Робототехника в детском саду
материал

Шахурдина Инна Иннокентьевна

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shii.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Робототехника в детском саду»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель  Шахурдина И.И.

                                               Пояснительная записка

       В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

 Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

       Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

       Современные конструкторы по образовательной робототехнике FUN&BOT и HUNA совмещают развлечение и образование. Наборы позволяют очень легко и играючи собирать роботов, и при этом понимать научные принципы, что помогает развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления.                                   

       Образовательные наборы серии Kicky– это серия непрограммируемой робототехники. Данная  серия конструкторов знакомит детей с основами робототехники и конструирования, учит правильно читать инструкцию и грамотно организовать процесс конструирования.   

     Моя работа по самообразованию   построена по принципу "от простого к сложному" и содержит занятия начального уровня по сборке моделей из пластиковых деталей и минимумом электроники, так и продвинутые с использованием контроллеров для управления моделями, датчиков и исполнительных устройств.  

      Занятия  построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехнике.

Р​обототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в обычных школах и в детских садах, учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

        В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с преподавателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи.

       Для этого они могут уже сейчас делать свои первые шаги в электронике и робототехнике с помощью увлекательных конструкторов HUNA и  Fun&Bot.  Благодаря запатентованной конструкции деталей, сборку моделей можно производить с шести сторон, что позволяет создавать по-настоящему трёхмерные модели с неограниченным количеством собственных вариантов.

        Новизна программы заключается занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микропроцессоры.

       

         Цель программы: Создание условий для развития конструкторских способностей детей в условиях детского сада.

Задачи программы:

1. Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

2. Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

3. Используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;

4. Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

 5. Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;

6. Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструкторов

7. Развитие навыков общения, коммуникативных способностей

Актуальность: В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Основные формы, методы и приемы работы:

- беседа;

- просмотр видео материалов;

- просмотр презентаций;

- ролевая игра;

- познавательная игра;

- задание по образцу (с использованием инструкции);

- творческое моделирование;

- викторина.

       Путь целенаправленного формирования элементов конструкторского творчества у дошкольников предполагает самостоятельное конструирование детей по собственному замыслу на основе экспериментирования с различным материалом. Повышение уровня конструирования выражается в новизне замыслов, в оригинальности способов их реализации, в переходе от одиночных построек к сюжетному конструированию.  

Материально-техническое оснащение:

Конструкторы   FUN&BOT и HUNA, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

       Конструирование для детей этой возрастной группы является одним из наиболее привлекательных занятий. У них уже накопился опыт в познании окружающей действительности, сложилось осознанное отношение к технике, архитектурным памятникам. Дети способны дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры, технике; стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.

      Для детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием тесно связаны с игрой. Появляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Поэтому необходимо уделить внимание развитию творческой фантазии детей. Дети могут конструировать из разнообразных конструкторов, что приобретает технический характер, дети создают программируемые модели.

Тематическое планирование по образовательной робототехнике

для детей старшего дошкольного возраста

Тема

Содержание

Дата

Конструкторы    HUNA

Базовый уровень 1

1

Кики, мой друг.

Познакомить детей с конструктором HUNA,  с названиями и функциями деталей. Учить соединять детали. Познакомить  с правилами  безопасности при сборке роботов.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

2

Прочный мост.

Познакомить со сказкой «Два упрямых козлёнка». Учить  строить прочный мост. Познакомить с  концепцией баланса и стабильности.

3

Упрямый козлёнок.

Познакомить с инструкцией сбора козлёнка.  Закрепить знание об окружающем  мире (домашние животные, их польза).

4

Жираф.

Познакомить со сказкой «Жмурки» и об отличительных чертах животных.Закрепить понятия «высокий», «низкий».  Игра: «Соедини части животных». Учить собирать жирафа, выделять основные части и детали.

5

Краб.

Учить  собирать краба с двумя клешнями. Развивать творчество, воображение, фантазию.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

6

Страус.

Учить собирать страуса. Развивать математические способности (счет от1 до 5).

7

Морские обитатели.

Игра  «Найди морепродукты». Развивать воображение. Учить собирать роботов без инструкции.

Базовый уровень 2

8

Доверчивый барашек.

Познакомить с рассказом «Лев с несвежим дыханием». Учить детей в любой ситуации оставаться спокойными и думающими. Познакомить с отличительными чертами барана. Закрепить  знания об окружающем мире.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

9

Злой лев.

Познакомить  с семейством кошачьих. Учить находить отличительные черты и собирать робота-льва. Игра «Найди недостающие части».

10

Лиса.

Повторение сказок, где один из героев – лиса. Учить собирать лису. Обучить анализу образца, выделению основных частей животных, развивать конструктивное воображение детей.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

11

Муравей.

Познакомить  с рассказом «Муравей и кузнечик».  Учить собирать муравья. Игра «Трудолюбивые муравьи».

12

Ленивый кузнечик.

Учить собирать кузнечика. Игра «Узнай по тени».

13

Гитара.

Учить собирать гитару для кузнечика. Развивать мелкую моторику рук,  воображение, мышление, память.

Базовый уровень 3

14

Материнская плата.

Познакомить детей как использовать материнскую плату. Учить присоединять двигатель. Помочь понять движение предметов.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

15

Кролик.

Познакомить со сказкой «Заяц и лягушка». Учить делать выводы. Повторить и закрепить знания об  окружающем  мире.

16

Играем с роботом.

Учить подключать к роботу элементы питания и приводить его в движение. Игра с роботом.

17

Храбрая лягушка.

Закрепить знания о водной среде обитания. Учить собирать лягушку.

18

Самолет.

Познакомить детей с рассказом «Давай покатаемся».  Учить  собирать самолет и делать выводы.

Я

Н

В

А

Р

Ь

19

Играем с самолётом.

Познакомить детей с инструкцией подключения элементов питания к самолету.  Игра «Собери самолет».

20

Автомобиль.

Познакомить детей с наземным транспортом. Закрепить навыки скрепления деталей.  Учить собирать автомобиль.

21

Трехколесный велосипед.

Игра «Разные виды спорта». Научить собирать модель  трехколесного велосипеда.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

22

Вертолет.

Учить собирать из разных блоков вертолет совместно, сообща. Развивать внимание.

23

Движение робота Вертолет.

Дать общее представление о вращении, трении, силе. Закрепить знания присоединения элементов питания. Учить приводить в действие пропеллер на вертолете.

 Конструкторы   FUN@BOT story

24

Три поросёнка.

Познакомить с историей о трёх поросят. Учить собирать по инструкции братьев- поросят. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

25

Волк.

Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать модель волка.  Учить заранее обдумывать содержание модели.

М

А

Р

Т

26

Черепаха.

Познакомить со сказкой «Заяц и черепаха». Учить собирать модель черепахи.

27

Робот-собачка.

Познакомить с историей про жадную собачку. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-собаку, которая будет двигаться.

28

Строительство домов.

Научить строить самостоятельно дома  по образцу и преобразовывать по собственному воображению. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Конструкторы   FUN@BOT sensing

29

Робот-поезд.

Учить сравнивать предметы по одному или нескольким признакам, понимать элементарные причинно-следственные связи. Познакомить с профессиями связанные с железной дорогой. Учить собирать из разных блоков поезд.

А

П

Р

Е

Л

Ь

30

Пожарная машина.

Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. Развивать творческие способности.

31

Робот-лыжник.

Познакомить с новой моделью. Учить определять состав деталей конструктора, собирать лыжника.

Конструкторы   FUN@BOT exciting

32

Робот-автомобиль для гонок.

Познакомить детей с новым видом транспорта. Развивать наблюдательность, внимание, память.  Учить собирать автомобиля для гонок.

33

Робот-Дон Кихот.

Познакомить с новой моделью. Вызвать интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить собирать нового робота.

34

История роботов.

Конструирование по замыслу.

 Закрепить знания об  истории роботов, о типах роботов, закрепить полученные навыки строительства. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

М

А

Й

35

Робот-танк.

Познакомить с панелью инструментов, функциональными командами. Учить строить танк и управлять моделью.

36

Робот шестиногий жук.

Закрепить знания детей о мире насекомых. Продолжать учить составлять модель по схеме. Развивать память, внимание.

37

Фотосессия. Выставка работ.

Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности. Развивать коммуникативную компетентность совместной продуктивной деятельности.

Планируемые результаты освоения Программы

   Образовательные и обучающие конструкторы помогут поднять самовыражение и уверенность в себе. В процессе создания и игры повысятся навыки научного мышления и творческого потенциала. Дети научатся: собирать макеты по образцу,  знать и понимать особенности схемы, собирать модели  по выбору и замыслу;  познакомятся с программным обеспечением. Дети подготовительной к школе группы будут уметь задумывать содержание постройки, будут знать название деталей, способы крепления. Научатся работать в команде, овладеют навыками конструирования. Познакомятся с панелью инструментов, функциональными командами, с составлением программ в режиме конструирования (блок процессора, приемник дистанционного управления.  Закрепят свои знания по образовательным областям. Смогут проявлять творческую инициативу и самостоятельность.

Литература:

  1. Комарова Л.Г. Строим из лего.-М.:»ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.
  2. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.-М.: Издательство «Совершенство», 1999.
  3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
  4. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всерос. Уч.-метод. Центр образоват. Робототехники. –М.: Изд.-полиграф. центр «Маска».-2013.
  6. Микляева Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  7. Интернет рессурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа

Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творч...

Проектная деятельность Образовательная робототехника в детском саду.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

«Робототехника в детском саду»

статья по робототехнике...

Консультация "Образовательная робототехника в детском саду"

Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максим...

Консультация для педагогов. Робототехника в детском саду. Игровой робот Cubetto.

Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями («дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:развитие мелкой м...

Зачем нужна робототехника в детском саду

Целесообразность введения занятий по  робототехнике в детском саду. Развитие познавательной деятельности и логического мышления ....

статья Робототехника в детском саду.

Материал отражает состояние развития робототехники, как образовательную область, объединяющую знания о физике, технологии, математики. В рамках образовательной области показано  изучение робототе...