Опыт работы "Формирование познавательной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сысуева Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx79.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование познавательной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

План

  1. Условия возникновения, становление опыта.
  2. Актуальность и перспективность опыта.
  3. Ведущая педагогическая идея.
  4. Теоретическая база опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Технология опыта.
  7. Результативность.
  8. Адресная направленность.

Список используемой литературы

Приложение

Условия возникновения, становление опыта.

  Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

  В соответствии Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,  склонен наблюдать, экспериментировать.

  Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольное образование призвано формировать у детей те компетенции, которые станут основой их обучения в начальной школе.

Современное общество показывает высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. При этом требования к компетентности воспитанников включают не только достаточно высокий уровень фундаментальных знаний, но и знаний на уровне функциональной грамотности.

  В стандарте рассматривается несколько видов компетентности: познавательные, социальные, личностные. Во всем многообразии  компетентностей, особое значение в свете проблематики развития личности дошкольника,  приобретает познавательная компетентность. Становление познавательной сферы ребенка является основополагающей проблемой дошкольной  педагогики. Дошкольный  возраст – это период наиболее интенсивного формирования познавательной активности ребенка. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для детей старшего дошкольного  возраста.

  Актуальность проблемы формирования познавательных компетентности у старших дошкольников обусловлена следующими факторами:

  • разрыв между знаниями и умениями применять эти знания на практике;
  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности;
  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • для формирования коммуникативных компетенций необходим базовый уровень интеллектуальных умений, например для воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера важным является способность свободно, четко  понятно излагать свою точку зрения на проблему, анализировать позицию собеседника.

Практико-ориентировочные меры, разработанные в предшествующие годы научным сообществом, оказываются не эффективными в современных условиях. Необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, созданий условий для достижения успешности ребенка требует соответствующей перестройки путей, методов и форм развития.

Для формирования  познавательных компетентностей необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

Исходя из всего вышеизложенного, мною были определены цель и задачи.

Цель: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.

Задачи:

  • Развитие познавательных мотивов дошкольников.
  • Развитие познавательных способностей дошкольников.
  • Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
  • Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
  • Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  • Формирование социальных компетентностей: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

Ведущая педагогическая идея

Старший дошкольный возраст  - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

 В процессе формирования основ познавательной компетентностей в исследовательской деятельности дошкольников я  реализую  следующие принципы образовательного процесса:

  • Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии  и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  • Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и   непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной       деятельности   педагогов, детей и родителей.

  • Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

  • Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  • Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  • Принцип креативности:

  - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  • Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Теоретическая база опыта

 Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил  Л.С. Выготский.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

 Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Н.Н. Поддьяков предлагает следующее: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны  и один из видов познавательной деятельности детей с другой».

  Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от другой любой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

  Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.

 Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

 Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом,  дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Однако этот вид экспериментирования, как отмечает Л.А. Парамонова, у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.

 На основе анализа  экологической и психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Ведь китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.

Экспериментирование включает  в себя активные поиски решения задачи. Выдвижение предположений, построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.

Деятельность нашего дошкольного учреждения осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения.  В нашем детском саду, мы реализуем образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

В рамках этой программы я, как воспитатель, реализую задачи по развитию познавательных интересов детей, расширению опыта ориентировки в окружающем, развитию любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, развитию воображения и творческой активности.

В своей работе я использую  следующие парциальные программы: "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир; «Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой.

Новизна опыта

Новизна данной системы работы заключается в обосновании возможностей приобретения познавательной компетентности через исследовательское обучение.

      Основные направления работы:

  • комплексный подход к развитию личности дошкольника;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • отбор информационного материала для восприятия дошкольниками;
  • разнообразие форм и методов в познавательном развитии;
  • использование проектного метода, проблемных ситуаций, информационных технологий, игровых технологий, сюрпризных моментов, стимулирующих развитие творчества дошкольников;
  • применение средств диагностики, повышающих эффективность развития познавательной компетенции;
  • планирование работы с родителями и специалистами ДОУ.

Технология опыта

        Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности. И здесь главное – научить ребенка самостоятельно находить информацию, решение той или иной проблемы.

Свою работу по формированию познавательной компетентности у детей в исследовательской деятельности я выстроила  в 3 этапа.

На 1 этапе моя деятельность  была направлена на поиск и изучение эффективных технологий для формирования познавательной компетентности у старших дошкольников.

 Мною были  подобраны диагностические методики, целью которых являлось определение  места детского экспериментирования в структуре детских предпочтений (методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой) и определение уровней сформированности  познавательной активности детей (методика «Развитие познавательной активности дошкольников» В.С.Юркевича).  (Приложение 1)

 Анализ результатов исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показал, что предпочтения детей распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (40%);

2 место – уголок изодеятельности (25%);

3 место – чтение книг (20%);

4 место - экспериментирование (15%).

Результаты исследования  познавательной активности дошкольников  показали, что: у 10% детей – познавательная активность выражена сильно,
у 75% детей – познавательная активность выражена умеренно,
у 15% детей – познавательная активность выражена слабо.

Таким образом, я выявила, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; их мало интересует поисково-исследовательская  деятельность. У дошкольников  отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов живой и неживой природы.

Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

На 2 втором этапе свою работу по  формированию познавательной компетентности в исследовательской деятельности у старших дошкольников я построила по 2 направлениям:

  1. Взаимодействие с детьми;
  2. Взаимодействие с родителями.        

I.Взаимодействие с детьми

         

       В целях систематизации развивающей  работы с детьми по данному направлению я разработала перспективный план по данной теме для старших дошкольников. (Приложение 2). 

      При составлении перспективного плана работы я соблюдала следующие принципы:

  • доступности материала, достоверности;
  • сезонности;
  •  последовательности;
  • подачи материала от простого к сложному;
  • переход количественных изменений в качественные.

       Немаловажное значение в развитии познавательной  активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации мною в группе создан исследовательский центр.

       В нем представлены:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы  (безмен),  песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, керамика, разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
  • технические  материалы:  гайки,  скрепки,  болты,  винтики,  шурупы, детали конструктора и т. д.;
  •  разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки,  колбы,  деревянные  палочки, шприцы  (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность,  доступность расположения.

         В центре много дидактических игр, которые я изготовила своими руками («Необычные цветы», «Волшебная грядка», «Кто, чем питается», «Чей хвост?», «Такие разные животные», «Природа – не природа, «Коробка ощущений» и др.). 

        Мною разработаны и изготовлены разные модели экосистем: «В лесу», «На реке», «Северный полюс». Оформлены альбомы: «Времена года», «Дары природы», «Дикие и домашние животные», «В подводном царстве»,  «Птицы» и др.   Оборудована выставка поделок из природного материала.     

       В центре имеется уголок зеленых посадок – «огород на окне», где дети выращивают из семян фасоль, овес, ухаживают за посадками лука, моркови, петрушки. 

        С помощью родителей были сделаны сказочные персонажи-куклы (Дед Потап и Бабушка Агафья, Мышка-Шалунишка), вместе с которыми мы с ребятами путешествовали по миру (в лес, в сад, в огород, на хлебное поле, в Африку и на Северный полюс), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы.

         В данном центре дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать и играть с различным материалом, исследовать его, проводить  элементарные опыты.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать и расширить реалистические представления о ней,  о её объектах и явлениях,  помогает чтение книг  и рассматривание картин познавательного характера. В групповой книжный уголок мною были подобраны детские справочники, энциклопедии («Почему и потому»,  книги из серии «Все обо всем», «Я познаю мир»), детские журналы, посвященные разной тематике. Все они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Во время чтения энциклопедий возникают познавательные задачи (вопросы), которые в дальнейшем решаются во время поисковой деятельности. Осуществление всей этой работы способствует созданию фундамента знаний и представлений детей в области познания окружающего, развитию познавательных способностей, активности.

         Основной формой  детской экспериментальной деятельности являются опыты. Их я начала проводить как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности  с детьми, в режимных моментах. Опыты проводились мною  по подгруппам - это дает детям возможность свободно действовать с предметами, неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Во время проведения опытов я брала на себя роль соучастника детских открытий, не спешила указывать им путь решения задач или проблемы, а тактично поддерживала дошкольников на пути самостоятельного поиска.  

         Мои воспитанники с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом. Перед началом опыта я ставила перед детьми проблему:  «Нужно слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Подобный опыт провожу и с увлажненным песком».

        Детям также очень понравились опыты, на которых они знакомились с магнитом и его свойствами. Так, в ходе эксперимента «Этот удивительный магнит» дошкольники определяли материалы, взаимодействующие с магнитом, знакомились с его свойствами, выявляли такие особенности магнита, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться. В ходе этого опыта я предлагала детям поднести магнит к скрепке и рассказать, что с ней произошло (скрепка притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Затем просила детей осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам и  выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Далее предлагала дошкольникам составить цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к раннее намагниченному предмету.

По теме «Воздух» я познакомила детей с понятием воздух, с его свойствами. Вместе со своими воспитанниками мы проводили опыты: «Можно ли поймать воздух?», «Чем пахнет воздух?», «Бывает ли воздуху холодно?». В ходе этих экспериментов дети пришли к выводу, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

По теме «Волшебница Вода» проводили  опыты: «Наливаем – выливаем», «Испарение воды», «Волшебный карандаш», «Как достать монету из воды, не замочив рук?», «Каким вещам вода на пользу, а каким во вред?».  Много интересных опытов провели со снегом и льдом: «Защитные свойства снега», «Волшебные льдинки», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд».

          По теме «Электричество» ставили опыты, где устанавливали с детьми  с помощью воздушного шарика и расчески причины возникновения статического электричества.

В процессе проведения опытов все дети принимали активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым у детей развивалась любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Все эти опыты  стимулировали познавательный интерес дошкольников.  Ведь намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

          После проведенных опытов мои воспитанники с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же опыты дома.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов мною  была создана картотека опытов.

Повышению развития творческого потенциала дошкольников способствуют  игровые технологии. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, не устают, не теряют интереса. Задания создают не только проблемную ситуацию, но и содержат в себе новизну информации, неожиданность, необычность, странность, несоответствие прежним представлениям. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя для этого  дидактические игры: «Тени на стене», «Солнечный зайчик», «Смешивание красок», «Игры с ленточками», «Отпечатки наших рук», «Было - будет».

         При ознакомлении дошкольников с миром природы особое место отводиться методу наблюдения, которое я провожу как на прогулке, так и в группе. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Сущность наблюдений заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выявлять в них существенное и второстепенное, замечать в окружающем происходящие изменения, устанавливать их причины. Дети с большим интересом рассматривают снежинки, которые падают на одежду. Узнают, что снежинки бывают разной формы, что они тают, если падают  на ладошку или на лицо. Наблюдая за сосульками, дети выясняют, что  они – гладкие, шершавые, узнают, что сосульки очень хрупкие, тают от тепла.

        Большую роль в формировании поисково-исследовательской деятельности играют экскурсии с детьми. Экскурсию я провожу в близлежащий парке, сквер, к пруду. В проведении экскурсии я выделяю несколько этапов. На первом этапе я исследую место, проверяю, безопасно ли оно для детей, намечаю конкретные объекты, на которые нужно обратить внимание. Одно и тоже место я с детьми посещаю неоднократно, но с разными целями, каждый раз открывая что-то новое. Второй этап – это проведение экскурсии. Дети с удовольствием трогают, гладят окружающие предметы, внимательно рассматривают. Во время экскурсий я стараюсь разнообразить деятельность детей - раздаю им мешочки, коробочки и предлагаю собрать различные камешки, шишки, которые мы затем рассматриваем. В группе обсуждаем увиденное, я предлагаю детям по очереди вспомнить, что они видели во время экскурсии, что им больше всего запомнилось, рассматриваем предметы, которые нашли.

        Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной компетентности у детей, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Цель проектов - создать условия для развития познавательной активности детей, сформировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к окружающему миру через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную.

          Мною был разработан ряд проектов: «Веселый огород», «Необычное рядом», «Волшебница – вода» (Приложение 4). По продолжительности проекты разные,  от недели до 2 месяцев. При работе над проектом я закрепляла с детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимые для проведения самостоятельных исследований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

  • в организованной деятельности: НОД - путешествия;
  • в совместной деятельности (целевые прогулки и экскурсии);
  • в практической деятельности (опыты, наблюдения, экспериментирования).

      Таким образом, специально организованная деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях, объектах, а педагогу делать этот процесс максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

         

II. Работа с родителями.

       

Большое значение в развитии познавательной компетентности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Действительно, работа по развитию познавательных процессов и мыслительной активности детей дошкольного возраста будет малоэффективна, если не найдет поддержки в семье, если родители не станут активными помощниками, заинтересованными в успехах своего ребенка.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.

