Конспект занятия в старшей группе на тему: "Русская кухня".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

С чего начинается патриотизм? Наверное, с изучения быта своего народа.. Об этом представленное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._russkaya_kuhnya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 375» городского округа Самара

КОНСПЕКТ

 ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №10

ПО  ТЕМЕ: «РУССКАЯ КУХНЯ»

     

Подготовила:

воспитатель:  

Федотова О.В.

Программное содержание:

1.        Познакомить детей с  традиционной русской кухней, ее характерными особенностями.        Закреплять знания детей  о продуктах питания, используемых в русской кухне, о способах приготовления традиционных блюд.

2.  Словарная работа; Познакомить детей со  словами:  хлебосольный,  блюдо, напиток,  питательный,  рецепт,  кушанья,  пир,  отведать, наваристый,  гостеприимство,  меню.

3.        Воспитывать интерес к  национальным традициям.

Предварительная работа:

1.        Рассматривание картин о жизни на Руси

2.   Беседы быте русских людей, о народных традициях.

3.        Знакомство с пословицами о Родине, о русских обычаях, о русской кухне.

4.        Дидактические игры: «Продолжи фразу», «Закончи предложение», «Узнай на вкус».

5.        Обыгрывание сценок из жизни русских людей («живые картинки»).

6.        Ознакомление детей с кухонной утварью и предметами народно – прикладного искусства ( хохломская посуда, городецкая мебель)

 Материал к занятию:

1.        Ширма для театрализации, с фоном древнего русского города.

2.        Бытовые предметы: горшки,  подносы, деревянные   ложки,

      блюда, ухват.

3.        Горшочки с кашами: гороховой, пшенной, гречневой, овсяной, манной, перловой, тыквенной.

4.        Книги о русской  кухне.

5.        Открытки с рецептами русской кухни.

6.        Русские народные костюмы для детей.

7.        Иллюстрации с изображением  приготовленного блюда и карточки  с написанным рецептом.

8.        Различные блюда русской кухни.

9.        Выставка изделий народно – прикладного искусства.

Ход занятия:

-Мудрая русская пословица говорит:«Не зная прошлого -  не построишь будущего». И мы с вами не должны быть «Иванами не помнящими родства», т.е. не знающими историю своего Отечества.  Вы уже многое узнали о своей родине: как  жили древние славяне, чем они занимались. Мы с вами беседовали о культуре нашего народа, о том какими талантливыми были русские люди: сколько разных сказок, потешек они сочинили,  сколько интересных игр придумали для своих детей.

- Какие русские народные сказки вы знаете?      

- С какими детскими играми  и игрушками вы знакомы?

Русь всегда славилась своими умельцами, которые  изумляли  весь мир удивительными вещами, сделанными из глины, дерева, ткани, соломы.

-        Назовите некоторые из них.

(Обратить внимание детей на выставку и привлечь родителей к ответам)

-И сегодня в очередной раз мы совершим небольшое путешествие в прошлое с помощью нашей волшебной книги «Русь». Мы увидим «живую картинку» на тему «Русская кухня». Наш народ всегда славился гостеприимством. Гостей встречали хлебом – солью. Как обычно в русских сказках говорилось?

=  Ответы детей.

- Правильно, «Сначала напои, накорми, а потом уж про дело пытай» .

-        Волшебная книга открывается,

     Путешествие начинается,

    Страничка перевернись,

    «Живая картинка» явись.

Инсценировка: торговые ряды

  Сценка:   1 ребенок:  Сбитень горяч! Кипит горяч!  

2 ребенок:  Кому щи? Сколь не ходи таких наваристых  

                     нигде не встретишь!  

1 ребенок:  Вот  сбитень! Вот горячий!

3 ребенок:  Каша , каша – пища наша! Подходи, налетай

                    кашу на любой вкус выбирай!  

4 ребенок:  Парное молоко! Жирное,   да сладкое!

                    А сметана – белая, да густая!

                    Красны девицы, откушайте  сметанки!

1 ребенок:   Вот сбитень, вот горячий сбитень!

                     Не зевай, кружку подставляй!

5 ребенок:   А вот пирожки , с мясом, с капустой!

                     Вкусные блины, вкусные, масляные блины!

1 ребенок:   Горячий сбитень – жажду утолит, печаль  

                     развеет, усталость как рукой снимет! («Книга» закрывается)

-        Ребята вспомните, чем торговали на улицах старинного города?

=  Ответы детей.

-        Здесь было названо много блюд и напитков. Но вот какие они на вид и на вкус?      

   Опишите их так, чтобы мы  их представили.

=  Описания детей.

Проводится дидактическая игра «Продолжи фразу»

*Щи …     (какие?) горячие, вкусные, наваристые,  

 мясные, постные, густые, жирные  и т.д.

*Молоко … (какое?) парное, коровье, жирное, кислое, топленое, сгущенное и т.д.

*Блины  ... (какие?)  масляные, мазаные, постные, кислые, пресные и т.д.

*Каша …  (какая?) масляная, рассыпчатая, сладкая, горячая, молочная, овсяная, гречневая и т.д.

     Примечание: закончить игру на слове каша

-Исстари  каши считались очень полезными и питательными, поэтому до сих пор в каждой семье обязательно в меню есть  каши. Вот и наши мамы приготовили для всех разные каши.

-        Попробуйте определить на вкус, какая это  каша и из чего она приготовлена.

=  Ответы детей.

- Название всех ранее названных блюд и напитков известны и сейчас, а вот кто был самым внимательным и услышал  какое-то необычное название во время нашего путешествия?  

= Ответы детей.

Если дети не ответят,  то воспитатель повторяет: «Сбитень горячий сбитень!»

-        А как вы считаете, ребята, это какое-то блюдо или напиток?

= Ответы детей.

-        Правы те, кто считают  сбитень напитком. Этот старинный русский напиток был вкусным и питательным, хорошо утолял жажду. А готовили его так:

Воспитатель читает рецепт напитка

-        Попробуйте приготовить его дома с мамами и расскажите, действительно ли он так вкусен, как об этом говорится.

-        Умение готовить передавалось в каждой семье из поколения в поколение: от матери к дочери, от бабушки к внучке. Рецепты приготовления блюд бережно хранились, сначала в памяти, а когда появилась письменность – их стали записывать. А со временем стали выпускаться большие книги, о том как приготовить те или иные блюда, напитки. Посмотрите, здесь у нас целая выставка книг о вкусной и здоровой пище и самое почетное место занимает книга «Русская кухня»

-        А теперь посмотрим  вторую «живую картинку»    

     Волшебная книга открывается,

     Путешествие начинается,

    Страничка перевернись,

    Новая  картинка явись.

Сценка:    1 ребенок:     Дорогих гостей встречаем

                                        Круглым, пышным караваем.    

   2 ребенок:     Он на блюде расписном

                          С белоснежным рушником.

   3 ребенок:     Каравай мы вам подносим,

                          Поклонясь,  отведать просим.      

-   Спасибо за хлеб – соль!

    Да,  на Руси всегда все были гостеприимными, на пиры всех соседей созывали, да вкусными кушаньями угощали. Вот,  например, как описывается пир в древней Руси …

Чтение отрывка о русском пире

-        Посмотрите,  какие на столе аппетитные кушанья. Они изготовлены из продуктов,  которые традиционно использовались на Руси: из мяса,  рыбы и овощей. Сейчас мы узнаем кто из ваших мам самый лучший знаток русской кухни.  

 (В конкурсе участвуют 2-3 мамы. По количеству участников готовятся  столы)

-        На столах картинки с изображением различных блюд  и  карточки с рецептами. Надо правильно подобрать рецепт к нужному блюду.

-        А пока мамы готовятся, мы с вами вспомним пословицы о вкусной и здоровой пище, о гостеприимстве.

=  Ответы детей.

-   А я знаю такие пословицы:

  «Что есть в печи все на стол мечи».

   ( «Рад не рад, а говори  «Милости просим»

   «Мельница сильна водою, а человек едою».

  «Соловья баснями не кормят» и т.д.)

- Как бы вы объяснили эту пословицу?

= Ответы детей.

-        Ну а теперь давайте проверим, правильно ли мамы  

    подобрали рецепты к выставленным кушаньям?

Поблагодарить мам за участие в конкурсе

-        Ни один пир  не обходился без разнообразных соленостей, ведь зима на Руси долгая и трудно до весны сохранить продукты свежими. Подумайте, какие продукты могли солить на зиму?

= Ответы детей и родителей.

- Давайте поиграем в игру «Узнай на вкус». Надо попробовать  и сказать из чего сделано то или иное соленье.

Игра с детьми

- Молодцы ребята! Много блюд разных готовилось для пира, а в конце всегда подавались различные сладости. Но не было тогда ни шоколада, ни тортов. А чем же тогда лакомились сластены, как вы думаете?

= Ответы детей и родителей.

-        Да, все эти сладости готовились и в старь и сейчас. Но оказывается, больше всего сладкоежки любили пряники. Пряники готовили по различным рецептам. У них есть своя история возникновения, которую мы узнаем в следующий раз.

-         А сейчас мы приглашаем всех ребят и гостей на честной пир, отведать кушанья русские.

Включается русская народная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

Конспект НОД в старшей группе по теме:"Русский народный костюм"

Беседа о традиционном  русском  народном костюме.Рассматривание книг о женском и мужском костюме. Рассматривание  элементов узора с целью ознакомления с их значимостью. Разучи...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Как аукнется так и откликнется». Пересказ.

Методика проведения НОД по обучению пересказу русской народной сказки "Как аукнется так и откликнется" в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».

Пояснительная запискак конспекту  интегрированного занятия  с элементами  кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...

План конспект беседы в старшей группе на тему « Русские народные промыслы».

В данном материале представлен примерный план беседы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий.Материал может быть полезен воспитателям, родителям....

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Русские народные инструменты"

Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах. Развивать эмоциональную отзы...

Презентация к занятию в старшей группе на тему "Русская изба"

Виртуальное путешествие в музей русской избы...