Адаптационный проект "Я-исследователь. Моя первая группа"
проект (младшая группа)

Ханмурзаева Абидат Камильевна

помощь родителям и детям в адаптации к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsii.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86

Красносельского района Санкт–Петербурга

Проект адаптационный для детей первой младшей группы

«Я-исследователь. Моя первая группа»

                                                                                            

                                                                     

Подготовили и провели воспитатели:                                                                                            

Большакова Любовь Петровна

Ханмурзаева Абидат Камильевна

2025 г.

Творческо-исследовательский проект в группе раннего возраста

Тема: «Я- исследователь. Моя первая группа»

Вид проекта: педагогический

Тип проекта: творческо-исследовательский проект

Участники: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители, ближайшие родственники

Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи: Преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; Снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей. Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, внимание, восприятие, речь, воображение, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движения; игровые навыки, произвольное поведение. Сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Обогащать предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУ.

Планируемый результат: Преодоление детьми стрессового состояния (легкая форма адаптации); Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети; Обогащение предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Актуальность: Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1.8-2  лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики,  АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Основание для разработки: Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлексивностью и эмпатией.

Риски: у всех детей разный характер – у кого-то адаптация проходит быстро, у других более длительно.

Предупреждение рисков: заинтересованность родителей и учитывать индивидуальных особенностей семей.

Подготовительный этап

1. Анализ имеющихся условий в группе.

2. Создание условий для организации работы:

Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр, материалов    для художественного творчества.

Пополнение развивающей среды игрушками и атрибутами к сюжетно- ролевым играм.

3. Оформление родительского уголка (консультации по адаптации)

Проектировочный этап

1. Разработка комплексно – тематического плана работы

2. Разработка памятки для родителей «Первый раз в детский сад!»    

3. Заполнение анкет

План проекта

Содержание проекта

Задачи

Деятельность с детьми

Деятельность

с родителями

Материалы

и средства реализации

Сроки и ответственный

Подготовительный этап

Выбор темы:

Планирование.

Деятельность совместная с родителями «Знакомство с группой».

 Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения детей и родителей, адаптация детей в группе.

Информирование родителей о реализации проекта. Работа с родителями: предложить родителям совместно с детьми пройти в  помещение группы, познакомится с воспитателями, тематическими уголками

Подбор методической  литературы по теме проекта.

 Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

01.09.2025-26.10.2025

воспитатели

Основной этап - Реализация проекта

Закрепление знаний детей о детском саде, режиме и порядках группы, названиях и проводимых занятиях в группе

Воспитание вежливости, эмпатии друг к другу

Наблюдения:

Совместный осмотр помещений группы, беседа с детьми «Где живут игрушки»

 Цель: помощь в освоении пространства и игрушек группы, индивидуальная психологическая помощь.

Беседы об элементарных правилах безопасного поведения в группе, туалете, раздевалке, на площадке.

По дороге в детский садик предложить родителям обратить внимание ребёнка на ближайшее окружение, на помещение детского сада

Подбор иллюстраций, сюжетных картинок, книг, календарь природы, наглядный материал.

Ежедневно

Большакова Л.П.

Ханмурзаева А.К.

Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире ( о предметном, социальном мире, мире природы).

Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.

 Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

. Игра «Найди игрушку»

  Игра «Найди свой шкафчик».

Чтение потешки: «Вышла курочка гулять».

Игра «Чьи вещи?».

Чтение потешки к режимным моментам «Водичка, водичка»

 Совместное с родителями занятие «Мамины сказки».

 Игра «Хоровод».

Чтение потешек к режимным моментам «Каша вкусная дымиться».

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

 Психологическая игра «Назови ласково».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики», «Капуста», «Капал дождик»

  Игра «Непослушные мышата»

Слушание детских песенок из мультфильма «Маша и медведь»

 Показ кукольного спектакля «Колобок».

Пальчиковая гимнастика «Пропавший» малыш».

 Рисование пальчиками «Разноцветные листики».

 Игра «Покружимся»..

Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Не плачь о маме! воспитатели, дети

Чтение потешек к режимным моментам «Это что стоит – горшок!»

Игра «Солнечные зайчики».    

  Игра «Паровозик».

 Слушание песенки «Паровоз, паровоз к празднику купили

 Игра «Красивый цветочек».

Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Мой руки перед едой с мылом!  Игра «Мыльные перчатки».

Пальчиковая игра «Коза-Дереза»  

 Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи воспитатель, дети

 Игра «Найди пару».

Сюжетно-ролевая игра «Едем в детский сад на машине»

Консультация для родителей:

«Как знакомить дошкольника с неживой природой»,

«Знакомство дошкольника с живой природой»,

«Всё прекрасное рядом – умей его беречь»,

Памятка для родителей «Что было, что стало».

Вода, лейки,

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:  различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. Д.

Чистые листы бумаги, гуашь любого цвета.

Игрушки для обыгрывания потешек. :  Ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.

Оборудование для игры «Найди пару» сапоги, ботинки, кукла

Ежедневно

Воробьева Ю. А.

Ханмурзаева А.К.

Развитие поисковой активности. Продолжать формирование у детей умения творчески развивать сюжет, используя накопленный опыт.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе игры.

Наблюдение за работой помощника воспитателя. Подбор игр по интересам в каждом уголке.

На улице:

-наблюдения за насекомыми, птицами, червями и улитками на участке детского сада

-игры с песком:

«Песочные фантазии»,

«Кафе»,

«Пикник», , «Семья»

 

Речевое развитие.

внимательно слушать рассказы, сказки запоминать их содержание; способствовать формированию эмоционального отклика к   прочитанному.

Обогащать и расширять словарный  запас слов
у детей; развивать связную речь

Чтение худ. литературы

Потешеки, русские народные сказки соответственно возрасту«Наши уточки с утра...»;

«Пошел котик на Торжок...»;

«Заяц Егорка...»;

«Наша Маша маленька...»;

«Чики, чики, кички...»,

«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;

«Из-за леса, из-за гор...»;

«Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;

«Огуречик, огуречик...»;

«Солнышко, ведрышко...».

 

Сказки.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;

«Теремок», обр. М. Булатова;

«Маша и медведь», обр. М. Булатова.

 

Фольклор народов мира

 

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского;

«Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой;

«Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;

«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;

«Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;

«Сапожник», польск., обр. Б, Заходера

А. Барто. (из цикла "Игрушки»)

«Мишка»,

«Грузовик»,

«Слон»,

«Лошадка»

«Кто как кричит»;

В. Берестов. «Больная кукла»,

«Котенок»;

Г. Лагздынь, «Петушок»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);

Н. Пикулева. «Лисий хвостик»,

«Надувала кошка шар...»;

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»);

М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;

А. Введенский. «Мышка»;

А. Плещеев, «Сельская песня»;

Г. Сапгир. «Кошка»;

К.Чуковский. «Федотка»,

«Путаница».

Проза.

Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...»,

«Был у Пети и Миши конь...»;

Л. Толстой. «Три медведя»;

В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»;

В. Бианки. «Лис и мышонок»;

Г. Балл. «Желтячок»;

Н. Павлова. «Земляничка».

 Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят»,

«Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.

П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака.

Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Ч. Янчарский. «В магазине игрушек»,

«Друзья»  из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

 

Предложить родителям посетить вместе с детьми библиотеку и выбрать книгу для совместного чтения по теме проекта.

Внесение в книжный уголок иллюстраций, книг, энциклопедий по теме проекта.

Ежедневно

Художественно-эстетическое развитие.

Развивать творческие способности детей.

Развитие художественного вкуса, творческого воображения, формирование экологической культуры.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Развивать трудовые навыки и умения

Коллективная работа «Осень в Петербурге»

Раскраски и рисунки по теме «Разноцветная осень»

Рисование гуашью  «Осеннее дерево»

Раскраски по теме «Игрушки»

Конструирование «Башенка», «Стульчик для Матрешки», «Дорожка для машинки»

Труд:

Поручения: полив цветов,

Посадка елочки;

Сбор листьев на участке

 

Выставка совместных  с родителями детских работ «Осень, Осень в гости просим!»

Сбор природного материала для поделок.

Выставка детских работ.

Ежедневно

Физическое развитие.

Продолжать формировать основные двигательные жизненно важные движения; умения ориентироваться

в пространстве.

Подвижные игры:

«Гуси», «Кошечка» «Попади в цель», «Курочка с цыплятами», «Паровозик»

Вместе с детьми поиграть в ПИ.

Ежедневно

 

                                                                                       

 Заключительный этап

Подведение итогов, оценка результатов.

Итоговое занятие по игровой деятельности «Любимый детский сад»

Пополнение картотеки по дидактическим и подвижным играм.

Большакова Л.П.

Ханмурзаева А.К.

        Вывод: в ходе реализации проекта дети первой младшей группы в полном объёме закрепили знания и обогатились новыми знаниями и яркими впечатлениями о детском саде. Адаптация прошла очень хорошо! Развился познавательный интерес к окружающему миру, сформировалось доброе отношение к окружающей нас природе. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей ещё более сплотила  наш детско-взрослый коллектив. Дети научились получать знания в процессе  наблюдений, трудовой и игровой деятельности. Пополнили запас играми для первого младшего возраста. Обновили предметно – развивающую среду на участке в летней игровой зоне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в адаптационный период для детей первой младшей группы «Мишка в гости к нам пришел».

Развлечение в адаптационный периоддля детей первой младшей группы«Мишка в гости к нам пришел»....

Анализ адаптационного периода в первой группе раннего развития.

Адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к условиям....

План воспитательно - образовательной деятельности в адаптационный период в первой группе раннего возраста

Укреплять здоровье детей, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.В режимных процессах формировать простейши...

Первое собрание первой группе раннего возраста. «Будем знакомы. Адаптационный период»

Цель: Познакомить родителей между собой, научить их партнерским отношениям друг с другом и воспитателями, провести интерактивную игру по теме: «Адаптации малышей в детском саду». Показать ...

Первое родительское собрание в первой группе «Будем знакомы. Адаптационный период» осень 2020

Первое родительское собрание в первой группе «Будем знакомы. Адаптационный период»...

Игры для налаживания контакта в адаптационный период с детьми первой младшей группы.

Игрыдля налаживания контактав адаптационный периодс детьмипервой младшей группы....

Адаптационные игры для детей первой младшей группы

Адаптационные игры для детей первой младшей группы.Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доб...