убирают за собой свои места после приема пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В старину едали деды…» (праздник русской кухни)

Цель: 1. Знакомить детей с традициями русского быта.           2. Воспитывать интерес к русским традициям. Зал – русская изба. Вед: До...

«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни) (Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе)

«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни)Содержание:Дидактические задачи:« Познание»1.     Познакомить с блюдами русской национальной кухни.2....

Русская кухня!

— традиционная кухня русского народа. Её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда разли...

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Русская кухня".

С чего начинается патриотизм? Наверное, с изучения быта своего народа.. Об этом представленное занятие....

Конспект занятия "Русская кухня"

Цель занятия - формирование эмоционально-положительного отношения к русской традиционной кухне...

"Путешествие на русскую кухню"

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект итогового ООД по познавательному и духовно-нравственному воспитанию «Путешествие на русскую кухню. Готовим всеми любимый оливье-постный!»

Приготовление салата – одна из самых «реально осуществимых» в детском саду практических работ по ознакомлению дошкольников с секретами кухни. Это кулинарное занятие неизменно вызывае...