«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».
материал (подготовительная группа) на тему

Лебедева Ксения Андреевна

Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и художественного творчества, памяти. Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание еще больше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок учится аккуратности и бережливости. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektsionirovanie._lobantsova_k_a.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».

 Вопросам развития информационной  компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информационных технологий в разных сферах общественной жизни.
     В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Смолянонова О.Г., Дыбина О.В., Тришина С.В.) информационная компетентность трактуется как универсальный способ поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращение информации в знание.

 Развитию информационной компетентности современного дошкольника способствуют различные средства, например,  информационно-коммуникативные технологии, проектная деятельность, различные виды исследовательской деятельности, в том числе и коллекционирование.

Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям. Детям интересен сам процесс собирания. Поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно со взрослыми.

Однако в практике дошкольных образовательных учреждений недостаточно учитываются возможности коллекционирования в формировании информационной компетентности дошкольников.

        Исходя из актуальности проблемы мы сформулировали тему нашего исследования: Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа состоит из двух частей: теоретической и опытно-экспериментальной.

В теоретической части в первом параграфе «Характеристика коллекционирования как вида исследовательской деятельности дошкольника» нами были проанализированы такие работы, как Пермяковой О.И., В.Миленко, Коротковой Н.А., которые подчеркивают, во-первых, что коллекционирование помогает развивать у ребенка память, внимание, умение сравнивать и анализировать, находить общее и выделять главное, комбинировать, а также учит наблюдать, во-вторых, объединяет взрослого и ребенка, тем самым решая проблему взаимоотношений, в-третьих, у детей в ходе собирания коллекции возникает желание еще больше узнать информации о предмете.

В следующем параграфе первой главы мы рассмотрели сущность информационной компетентности. Так И. А. Зимняя считает, что «компетентность трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».

А Е.В. Григорьева и М.Н. Утицына в своей статье рассматривают информационно-коммуникационную компетентность, которая включает в себя не только сформированные представления о современной компьютерной среде, ресурсах Интернета, владение компьютером, но и умение высказывать свое мнение, проявление активности в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия между детьми».

Также мы рассмотрели формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Например, О.В. Дыбина рассматривала информационную компетентность у дошкольников как «совокупность определенных умений». Также мы рассмотрели компоненты информационной компетентности дошкольника, которые выделила Тупичкина Е.А.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе ДОУ №111 "Сказка" г. Петрозаводска, в группе «Солнышко». В исследовании приняли участие дети 7-го года жизни. Выборка случайная. 9 детей в экспериментальной, 9 детей в контрольной группе.

Педагогическая диагностика информационной компетентности старших дошкольников состоит из диагностических заданий «Помоги другу», «Юный зоолог»,  «Что нужно для профессии», «Важное задание», «Наши привычки».  Дыбиной О.В. разработаны и уровни сформированности информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

По результатам констатирующего эксперимента были сделаны следующие выводы: большинство детей имеют низкий уровень сформированности информационной компетенции. Средний результат показали только трое детей контрольной группы, а высокого уровня не было выявлено. У детей обеих групп не сформированы следующие умения информационной компетентности: ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки и т.д.), делать выводы из полученной информации, понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности, задавать вопросы на интересующую тему, получать информацию, используя некоторые источники, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Исходя из полученных данных, мы определили, что работа должна быть направлена на разработку и реализацию разнообразных по тематике коллекций, которые будут способствовать повышению уровня информационной компетенции у детей экспериментальной группы, при условии использования разнообразных форм и методов работы в процессе создания коллекции (бесед, сочинения сказок, рисования и т.д.).

 Мы вместе с детьми организовали работу по 4 коллекциям  «Новогодние игрушки», «Открытки», а также «Транспорт» - с мальчиками и «Куклы» - с девочками.

Первая коллекция, про которую я хотела бы более подробно рассказать – это коллекция новогодних игрушек. Работа начался с того, что мы принесли в группу коробочку со старыми новогодними игрушками. Детям было интересно узнать, что же им принесли. Нами было предложено отгадать загадку. Дети сразу отгадали, что это новогодние игрушки. Затем мы провели беседу с детьми на тему «новогодние игрушки». Задавая им вопросы, например, «что такое новогодние игрушки?», «что вы знаете о новогодних игрушках?».

Далее детям было  внимательно рассмотреть старые новогодние игрушки и описать внешние признаки, выделить главное, сравнить с другими объектами. После мы с детьми с помощью компьютера посмотрели презентацию из картинок новогодних игрушек. Затем дети поиграли в игры, которые были нами разработаны это: «Найди лишнюю игрушку», «Подбери правильно» и «Найди пару игрушке», дети с большим удовольствие играли в эти игры. Когда в нашей коробочке появились первые игрушки, каждый ребенок рассказывал, почему он выбрал именно эти игрушки, и откуда игрушки появились у них дома. Также мы вместе делали предположения откуда игрушки появляются в магазинах, мы выясняли откуда мы можем брать информацию об новогодних игрушках. Затем мы предложили детям сочинить сказку про игрушки, которые мы собрали. Название для сказки дети придумали «Новогодние игрушки», участие принимали все. Начало для сказки было мной предложено, а дальше дети сами все придумали. Когда сказка была написана, следующее что было мной предложено, это нарисовать иллюстрации к сказке. Коллекцию новогодних игрушек мы собирали в течении двух месяцев, когда наша коробочка стало полной, мы вместе с детьми стали думать, как нам оформить коллекцию новогодних игрушек. Вариантов было много, дети выбрали оформить нашу коллекцию по коробочкам, в первой коробочке у нас лежали игрушки круглые, во второй коробочке игрушки-предметы. В заключение мы оформили коробочки мишурой.

