Диагностика
материал

Диагностика педагогического процесса

2024-2025уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Детский сад №2”

630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03

Диагностика педагогического процесса

2024-2025уч.г.

Воспитатели:

Пучкова Светлана Николаевна

Яковлева Анна Викторовна

Новосибирск, 2025

Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в

любом учреждении, работающим с группой детей 2—3 лет, вне зависимости от

приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это

достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного

возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу; чем ниже

балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса

группе детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при

необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения

каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком

необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не

принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все

параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы

педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного

года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа.

Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1 Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой

ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по

каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на

количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для

написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета

промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2 Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый

показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на

количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для

описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для

подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для

ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в

построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в

развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные

образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую

поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние

значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти

же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями

проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначи-

тельные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения

менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка

возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по

данному параметру \ данной образовательной области. {Указанные интервалы средних

значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых

психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого

ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе

детей образовательной организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в первой младшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

■наблюдение;

 проблемная (диагностическая) ситуация;

■беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

■индивидуальная;

•подгрупповая;

•групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.

2.Проявляет        отрицательное        отношение        к        порицаемым        личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

■Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка

«Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая Лиса?»

Метод: наблюдение.

Материал:        ситуация        встречи\прощания        со        взрослым.        Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?»

3.Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми. Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Узнает        и        называет        игрушки,        некоторых        домашних        и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал:        игрушки-муляжи        животных,        овощей,        фруктов.        Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Что/кто это?»

2.Группирует однородные предметы, выделяет один и много Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?»

Образовательная область «Речевое развитие»

1.Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»)

Метод: проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе) Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».

Образовательная область «Физическое развитие»

1* Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мячи.

Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание:

«Сейчас мы будем играть с мячом».

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования \\ Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

2.Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.

3.Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.

4.Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.

5.Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю. А. Практикум по детской психоло- гии. — М., 2001.

Образовательная область

Начало года

Конец года

Познавательное развитие

54

76

Социально-коммуникативное развитие

55

71

Речевое развитие

62

76

Художественно эстетическое развитие

46

74

Физическое развитие

60

78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...