"Путешествие на русскую кухню"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Леонова Елена Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizovannoy_obrazovatelnoy.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Конспект организованной образовательной

деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Путешествие на русскую кухню»

(средний дошкольный возраст)

Автор Леонова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с № 1 г.Вязьма Смоленской области 

                                                         2022 год

Цель: закрепить знания детей о традициях русской национальной кухни.

Задачи: 

Расширять представления дошкольников о традиционных продуктах.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, за самобытность культуры.

Развивать познавательный интерес к истокам культуры русского народа, развивать речь в беседе, логическое мышление.

Предварительная работа: беседы об истории Руси, рассматривание иллюстраций, буклетов о культуре быта народа, опробование продуктов питания.

Методы и приемы: просмотр презентации, ситуативный разговор, игровая ситуация, вопросы к детям, стимулирование к действиям.

Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поговорить о Родине… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Это страна, в которой мы живём. Как она называется? Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Богата и щедра земля наша. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно.

Как вы думаете, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. По праздникам пекли особый хлеб – каравай. Дорогих гостей хлебом с солью встречали.(Воспитатель ставит на стол хлеб на рушнике.)

Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

(Показать детям настоящий каравай, чтобы они ощутили запах хлеба)

Воспитатель: Теперь отгадайте мою загадку. Выходит Хозяюшка, поет песню «К нам гости пришли» (музыка А.Александрова, слова М.Ивенсен).

Хозяюшка:

Я к Вам в гости пришла,

Пироги принесла,

Угощайтесь, угощайтесь,

Пироги принесла.

С малинкой пирог.

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо… (пирожок).

Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. (Ставит на стол пирожки). А какие пироги пекут, с какой начинкой?

Начинок у пирогов много: с капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. И называются они по-разному: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках часто упоминаются пироги или изделия из теста?

(Назовите сказки, где есть пироги?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна - Лягушка», «Петушок и меленка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Морозко», «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что» и другие.)

Воспитатель: Ну-ка ребятки отгадайте-ка ещё загадку

Сладким мёдом поливаем
Или сыром посыпаем.
Будут с маслицем вкусны
Аппетитные...  (блины)

Воспитатель: Верно, блины на Руси любили. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекут блины?

Дети: На Масленицу.

(Воспитатель ставит на стол несколько блинов заранее приготовленных)

Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка. Блинам песни посвящали и игры. В одну из них предлагаю поиграть.

(Дети стоят по кругу и передают друг другу  «Блин» мяч, проговаривая слова. На ком мяч остановится тот выходит в круг. Когда соберётся 3-4 ребёнка, включается музыка и все танцуют. Дети оставшиеся в круге хлопают)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем блин передавать.

Кто блин возьмёт

Танцевать пойдёт.

Воспитатель: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?

Дети: Про корову.

Воспитатель: Правильно, послушайте стихотворение:

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, миленький дружок!

Л. Уланова

Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. Молоко до сих пор уважают, да в каши добавляют.

Воспитатель: Каша - любимая еда русского народа. Каши варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Были в старину еще и рыбные каши: лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей. А вы какую кашу любите?

Воспитатель: Попробуйте угадать какая это крупа и как называется каша.

(Дети перебирают и обследуют крупу, называют какая каша будет).

Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи.

Воспитатель: А как русские люди сохраняли свой урожай?

Дети: Они сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи.

Воспитатель: Какие овощи у нас растут на огородах,  вы узнаете, если отгадаете мои загадки. (На отгадку показывает картинку овощей).

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

(Капуста)

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит …

(Лук)

Вверху зелено,

Внизу красно.

В землю вросло.

(Свекла)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке – желтый и соленый.

(Огурец)

Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко

В землю … (репка)

Воспитатель: Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Воспитатель: Что же пили наши предки?

Дети: Мед, пиво, квас, кисель, компот.

Воспитатель: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника.

Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый.

Вот Вам морса кувшин,

Желаю вырасти на целый аршин.

(Воспитатель угощает детей клюквенным морсом).

Рефлексия: что узнали сегодня на занятии? Что больше всего запомнилось?

Воспитатель: правильно, ребята, сегодня мы с Вами узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В старину едали деды…» (праздник русской кухни)

Цель: 1. Знакомить детей с традициями русского быта.           2. Воспитывать интерес к русским традициям. Зал – русская изба. Вед: До...

«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни) (Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе)

«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни)Содержание:Дидактические задачи:« Познание»1.     Познакомить с блюдами русской национальной кухни.2....

Русская кухня!

— традиционная кухня русского народа. Её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда разли...

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Русская кухня".

С чего начинается патриотизм? Наверное, с изучения быта своего народа.. Об этом представленное занятие....

Конспект занятия "Русская кухня"

Цель занятия - формирование эмоционально-положительного отношения к русской традиционной кухне...

Конспект НОД по развитию речи во II младшей группе на тему «Традиции русской кухни/Блины»

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Традиции русской кухни Блины"...

Конспект итогового ООД по познавательному и духовно-нравственному воспитанию «Путешествие на русскую кухню. Готовим всеми любимый оливье-постный!»

Приготовление салата – одна из самых «реально осуществимых» в детском саду практических работ по ознакомлению дошкольников с секретами кухни. Это кулинарное занятие неизменно вызывае...