Главными    задачами    во    взаимодействии    с    родителями    считаю:

-  во-первых,   установить   партнёрские    отношения    с    семьёй    каждого воспитанника  и   объединить  усилия   для  развития   и   воспитания   детей;

-  во-вторых,        создать        атмосферу        общности        интересов;

-         в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

       Включение родителей в процесс развития познавательного интереса у дошкольников я  реализую в индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации. 

       С целью ознакомления и повышения уровня знаний родителей мною были проведены: родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», консультации для родителей: «Почему дошкольнику полезно быть исследователем», «Какие опыты интересны детям», «Как помочь маленькому исследователю», «Домашняя лаборатория».

        Чтобы заинтересовать родителей и привлечь их к совместной деятельности я проводила тематические недели: «Маленькие исследователи», «Неделя науки», где мы вместе с детьми показывали интересные опыты.

        Информацию о проводимых с детьми  опытах и экспериментах с  подробным  описанием и рекомендациями по проведению их с ребенком в домашних условиях я размещала на информационном стенде для родителей в разделе «Страничка  юного  исследователя».  

        Для родителей была создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

        Мною так же были разработаны буклеты и памятки  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки совместного творчества: «Наши открытия», «Удивительное рядом», «Учимся замечать прекрасное».

        Родители моих воспитанников активно принимали участие в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Вместе с детьми они помогали в оформлении исследовательского центра. Ими были изготовлены красочные альбомы, дидактические игры и пособия, подобрана разнообразная познавательная литература, энциклопедии для книжного уголка.

        Помогали родители и  в оформлении различных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к деятельности.  

         Родители активно принимали участие в организации и проведении различных мероприятий (проекты: «Необычное рядом», «Огород на окне», акции: «Лучший домик для птиц», «Украсим клумбы цветами», конкурсы: «Чудеса с обычной грядки», «Зимняя сказка», развлечения: «День рождения земли», «Вот он - хлебушко душистый», «Веселый огород»).

Из этого следует, что работа по данной теме ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием     в     домашних    условиях.    Взрослые    поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

     

         На 3 этапе мною была проведена повторная диагностика (методики «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, «Развитие познавательной активности дошкольников» В.С.Юркевича) с целью изучения эффективности проведенной работы по формированию познавательной компетентности у детей в исследовательской деятельности.

         По итогам анализа результатов исследования предпочитаемого детьми вида деятельности детское экспериментирование, как один из видов деятельности, поднялось на второе место. Это свидетельствует о том, что эта деятельность очень привлекла детей.

1 место – игровой уголок (35%);

2 место – экспериментирование (30%);

3 место – чтение книг (20%);

4 место - уголок изодеятельности (15%).

       Так же результаты исследования  показали, что повысилась познавательная активность у дошкольников: у 35% детей – познавательная активность выражена сильно, у 60% детей – познавательная активность выражена умеренно,  у 5% детей – познавательная активность выражена слабо.

                                         

Результативность

        Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме «Формирование познавательной компетентности у детей в исследовательской деятельности» я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен. Что подтверждается итоговой диагностикой.

        Результатами работы явились позитивные  сдвиги  в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность.

        В ходе проведенной работы было доказано, что данная система работы эффективно помогла детям стать наиболее инициативными, раскрепощенными, находить новые способы получения  информации, а затем работать с ней, т.е. развивать свои исследовательские способности.

       А так же у детей сформировались учебно-познавательные компетенции:

  • дети научились ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить сою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым факторам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • дети приобрели устойчивые представления об окружающем мире,
  • научились проводить элементарные опыты, добывать знания непосредственно из окружающей действительности;
  • отстаивать свою точку зрения, смело и открыто высказывать свои идеи.
  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • умение детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

Таким образом, опыт моей работы позволяет мне сделать следующий вывод: «погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств – включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развития умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы, достигать успехов в их разрешении – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

Адресная направленность

        Опыт рекомендую использовать воспитателям дошкольного образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования и  родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...

Перспективный план работы с детьми на 2017- 2018г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2017- 2018г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

презентация Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности...