Отчет по самообразованию "Проведение группового сбора с детьми среднего дошкольного возраста"
проект (средняя группа)

Бадаева Елизавета Сергеевна

Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение группового сбора с детьми среднего дошкольного возраста

Разработал воспитатель:

Костромина Е.С.

2023


Содержание

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение

Литература


Введение

Актуальность исследования. Ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования.

Технология круга в дошкольном образовании была предложена известным педагогом Марией Монтессори, а позже была использована и другими педагогами.

Так, например, в методическое обеспечение Примерной общеобразовательной программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» включено методическое пособие Гришаевой Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации»[7]. Одно из направлений этих технологий предполагает внедрение и апробацию «Утреннего сбора» в образовательный процесс ДОУ.

Похожая же технология «Детский совет», разработанная авторским коллективом программы дошкольного образования «Вдохновение», адаптированная Л.В.Свирской для работы с дошкольниками [14,15].

Цель исследования: выявить основы организации проведение группового сбора с детьми среднего дошкольного возраста и разработать программу эффективного его применения на практике.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. освоение в целом основ личностно-ориентированной технологии работы с детьми;
  2. овладение методикой организации и ведения утреннего сбора по разным сценариям;
  3. овладение навыками вовлечения детей и родителей в планирование воспитательно-образовательной работы;
  4. владение методами ведения наблюдения и использования результатов;
  5. овладение способами ненасильственного руководства детьми.


Теоретическая часть

Современное российское образование претерпевает целый ряд фундаментальных изменений. В качестве выдвигаемых обществом требований к современному человеку признано воспитание, начиная с дошкольного возраста, таких качеств как индивидуальность, коммуникативность, креативность, мобильность, инициативность. Ключевым моментом в педагогической деятельности является организация образовательного процесса ориентированная на развитие разносторонней, активной и максимально самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Одним из таких процессов самоопределения ребенка является групповой сбор.

В самом широком понимании групповой сбор используется для того, чтобы дети в ситуации естественного социально – эмоционального общения со сверстниками и взрослыми имели возможность познавательного развития и формирования навыков понимания себя и других. Ребенок действует, получает знания и набирает опыт, формирует свое отношение к происходящему. Поэтому групповой сбор – это обмен опытом, применение знаний и умений, планирование индивидуальной и совместной деятельности на день.

Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Технология группового сбора помогает «запустить» активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План – дело – оценка», в ходе которой решается весь комплекс образовательных задач.

Перед началом группового сбора воспитатель оповещает детей различными способами. Способами оповещения могут быть: колокольчик, речёвка, стихотворение, музыка, песня, погремушка и т.д. Время и место группового сбора всегда должно быть постоянным. Как правило, это расположение у доски лицом друг к другу в любом порядке.

Групповой сбор делится на: утренний, итоговый, вечерний.

Утренний сбор имеет определенную структуру и последовательность, однако может меняться в зависимости от различных ситуаций (пожелания детей, новостей, событий и т.д.). Продолжительность утреннего сбора зависит от возрастных особенностей, инициативности и желания детей.

Утренний сбор начинается с приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным: в форме приветственного слова (здравствуйте, доброе утро и т.д.), четверостишия или короткой коммуникативной игры. Приветствие может произноситься каждым участником или коллективным проговариванием.

Следующий этап - обмен новостями - это один из самых любимых моментов утреннего сбора у детей и может занять продолжительное количество времени. По желанию можно ввести какие – либо правила, например: в первую очередь делится новостями ребенок, которого давно не было в группе.

Одним из важных моментов утреннего сбора является работа с календарем и счет, в процессе которых происходит общий обмен информацией, где проговаривается: время года, месяц, дата, день недели и т.д. Ведется подсчет мальчиков и девочек, сравнивание кого больше кого меньше.

Так же во время утреннего сбора выбирается тема проекта, которая чаще всего исходит от детей, меньше всего от взрослых, и конечно же от ситуации. Таким образом мы можем смело сказать, что ребенок не «объект», а «субъект» образовательного процесса. После выбора темы, необходимо выяснить, что дети знают об этом, с помощью модели трех вопросов «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?». Все идеи и высказывания записываются на специально подготовленном бланке. Педагоги совместно с детьми, фиксируют варианты и ответы детей. В подготовительной группе, дети сами могут написать свои варианты и идеи по проекту. Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора.

Вся планируемая деятельность в центрах активности по выбранной теме отражается в «Детской паутинке», которая в течение всего проекта «заполняется» детьми самостоятельно. Дети сами реализовывают на листе бумаги свои мысли, действия, для дальнейшей работы в центрах активности.

Используемый метод интегрированного планирования позволяет всесторонне раскрыть избранную для работы с детьми тему, формировать у них гибкие и целостные представления о мире. И что важно – каждый ребенок имеет возможность учиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом развития.

