«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
методическая разработка

Ольга Александровна Рыбалко

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В.А. Сухомлинский

 

    Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным. Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В.А. Сухомлинский

    Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным. Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь.

    Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим. Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди? Именно в поведении выступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

      В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефонам, забывая о любимых в детстве книгах, которые пылятся на полке. Можно отметить, что одной из проблем в нашем обществе, является приобщение ребенка к чтению. По многим исследованиям доказано, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм, игровым приставкам. Наши школьники не любят и не хотят читать. А если разобраться, то во время чтения человек развивается, совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, усваивает и использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

   Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.  В поэтических образах она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

  Очень важно вовремя воспитывать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. В соответствии с этим важно формировать у детей способность слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Развитие этих навыков у ребенка будет благотворно сказываться на формировании своей образной, яркой, красочной и грамматически правильной речи.

   Кто поможет ребенку заинтересоваться миром художественной литературы? Родители и конечно мы, работники дошкольных учреждений – мы являемся первыми проводниками ребенка в мир книги. В детских садах мы, воспитатели, начинаем приобщать детей к художественной литературе, развиваем интерес к чтению, ведем работу с родителями, рекомендуем книги, которые желательно читать детям дома.

   Дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели, поэтому мы, педагоги, уделяем особое значение выразительному чтению, при ознакомлении детей с художественными произведениями. Перед педагогом стоят важные задачи, а именно: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, завлечь слушателя эмоциональным отношением к прочитанному (к чувствам, к поступкам, к лирическим переживаниям героев).

   Но все чаще мы сталкиваемся с проблемой приобщения детей к художественной литературе:

-у дошкольников заметно снизился интерес к чтению;

-в свободное время дети мало читают, отдавая предпочтение просмотру телевизора, прослушиванию звукозаписей, игре в компьютерные игры;

-изменение подлинной детской литературы;

-исчезновение традиции совместного семейного чтения взрослого с ребенком.

    Актуальность данной проблемы очевидна. Воспитывая читателя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, которые рекомендуются для чтения детям дошкольного возраста, уметь увлекательно вести беседу с малышами и помогать им при анализе произведения. Начинать такую работу необходимо с раннего возраста.

   Существует огромное количество методов по приобщению к чтению и ознакомлению детей с книгой. Такие как:

1. Словесные (чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ произведения, выразительное чтение)

2. Практические (игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценировки, театрализованная деятельность, отображение прочитанного в изобразительной деятельности- лепка, рисование, аппликация)

3. Наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов театра)

     Так же существуют и формы работы как с детьми, так и с родителями:

-занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи);

-кружковая работа;

-культурно-досуговая деятельность, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «Больницы для книги», проведение недели детской книги, игровая деятельность и многое другое

    Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных консультаций, участие в совместной проектной деятельности, в литературных конкурсах.

    Таким образом, мы в нашем детском саду, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в системе с детьми и с родителями, добиваемся повышения у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, создаем  предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помогаем  ребенку войти в мир художественной литературы. 

      В заключение хочется отметить, что процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги довольно долгий процесс, но если первоначальный этап будет успешен еще в дошкольном возрасте, то значительно увеличится число глубоко образованных, думающих молодых людей, любящих книгу и способных ценить прекрасное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский

Все мы знаем, что приобщение к книге начинается с раннего дошкольного возраста.Начало этому, несомненно, должно быть положено в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое с...

Методическая разработка на тему: Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Цель общая: Популяризация и выявление положительного опыта семейного чтения. Цель конкретная: Повысить компетентность родителей по вопросу привития у детей желания читать. Приобщить родителей к о...

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...

Родительское собрание (круглый стол) "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"

Повысить компетентность родителей по вопросу привития у детей желания читать. Приобщить родителей к обмену опытом в формировании интереса и потребности в чтении....

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» статья о пользе чтения...

«Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир, и самих себя» В. А. Сухомлинский

Консультация для родителей «Читаем дома для детей 6–7 лет»ЧТО ЧИТАТЬ?Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.Истории в духе «добрым молодцам ур...