Когда первая коллекция «новогодних игрушек» была готова, мы заметили, что девочки в группе делают открытки. Мы предложили ребятам попробовать создать коллекцию «открыток»,  но на этом раз чтобы в коробочку не собирать, собирать в конвертики, у каждого был свой конверт подписанный с именем.  Дети приносили постепенно открытки и также постепенно  мы их рассматривали и сравнивали. В течении всего сбора открыток мы задавали вопросы детям «где можно найти открытки?», «откуда открытки у них дома?», «кто может принести открытки?», «зачем открытки нужны?» и «где мы можно узнать много информации про открытки?». На некоторые вопросы дети сразу отвечали с уверенностью, на некоторые задумывались и не знали, что ответить. Тогда мы им советовала поговорить с родителями или с воспитательницей.

Оформили мы коллекцию в папку и отсортировали открытки (сначала у нас идут старые открытки, затем новые), каждый ребенок вкладывал открытку в папку.

Следующие коллекции, которые мы собирали с детьми, это коллекция кукол и коллекция транспорта. Сбор коллекции кукол был организован с девочками, а сбор коллекции транспорта был организован с мальчиками, но работа велась со всеми вместе одновременно.

Все девочки любят играть в куклы, каждый день девочки в группу с дома приносят свои куклы, а мальчики  приносят машинки. Когда мы им предложили собрать коллекцию кукол, и отдельно собрать коллекцию транспорта,  это идея им очень сильно понравилась, девочки хлопали в ладоши и улыбались, мальчики сразу же перечисляли, что они принесут в коллекцию транспорта.  Первое, что мы все вместе просмотрели это презентацию, о том, как куклы менялись от года в год. Конечно, девочкам было гораздо интереснее смотреть презентацию, мальчики иногда отвлекались, и приходилось привлекать их внимание. После просмотра презентации, мы задали несколько вопросов детям: «как вы думаете, где можно найти куклы?», «зачем куклы нужны детям?», «в каких источниках информации можно узнать о куклах?», и «какие бывают куклы?». Так как уже две коллекции у нас собраны, и дети хорошо ориентируются, какие есть источники информации, они быстро ответили, что информацию о куклах можно узнать в книгах, журналах, в интернете, с помощью компьютера, телефона, планшета, также информацию можно посмотреть и прослушать по телевизору. Один ребенок сказал, что информацию можно узнать в театре кукол, то есть не только узнать информацию, но и посмотреть какие есть куклы. Также на другой день мы просмотрели презентацию о машинках, и как они менялись из года в год. Далее также завали вопросы детям, о том, как где можно найти информацию о транспорте, какие виды транспорты вы знаете, где можно найти машинки и тд. Затем девочки приносили свои куклы, а мальчики свои машинки. Так как девочки первые все организовано принесли, мы рассмотрели сначала куклы.  Каждая девочка выступала со своими куклами, и рассказывала о них. Затем детям было предложено задать вопросы каждой девочке. Конечно же, вопросы иногда повторялись. Далее мы рассмотрели машинки, которые принесли мальчики. Также каждый мальчик выступал со своими машинками, и после выступления ребята задавали им вопросы. После того, как коллекции были собраны, вместе с детьми мы решили оформить коллекции на полках группы, отдельно коллекция кукол, отдельно коллекция машинок.

В рамках работы над этими коллекциями мы сосредоточили внимание на развитии у детей таких умений информационной компетентности,  как то, что сведения можно узнать от взрослых (родители, воспитательница, родственники, работники почты), информацию можно прочитать в книгах, газетах и журналах, информацию можно прослушать по радио, информацию можно получить в интернете (а именно в компьютере, телефоне, планшете) и по телевизору,  а также в книжном магазине и на почте. Также развивали умения делать выводы из полученной информации, понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности, задавать вопросы на интересующую тему, получать информацию, используя некоторые источники.

После формирующего эксперимента были проведены повторные исследования по тем же методикам, которые проводились в констатирующем  исследовании. В результате итогового исследования выявили, что у детей  экспериментальной группы улучшились результаты: трое детей имеют высокий уровень, пятеро средний уровень и один ребенок низкий уровень, а у  контрольной группы результаты практически не изменились: высокого уровня не было выявлено, четверо детей имеют средний уровень, и пятеро низкий уровень.

     Можно сделать вывод,  что коллекционирование  способствует положительному влиянию на формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек  нов...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

Методическая разработка на тему:«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГО...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Информационные компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Как  сформировать информационные компетентности за счёт  создания пространств, отвечающих качественно новым требованиям к внедрению информационных технологий?...