Завершающий элемент утреннего сбора - представление детям деятельности в центрах активности, в которых они будут заниматься, сделав свой выбор. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

Педагог постоянно корректирует деятельность в зависимости от изменения интересов и образовательных потребностей детей. Поэтому ежедневное планирование воспитателя – «Ресурсный лист» - строится с учетом «Детской паутинки» и метода трех вопросов. Педагог самостоятельно распределяет выбранное содержание образования на совместную и самостоятельную деятельности. Детям предоставляется право и возможность выбора видов деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план образовательного события. Приоритет отдается свободной игровой деятельности детей.

Групповой сбор основан на принципах открытости, диалогичности и рефлективности. При организации процесса рефлексии, который реализуется на итоговом этапе группового сбора происходит демонстрация общих итогов работы детей в центрах, обобщение полученных результатов, насколько все получилось в соответствии с задуманным, что помогло, а что мешало в достижении цели. На этом этапе роль воспитателя заключается в том, чтобы стимулировать и поддерживать инициативы детей, обеспечивать комфортное конструктивно – деловое участие.

На итоговый сбор детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик, речевка и т.д.). Дети приносят все то, что они успели сделать (рисунки, поделки и т.д.), на местах остаются только те виды работ, которые невозможно принести. Каждый ребенок представляет свою работу, что он сделал, что у него получилось. Общее время итогового сбора может меняться в зависимости от возрастной группы, количества продуктов деятельности. Так же воспитатель может подвести итог с детьми в центрах активности (если дети не закончили или сильно увлечены).

Вечерний сбор проводится в конце дня, в основном перед ужином. Дети так же собираются в круг, где в ходе совместной беседы подводятся итоги всего дня (что делали, что понравилось, что хотели бы сделать на следующий день).

В групповом сборе для ребенка раскрываются возможности для общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность сотрудничества, как с педагогом, так и с другими детьми, формируются основные компетентности: коммуникативная, социальная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:

чувствовать себя значимым;

управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;

веселиться и развлекаться.

Структура группового сбора

  1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки…) 1 – 3 мин
  2. Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание…) 2 – 5 мин
  3. Обмен новостями 2 – 10 мин
  4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект) 5 – 12 мин

Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет обобщение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослые ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Педагогические задачи группового сбора:

  • создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности;
  • выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
  • разработать план реализации нового проекта;
  • подвести итоги проекта;
  • прививать навыки культуры общения;
  • поддерживать стремления договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
  • учить:
  • формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
  • выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
  • внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
  • объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его;
  • делать выбор;
  • планировать собственную деятельность.

Групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность. Ребенку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Каждый ребенок имеет право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов.

Роль воспитателя:

  • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
  • Помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога.
  • Демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.
  • Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.
  • Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.
  • Помогать ребятам выбирать и планировать работу.
  • Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Вопросы для начала группового сбора

  • Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто еще не уселся?
  • Какое у вас настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
  • Кто очень хочет задать вопрос?
  • Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
  • О чем бы вы хотели спросить Иру?
  • Что бы вы хотели уточнить?
  • Что бы вы хотели посоветовать?
  • Как бы вы поступили в подобной ситуации?
  • Чем эта новость нам поможет?
  • Что нового мы узнали о…?
  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

Правила группы

  • Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно: «Внимательно слушай других», «Кричать ибегать можно только на улице», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти»…
  • Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность.
  • Правила и их формулировки обговариваются с детьми.
  • Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов.
  • Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.

Итоговый сбор

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо Центре активности. Задачи итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности; обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить следующие шаги. А главное, заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.

Ребенок имеет право:

  • участвовать или не участвовать;
  • представить или не представлять результаты своего дела;
  • о работе, осуществленной в подгруппе говорить одному или по очереди с другими членами команды;
  • предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель;
  • принять решение о продолжении (завершении) начатой работы в другое время.

Соблюдение последовательности: групповой сбор – совместная деятельность – итоговый сбор – создает технологию проектной

деятельности, что соответствует организационно-педагогическим условиям компетентностного подхода:

  • инициируемая детьми и взрослыми тема;
  • совместно спланированные и свободно выбираемые виды деятельности; индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы;
  • прямые педагогические воздействия (обучение) и педагогическая поддержка;
  • реально представленные результаты в виде высказываний, продуктов деятельности, новых планов, открытых перспектив.

Согласно программе «Детство» и ФГОС дошкольного образования дети реализуют задуманные дела в совместной и самостоятельной деятельности в ходе реализации тематического проекта.

В результате у ребенка формируется представления о себе, своих возможностях, свей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения.

Главная задача взрослых в соответствии с ФГОС дошкольного образования и группового сбора – создание условий, стимулирующих инициативу, активность, обеспечивающих самостоятельность ребенка в различных видах деятельности. Это подразумевает собой отказ от монополии в планировании образовательного процесса, ориентацию на реальные интересы, возможности и способности своих воспитанников, оперативное удовлетворение их потребностей. В организации совместной и самостоятельной деятельности у взрослых больше обязанностей, а у детей больше прав.


Практическая часть

Игры для группового сбора

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

«Я превращаюсь»

Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в ...». Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке» и т. п.

«Кто я?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

• Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.

• Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

• Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

• Я песенка.

• Я словно буква «О». Я могу кататься по дорожке.

• Я могу быть ветерком. Я улетаю в дальние края.

• Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.

«Как...»

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие задания могут придумывать сами дети. Например:

• Рассказать известное стихотворение по-разному: шёпотом, скороговоркой, очень медленно, голосом маленького ребёнка.

• Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.

• Нахмуриться, как осенняя туча (рассерженная мама, голодный волк и т. п.).

«Интервью»

Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из детей и просит ответить на вопросы. Темы интервью могут быть разными – как связанными, так и не связанными с темой проекта. Например:

• Что ты успел сделать по этой теме?

• Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе?

• Что ты любишь делать в свободное время?

• Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

«Снежный ком»

Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет все имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).

«Телеграмма»

Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Антону» — и пожимает руку соседу, тот понимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «телеграмма» не дойдет до Антона. После чего Антон сообщает: «Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму не получил» (в ситуации, когда рукопожатие «потерялось» по пути к нему).

«Послушай тишину»

Предложить детям 1–2 минуты посидеть в полной тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышала, как чирикает воробей», «Я услышала, как шумят машины». «Что я слышу» Слушаем погоду: стук капель по стеклу, завывание ветра, хруст снега, раскаты грома, шорох сухих листьев и т. д. Слушаем звуки улицы: гудок машины, детский смех, рокот пролетающего самолёта, лай собак, скрип тормозов, пение птиц, мяуканье. Рассказываем: кто что сумел услышать.

«Да – нет»

Ведущий (воспитатель, родители, ребёнок) задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» Ребята должны ответить хо ром и правильно.

«Хорошо – плохо»

Обсуждаем вместе: мороженое – это хорошо или плохо? Быстро ехать – хорошо или плохо? Сломался лифт... Заболел кто-то... Наступила зима.

Можно разбирать в качестве объектов: “Книга”, “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д. Ответы могут оказаться различными, и это даёт повод для дальнейшего обсуждения.

«Зачем»

Задаём «нелепые» вопросы: «Зачем дерево? Зачем стол? Зачем спим? Зачем карман? Зачем каблук? Зачем пуговицы?» — и полу- чаем неожиданные ответы.

«Покажи своё настроение»

Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас на- строение, а другим – разгадать его. В ином варианте: даём одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, что же он изображает.

«Забавный зоопарк»

Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезём разных зверей и птиц. В этой части зоопарка будут жить животные, название которых начинается на букву «К», (корова, козел, коза, крокодил, кенгуру). В другой части – животные, название которых начинается на букву «м», и т. д.

«Волшебная палочка»

По прикосновению волшебной палочки качество или свойство пре- вращается в противоположное. Например, Фея говорит: «Снег был белый, а стал...», «Яблоко было зелёным, а стало...», «Ты был маленьким, а станешь...».

«Волшебная коробочка»

Поставим в центр круга красивую коробку. Предлагаем детям догадаться, что же в ней лежит. Высказывать свои соображения и задавать вопросы можно в течение всего группового сбора или только в определённое время. Откроем коробку в самом конце сбора.

«Угадай»

В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов (кубиков, камешков, желудей, молоток). Детям предлагается угадать, сколько предметов в банке. Названные числа записываем в общую табличку с указанием имен. В самом конце сбора открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот, кто точнее всех определил число предметов.

«Дразнилки»

Дразнилки" – игра на подражание.

1. Предложите детям повторить вслед за вами действия человека. Показывайте детям разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движения-ми: рубим топором (двумя сложенными ладошками – движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

2. Предложите детям повторить вслед за вами поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр.). Затем пусть ребенок показываете действие, а другие должны угадать, какое животное его делает.


Заключение


Литература

  1. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, изд-во «ВЕНТАНА- ГРАФ»,2015. – 184 с
  2. Дмитриева, В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяц1ев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2011. – 224 с.
  3. Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 5.
  4. Свирская Л.В. Утро радостных встреч, 2010 Издательство «Линка-Пресс», 2010.
  5. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста. Пособие для проведения тренинга / Под ред. Н. В. Мальцевой. — Самара. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»

Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...

Использование принципов православной педагогики в подготовке и проведении групповых мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.

         Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое место, так как форм...

Конспект группового занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект группового занятия педагога-психолога  с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие внимания, слуховой памяти, мышления....

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...

семейно- групповой проект с детьми младшего дошкольного возраста "Капелька"

Тип проекта: краткосрочныйВид проекта: познавательно – исследовательскийДлительность: 2месяцаУчастники проекта: дети, родители, воспитатели Проблема: Осознание  детьми значения в...

Использование занимательного дидактического материала в работе с детьми среднего дошкольного возраста - отчет по самообразованию

Период дошкольного детства – самый благоприятный период для получения любых знаний.  (Слайд)   Обучение и воспитание детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимат...