Формирование информационной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Формирование информационной грамотности у дошкольников становится актуальной задачей современности, поскольку ребенок погружен в мир информации практически с первых месяцев своей жизни. Цель настоящей статьи - рассмотреть особенности и принципы формирования информационной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_informatsionnoy_gramotnosti.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью информационных потоков и быстрым распространением технологий передачи данных. Дети, начиная с раннего детства, оказываются вовлечёнными в процессы потребления массовой информации. Формирующаяся среда информационных коммуникаций ставит перед родителями и педагогами особую задачу: научить ребёнка ориентироваться в информационном пространстве, фильтровать полезную и значимую информацию, понимать её смысл и интерпретировать содержание.

Проблема формирования информационной грамотности тесно связана с развитием способности осознанно воспринимать и перерабатывать получаемую информацию. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы, определяющие дальнейшую успешность человека в условиях стремительно меняющегося мира.

Что такое информационная грамотность?

Под информационной грамотностью принято понимать совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для адекватного поведения в информационном обществе. Она включает умение находить нужную информацию, анализировать её содержание, оценивать значимость и достоверность полученных сведений, творчески применять информацию в разных ситуациях.

Информационная грамотность представляет собой основу информационной культуры личности, характеризующей готовность субъекта целенаправленно осуществлять информационное взаимодействие с окружающим миром, проявляющуюся в осознанном потреблении информации и формировании собственного мнения относительно воспринимаемой информации.

Особенности формирования информационной грамотности у дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста обладают специфическими особенностями психического развития, влияющими на восприятие информации. Основными характеристиками данного периода являются высокая эмоциональная восприимчивость, образность мышления, стремление к игре и подражательству. Поэтому основной принцип формирования информационной грамотности заключается в создании условий, учитывающих потребности и возможности детей этого возраста.

Главные цели работы по формированию информационной грамотности в детском саду заключаются в следующем:

  1. Обучение пониманию содержания различной информации;

  1. Развитие умения различать факты и мнения;

  1. Воспитание бережного отношения к собственным данным и личной информации;

  1. Подготовка к безопасной работе с гаджетами и электронными ресурсами.

Достижение поставленных целей осуществляется путём включения специальных мероприятий в учебно-воспитательную деятельность дошкольника.

Методы и приёмы формирования информационной грамотности

Эффективными инструментами развития информационной грамотности выступают:

 - Чтение книг и обсуждение прочитанного

Активное чтение литературы стимулирует детскую фантазию, пробуждает желание узнавать новое. В ходе обсуждений педагог проводит работу по выработке понимания смысла текста, выделения главных мыслей произведения.

 - Образовательные мероприятия в игровой форме

Игры занимают особое место в дошкольном образовании, являясь естественной формой познания мира ребёнком. Педагог организует ролевые игры, викторины, квесты, где ребенок учится взаимодействовать с различными источниками информации, осмысливать происходящее вокруг.

 - Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением

Просмотр художественных произведений вызывает живой отклик у детей, способствует осознанию моральных ценностей, прививает этические нормы поведения в социуме. Вместе с тем просмотр мультфильмов сопровождают дискуссионные вопросы, побуждая ребёнка размышлять и высказываться.

 - Ознакомление с компьютером и другими современными технологиями

Важно начинать знакомство ребёнка с компьютером, показывая базовые правила пользования устройством, формируя позитивное отношение к техническим средствам и правилам их эксплуатации. Этими действиями формируется основа будущего конструктивного взаимодействия ребёнка с техникой.

Важнейшие компоненты информационной грамотности

Основу информационной грамотности составляют три компонента:

 - Информационная культура — умение пользоваться библиотеками, справочниками, другими источниками информации.

 - Навыки обращения с техническими средствами — знание правил работы с персональным компьютером, планшетом, телефоном.

 - Коммуникативная компетенция — способность вести беседу, участвовать в коллективных обсуждениях, презентовать собственные идеи публично.

Развитие перечисленных компонентов обеспечивается организацией систематической работы в течение всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

Выводы

Формирование информационной грамотности является важной составляющей общего воспитания детей старшего дошкольного возраста. Оно предусматривает последовательное развитие определённых качеств и навыков, подготовка детей к самостоятельной навигации в мире информации, формирование уважительного отношения к собственной личности и мнению окружающих.

Повышенное внимание к проблемам формирования информационной грамотности обеспечит поступательное развитие личности ребёнка, создаст базу для его успешной социализации и адаптации в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо...

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Педагогическая статья "Формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная статья раскрывает необходимость использования в работе дощкольного учреждения проектную деятельность....