ИГРОВЫЕ ПОДХОДЫ В РОЛИ СПОСОБА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Бабынина Ольга Юрьевна

 В данной работе анализируется вопрос становления речевых навыков у дошкольников. Подчёркивается важность использования игровых методов для стимуляции развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Определены характеристики игровых техник, а также представлены наиболее результативные игровые приёмы, применяемые в образовательном процессе с детьми от 3 до 5 лет. В статье акцентируется внимание на том, как правильно организованные игры могут способствовать формированию связной и грамматически правильной речи у маленьких детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_podhody.docx13.62 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

 Бабынина О.Ю.

воспитатель МАДОУ №19,  

г. Мончегорск, РФ

 

ИГРОВЫЕ ПОДХОДЫ В РОЛИ СПОСОБА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация

 В данной работе анализируется вопрос становления речевых навыков у дошкольников. Подчёркивается важность использования игровых методов для стимуляции развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Определены характеристики игровых техник, а также представлены наиболее результативные игровые приёмы, применяемые в образовательном процессе с детьми от  3 до 5 лет. В статье акцентируется внимание на том, как правильно организованные игры могут способствовать формированию связной и грамматически правильной речи у маленьких детей.

Ключевые слова

Речевое развитие, связная речь, младший дошкольный возраст, игровые приёмы.

     Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста является ключевым аспектом дошкольного образования в целом. Все аспекты воспитания, обучения и взаимодействия осуществляются посредством речи, и любая деятельность ребенка – игровая, трудовая, творческая и познавательная – вносит существенный вклад в развитие его речевых способностей. Для объективной оценки проблемы развития связной речи у детей и эффективности педагогической работы в этой области был проведен анализ исследований видных ученых.

Значимость речевого развития, рассмотрение речи как инструмента коммуникации и развития её коммуникативной функции освещены в работах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева и других исследователей. В трудах Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной подчеркивается, что способность к связной речи формируется при активном руководстве со стороны педагога и посредством систематических занятий. Также акцентируется взаимосвязь между умением логично и последовательно выражать свои мысли и уровнем коммуникабельности, уверенности в общении и коммуникативной свободы.

    Вопросы организации игровой деятельности в дошкольных учреждениях, а также создание методик педагогического управления детскими играми разрабатывались такими исследователями, как Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и С.Л. Новосельцева.

    Существенным этапом в планировании работы является чёткое определение желаемых результатов и конкретных шагов для их достижения, составление долгосрочного плана. Важно также подготовить необходимые игровые атрибуты, дидактические пособия и наглядные материалы. Кроме того, необходимо составить подробные планы занятий, включающие предполагаемые вопросы, варианты ответов, диалоги и монологи, а также новые слова и фразы, которые будут введены. Значимость данной работы подчёркивается и необходимостью оценки речевого развития детей, зачастую выявляющей недостаточный уровень развития связной речи.

Начальный этап дошкольного детства знаменуется вступлением ребенка в коллективное взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Посещение детского сада способствует усвоению основных социальных норм и правил коммуникации (по А.Г. Арушановой и др.). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает, что ключевая образовательная программа нацелена на формирование среды, способствующей развитию ребенка, предоставляющей возможности для позитивной социализации, личностного роста, раскрытия инициативы и творческого потенциала через взаимодействие со взрослыми и ровесниками в различных видах деятельности, соответствующих возрасту.

      Речь детей младшего дошкольного возраста тесно связана с текущей обстановкой, обусловлена эмоциями и впечатлениями от непосредственных событий. Важнейшим направлением в развитии речи в этот период является формирование способности к общению вне зависимости от конкретной ситуации. Этот аспект необходимо рассматривать с двух позиций: прогресс в речевом развитии и развитие детской игровой деятельности.

       Главная роль речи заключается в обеспечении связи между людьми. Речь – это инструмент для социального взаимодействия, позволяющий обмениваться мыслями и понимать друг друга. Связная речь, проявляющаяся в формах диалога и монолога, является ключевым элементом коммуникативной функции. Развитие разговорных навыков начинается со способности воспринимать и понимать чужую речь, отвечать на вопросы, выражать свои мысли в присутствии других детей и проявлять внимание к высказываниям сверстников. В качестве основы для развития речи можно использовать пересказ историй, составление рассказов по изображениям или описание любимых предметов.

       Согласно теории Л.С. Выготского, игра способствует формированию зоны ближайшего развития ребенка. Игра является одним из видов детской активности, используемых взрослыми для целей воспитания и обучения различным видам деятельности с предметами, а также способам и средствам коммуникации. Игровые методы подразумевают совместное развитие игрового сценария посредством постановки задач и выполнения соответствующих действий, направленных на обучение и развитие детей.

      Особенности использования игровых методов можно описать следующим образом:

1. Игровая цель – это основа, определяющая действия детей в игре. Например, можно поставить задачу: «Представим, что к нам собираются Винни - Пух и Пятачок. Что мы им предложим?».

2. Игровые действия – это способы достижения игровой цели. Важно поощрять детей к активному участию в развитии игрового сюжета.

     Таким образом, основная задача заключается в развитии связной речи у детей в возрасте 3 - 4 лет посредством игровых приемов взаимодействия.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: стимулирование интереса детей к речевой активности; развитие умения задавать вопросы и давать ответы, используя простые предложения; совершенствование навыков пересказа знакомых сказок и составления небольших рассказов о личном опыте.

      Для реализации поставленных задач определены следующие направления работы:

  • Организация развивающего игрового пространства (игрушки для сюжетных игр, подручные материалы, игрушки - заменители, игрушечные персонажи, уголок для переодевания и эмоциональной разгрузки).
  •  Построение образовательного процесса на основе игрового взаимодействия: сюжетно - дидактические игры, игровые образовательные ситуации, игровые методы, имитационные игры, игры - драматизации.
  •  Активное участие взрослого в роли партнера по игре и обеспечение руководства игрой. Поддержка интереса и инициативы детей. Участие воспитателя особенно важно с точки зрения обучения, однако необходимо соблюдать баланс между игрой и учебным процессом, что не всегда удается (педагог часто сосредотачивается на обучении, в то время как дети естественно стремятся полностью погрузиться в игру).
  •  Создание положительной эмоциональной атмосферы (использование индивидуального подхода, учет гендерных особенностей).

      Развитию связной речи у детей благоприятствуют игровые методики, такие как совместные действия с героями сказок, использование предметов - заменителей, участие в ролевых диалогах со взрослыми, а также парные игры с поочередным выполнением простых задач, например, нанизывание бусин или сборка пирамиды. Интеграция игровых приемов в образовательную деятельность способствует увеличению речевой активности воспитанников, создает атмосферу легкости в общении и стимулирует стремление к взаимодействию со взрослыми и ровесниками.

     В результате такой работы у детей расширяется игровой опыт и обогащается развивающая среда.

Список использованной литературы

1. Белинова, Н. В. Готовность педагогов к внедрению инновационных технологий речевого развития в образовательный процесс детского сада / Н.В. Белинова, А.В. Хижная, Т.А. Конакова // Научно - методический электронный журнал Концепт.  2019. № 8. С. 1 - 12.  

2. Бичева, И. Б. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.И. Кузнецова, Е.А. Маковей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Т. 59. № 3. С. 87 - 89.

© Бабынина О.Ю., 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

   Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской речевой деятельности.      Ценность детского фольклора заключается в том, что ...

Консультации для педагогов "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельностиу детей младшего дошкольного возраста» Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.Поэтому важно ...

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное о...

"Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, ч...

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»...

«Развитие мелкой моторики как способ формирования речи у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить родителей с методами развития мелкой моторики у детей через дидактические игры. Дать рекомендации по использованию дидактических игр для развития мелкой моторики.На кончиках пальцев ...