ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа
компьютерная программа по информатике (старшая группа) на тему

Якушева Оксана Викторовна

Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творчество и фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego-zanyatie.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королёва (национальный исследовательский университет)»

Центр мехатронных систем и робототехнических комплексов

Некоммерческое партнерство «Региональный проектный центр в

области социально-экономических и информационных технологий»

ЦМИТ «АКВИЛ – Робототехника»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Основы робототехники для детского сада. WeDo»

для детей дошкольного возраста

План-конспект «Умная вертушка»

Выполнила: воспитатель

Якушева Оксана Викторовна

ГБОУ ООШ № 9

Структурное подразделение

 «Детский сад «Звонкие голоса»

Новокуйбышевск, 2015

План-конспект «Умная вертушка»

1 часть.

Цели:

- научить детей строить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.

 - изучить зубчатую передачу и установить  взаимосвязь между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка;

- учить детей работать с конструктором «Lego» используя инструкцию, действуя по образцу и самостоятельно; развивать пространственное воображение, фантазию, творчество;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, бережливость;

 - формировать знания о том, что предметы можно раскрутить;

- научить конструировать модель и создавать программу для раскручивания.

Логика непосредственной образовательной деятельности:

Загадывание загадки:

Весело верчусь, кружусь.
На одной ноге держусь.

А когда остановлюсь,
Кто-то должен потрудиться,
Чтоб я вновь могла крутиться.

- Догадались, что это? Правильно, волчок. Сегодня мы с вами опять будем работать с конструктором LEGO и соберём волшебную вертушку. А почему она волшебная, вы мне расскажите в конце занятия.

Большая часть предметов не может долго крутиться, и довольно быстро падает на поверхность стола. Возьмём монетку и раскрутим, что произойдёт?

(ответы детей)

Правильно, она падает. А сейчас давайте посмотрим мультфильм.

(дети просматривают фильм из программного обеспечения «Умная вертушка»)

- Что видят Маша и Макс?

- Что они делают, чтобы запустить волчок?

- Что происходит после того, как они запустили волчок?

 

 (ответы детей)

- Тема нашего занятия «Умная вертушка». Сегодня мы будем собирать модель волчка, и создавать программу для его раскручивания, а также  соберём устройство для запуска волчка-вертушки.

- Итак, что мы должны сегодня выполнить?

1. Собрать модель механического устройства для запуска волчка.

2. Собрать модель волчка.

3. Создать программу.

4. Апробировать её.

5. Оценить свою работу.

Работа с воспитателем:

Для работы нам понадобятся следующие детали:

Кирпич 1×4, желтый – 2 шт.,

пластина с отверстиями 2×6, белая  - 2 шт.,

кирпич 2×6, желтый – 2шт.,

пластина 1×4, белая  - 4 шт.,

кирпич 2×2, круглый, светло-зелёный -2 шт.,

ось, 6-модульная, черная,

зубчатое колесо, червячное, серое,

зубчатое колесо, малое, 8-зубчатое.

- Вы уже знаете, что у нас получиться вертушка. 

Весёлая Вертушка,
Скучать мне не даёт. 
Весёлая Вертушка, 
Гулять меня зовёт. 
Весёлая Вертушка, 
Ведёт меня к реке, 
Где квакает лягушка, 
В зелёном тростнике. 

Давайте все вместе сделаем эту неугомонную вертушку, а в помощь вам будет наш друг - компьютер. Внимательно слушайте инструкцию, и выполняйте вместе со мной все действия, следуя пошаговым инструкциям на экране ваших компьютеров.

(дети вместе с воспитателем собирают волчок)

- Что у вас получилось? (Учитель показывает готовое изделие)

(ответы детей)

- Устали? Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка:

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись.
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись.
И на место снова сели. (Дети садятся.)

- Молодцы! У вас все получилось! дальше будет еще интереснее.

2 часть.

Показ вертушки, изготовленной на предыдущем занятии.

- Что наделала, юла?! Вазу сбила со стола! 
Ты вертушка, ты растяпа, вот вернутся мама с папой –
Знай, тебе не сдобровать, бросят в ящик под кровать. 
И пошла, юлить юла: - на столе я не была, 
Не вертелась, не крутилась, а она сама разбилась. 
Не понравилась мне сразу, эта маленькая ваза. 
Ей на месте не стоится, на проказы мастерица. 
Слышит музыку – и в пляс. 
Вот и тут: качнулась раз, два качнулась, наклонилась,
Поскользнулась и разбилась.

-Как сделать, чтобы наша вертушка завертелась?

(ответы детей)

На сегодняшнем занятии мы соберем  механизм, который нашу вертушку будет запускать, и она будет вести себя почти как в стихотворении - крутиться и безобразничать. Для этого нам понадобятся следующие элементы:

- Зубчатое колесо, большое (24-зубое), тёмно-серое.  Колесо, по периметру которого расположены зубья. Зубья одного колеса входят в зацепление с зубьями другого колеса и передают ему движение. Их часто называют шестернями.

- Зубчатое колесо, 24-зубое, коронное, серое – 2шт. В таком колесе зубья располагаются на одной из его боковых поверхностей, придавая колесу сходство с короной. Коронное зубчатое колесо, работая в паре с обычным зубчатым колесом, изменяет направление вращения на 90°.

- Зубчатое колесо, червячное, серое. Это цилиндр, имеющий один зуб, выполненный в виде спирали (наподобие винта). В паре с обычным зубчатым колесом используется для снижения скорости и повышения передаваемого усилия.

Соберите и эту модель, следуя пошаговым инструкциям на экране ваших компьютеров.

 (дети вместе с воспитателем собирают механизм для раскручивания вертушки)

- Устали? Давайте похулиганим как наши непослушные вертушки.

Физкультминутка:

Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

- Очень хорошо! Здорово получилось, а на следующем занятии мы сделаем нашу вертушку волшебной.

3 часть.

Практическая работа: разработка алгоритма.

Цель:

- научиться создавать программу и испытать модель «Умная вертушка»;
(Знакомство с рабочим полем и названием Блоков на палитре.)

Логика непосредственной образовательной деятельности: 

Весело верчусь, кружусь.
На одной ноге держусь.

А когда остановлюсь,
Кто-то должен потрудиться,
Чтоб я вновь могла крутиться.

-Сегодня  наша вертушка станет волшебной и станет кружится без чьей-либо помощи. Приступаем к следующему этапу нашего проекта – создание программы. Перед вами рабочее поле  внизу расположена Палитра.  Палитра может быть сокращенной и полной. Слева внизу нажали треугольник. В Палитре представлены все Блоки для создания программы. Блоки – это знаки.

Познакомимся с Блоками:
- начало
-мотор по часовой стрелке (покажите руками)
- мотор против часовой стрелки (покажите руками)
- мощность мотора (до числа 10)
-выключить мотор
- выключить мотор на..
- датчик наклона
- датчик расстояния
- число
- текст
- случайное число
- воспроизведение (звук)
- экран
- ждать 
- цикл(повторяется бесконечно)

 Составление программы. 

- Создадим для вертушки программу раскручивания волчка. Посмотрите на экран и назовите, какие блоки программирования мы будем брать.

1. «Начало»

2. «Мотор по часовой стрелке»

3. «Звук 15»

4. «Ждать», «Вход «Датчик расстояния»

5. «Выключить мотор»

Программа включает мотор и воспроизводит «Звук 15» - это звук работающего мотора. После чего ожидает, когда «Датчик расстояния» сообщит о том, что устройство для запуска поднято и волчок освобождён. После этого программа выключает мотор.

- Создайте программу на экранах своих компьютеров.

 (самостоятельная деятельность детей)

 
         начало, 
         мотор по часовой стрелке, 

- воспроизведение - Звук 15 (звук работающего мотора),

-

- датчик расстояния


           -выключить мотор

(Испытание модели.)


- А теперь познакомьтесь с правилами запуска волчка.

1. Зубчатое колесо на вертушке должно входить в зацепление с зубчатым колесом волчка.

2. Волчок вставляют верхней частью в вертушку.

3. Волчок должен вращаться свободно, не нужно прижимать его к поверхности стола.

Энергия передается от компьютера на мотор, вращающий коронное зубчатое колесо. Это зубчатое колесо приводит в движение маленькое зубчатое колесо, установленное на одной оси с большим зубчатым колесом, которое поэтому тоже вращается. Волчок вставляют верхней частью в вертушку. На верхушке волчка закреплено маленькое зубчатое колесо, через которое волчку передаётся крутящий момент, и когда волчок освобождается, он продолжает крутиться. Сочетание работающих вместе зубчатых колёс называется зубчатой передачей.

Энергия превращается из электрической (компьютера и мотора) в механическую (вращение зубчатых колёс и волчка).

- А сейчас давайте испытаем наши программы.(дети испытывают свои программы, раскручивают волчки)

- Волчок не крутится длительное время. Для этого нужен ещё один значок – Блок «Цикл» (периодичность)

Рефлексия (подведение итогов)

 

На стене в группе нарисовано дерево, ребятам предлагается набор из зеленых, желтых и красных листочков:

Зеленый листочек – у меня все получилось, я молодец!

Желтый листочек – у меня не все получилось, но я доволен своей работой.

Красный листочек – я ничего не собрал, на занятии мне было очень сложно.

(Дети выбирают листочки в зависимости от того, как они чувствовали себя на занятии, насколько им было комфортно, и клеят их на дерево)

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"

Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...

Программа дополнительного образования по ИЗО в детском саду

Программа по изобразительной деятельности в ДОУ...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Программа дополнительного образования по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста «Здоровячок»

Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому,...

Программа дополнительного образования по лечебно-профилактической деятельности «Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста»

Методическое пособие содержит рекомендации и практический материал для планирования и организации коррекционно-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях. Приведены перспективные...

Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов

Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов...