"Путешествие на русскую кухню"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_organizovannoy_obrazovatelnoy.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
Конспект организованной образовательной
деятельности по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Путешествие на русскую кухню»
(средний дошкольный возраст)
Автор Леонова Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ д/с № 1 г.Вязьма Смоленской области
2022 год
Цель: закрепить знания детей о традициях русской национальной кухни.
Задачи:
Расширять представления дошкольников о традиционных продуктах.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, за самобытность культуры.
Развивать познавательный интерес к истокам культуры русского народа, развивать речь в беседе, логическое мышление.
Предварительная работа: беседы об истории Руси, рассматривание иллюстраций, буклетов о культуре быта народа, опробование продуктов питания.
Методы и приемы: просмотр презентации, ситуативный разговор, игровая ситуация, вопросы к детям, стимулирование к действиям.
Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поговорить о Родине… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Это страна, в которой мы живём. Как она называется? Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Богата и щедра земля наша. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно.
Как вы думаете, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. По праздникам пекли особый хлеб – каравай. Дорогих гостей хлебом с солью встречали.(Воспитатель ставит на стол хлеб на рушнике.)
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
(Показать детям настоящий каравай, чтобы они ощутили запах хлеба)
Воспитатель: Теперь отгадайте мою загадку. Выходит Хозяюшка, поет песню «К нам гости пришли» (музыка А.Александрова, слова М.Ивенсен).
Хозяюшка:
Я к Вам в гости пришла,
Пироги принесла,
Угощайтесь, угощайтесь,
Пироги принесла.
С малинкой пирог.
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок).
Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. (Ставит на стол пирожки). А какие пироги пекут, с какой начинкой?
Начинок у пирогов много: с капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. И называются они по-разному: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках часто упоминаются пироги или изделия из теста?
(Назовите сказки, где есть пироги?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна - Лягушка», «Петушок и меленка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Морозко», «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что» и другие.)
Воспитатель: Ну-ка ребятки отгадайте-ка ещё загадку
Сладким мёдом поливаем
Или сыром посыпаем.
Будут с маслицем вкусны
Аппетитные... (блины)
Воспитатель: Верно, блины на Руси любили. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекут блины?
Дети: На Масленицу.
(Воспитатель ставит на стол несколько блинов заранее приготовленных)
Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка. Блинам песни посвящали и игры. В одну из них предлагаю поиграть.
(Дети стоят по кругу и передают друг другу «Блин» мяч, проговаривая слова. На ком мяч остановится тот выходит в круг. Когда соберётся 3-4 ребёнка, включается музыка и все танцуют. Дети оставшиеся в круге хлопают)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем блин передавать.
Кто блин возьмёт
Танцевать пойдёт.
Воспитатель: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?
Дети: Про корову.
Воспитатель: Правильно, послушайте стихотворение:
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, миленький дружок!
Л. Уланова
Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. Молоко до сих пор уважают, да в каши добавляют.
Воспитатель: Каша - любимая еда русского народа. Каши варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Были в старину еще и рыбные каши: лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей. А вы какую кашу любите?
Воспитатель: Попробуйте угадать какая это крупа и как называется каша.
(Дети перебирают и обследуют крупу, называют какая каша будет).
Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи.
Воспитатель: А как русские люди сохраняли свой урожай?
Дети: Они сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи.
Воспитатель: Какие овощи у нас растут на огородах, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. (На отгадку показывает картинку овощей).
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(Капуста)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит …
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно.
В землю вросло.
(Свекла)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке – желтый и соленый.
(Огурец)
Кругла да гладка,
Откусишь – сладка,
Засела крепко
В землю … (репка)
Воспитатель: Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?
«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Воспитатель: Что же пили наши предки?
Дети: Мед, пиво, квас, кисель, компот.
Воспитатель: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника.
Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый.
Вот Вам морса кувшин,
Желаю вырасти на целый аршин.
(Воспитатель угощает детей клюквенным морсом).
Рефлексия: что узнали сегодня на занятии? Что больше всего запомнилось?
Воспитатель: правильно, ребята, сегодня мы с Вами узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В старину едали деды…» (праздник русской кухни)
Цель: 1. Знакомить детей с традициями русского быта. 2. Воспитывать интерес к русским традициям. Зал – русская изба. Вед: До...
«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни) (Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе)
«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни)Содержание:Дидактические задачи:« Познание»1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.2....
Русская кухня!
— традиционная кухня русского народа. Её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда разли...
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Русская кухня".
С чего начинается патриотизм? Наверное, с изучения быта своего народа.. Об этом представленное занятие....
Конспект занятия "Русская кухня"
Цель занятия - формирование эмоционально-положительного отношения к русской традиционной кухне...
Конспект НОД по развитию речи во II младшей группе на тему «Традиции русской кухни/Блины»
Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Традиции русской кухни Блины"...
Конспект итогового ООД по познавательному и духовно-нравственному воспитанию «Путешествие на русскую кухню. Готовим всеми любимый оливье-постный!»
Приготовление салата – одна из самых «реально осуществимых» в детском саду практических работ по ознакомлению дошкольников с секретами кухни. Это кулинарное занятие неизменно вызывае...