Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».
статья

Гулау Светлана Михайловна

Методическая разработка на тему:

«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

Подготовила: воспитатель Гулау Светлана Михайловна

                                                   

ГБОУ СОШ с. Подстепки, Ставропольского района, Самарской области.

Формирование экологической компетентности у детей дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС.

Экологическая компетентность - это владение системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.

Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы работы на интересы и потребности общества, каждого субъекта с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Дети сложно усваивают экологические знания, и проблема заключается в том, чтобы сделать сложный материал о природе для них интересным и доступным для их понимания.

Экологическое образование – это часть общего образования, которое должно быть целостным и гармоничным. Поэтому второй аспект направления в экологическом образовании – это его неразрывная связь со всеми видами воспитания и образования, не допускающая его превалирования над всеми остальными науками. То есть, ребенок должен изучать себя и окружающий мир, используя экологическое мышление, а экологические занятия должны, в свою очередь, обязательно нести элементы интеграции или быть полностью интегрированными. В дошкольных образовательных учреждениях следует давать зачатки всех знаний, а не углубляться в область какой-либо отдельной науки.

В соответствии с ФГОС ДО обязательная часть основной образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях [3]. Следовательно, ФГОС ДО предусматривает интеграцию всех образовательных областей, а с точки зрения экологического образования, – интеграцию экологического образования со всеми образовательными областями. Экологическое образование должно стать системообразующим фактором по отношению к целостному педагогическому процессу, поскольку современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения общей культуры людей, в целом, и экологической культуры, в частности.

Одна из важнейших задач современного дошкольного образовательного учреждения - повышение экологической грамотности дошкольников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений дошкольника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

В связи с этим, предусматривается формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Дошкольный возраст является начальным периодом для начала формирования и развития экологической компетентности. В настоящий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личностной характеристикой и показателем качества образования.

Формирование начальных экологических компетентностей у детей старшего дошкольного возраста требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компетентности возможно в рамках деятельности, так как данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у детей старшего дошкольного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Для реализации экологической компетенции у дошкольников в работе с детьми применяется программа экологического образования в детском саду «Юный эколог» за авторством С. Н. Николаевой. Указанная программа-пособие включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе дошкольных образовательных учреждениях, основанные на теоретических и практических исследованиях в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет.

Автором выделена система работы в подготовительной к школе группе детского сада для работы с детьми 6-7 лет, а также система для работы с детьми 5-6 лет. Предложена система работы по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада: конспекты занятий, наблюдения, прогулки, праздники и развлечения, игры [1].

Для обеспечения оптимальной интеграции в учебный процесс, система «Юный эколог» составлена в понедельном формате. Система содержит технологию формирования начал экологической культуры у детей, построенную на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом. Перед воспитателем стоит ответственная задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды; человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

В настоящее время появилось возможность использования новых информационных технологий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников. Каждое дошкольное образовательное учреждение страны получило доступ к сети Интернет.

Предметом нашего опыта работы стал вопрос использования средств мультимедиа и непосредственно образовательной деятельности в ходе повышения экологической грамотности дошкольников.

Использование мультимедиа в образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и инновационных форм работы в отечественной дошкольной педагогике.

Старшие дошкольники успешно и результативно могут заниматься проектной и исследовательской деятельностью.

Проектная технология, способна развить у детей важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования .

Чтобы определить уровень экологической компетентности детей, мы провели педагогическое наблюдение, взяв за основу диагностическую процедуру «Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста» предложенную Т.В. Хабаровой, Н.В. Шафигуллиной. Количественные и качественные результаты оценки формирования каждого компонента экологической компетентности позволили нам обобщить и проанализировать эти данные и выявить уровень формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Мы получили, что в основном дошкольники имеют средний уровень развития. У ребят имеются поверхностные знания об объектах живой и неживой природы. Они затрудняются рассказать о животных и их предназначении, не осознают ценности природных объектов, не знают для чего они нужны. Полученные данные стали основой для разработки и составления программы, перспективного плана работы, ментальной карты по обогащению экологической компетенции о животном и растительном мире у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедиа.

Для реализации данной программы нами был создан электронный банк данных, куда вошли виртуальные экскурсии, компьютерные презентации, дидактические игры и аудиозаписи. Актуальными для современного дошкольного учреждения становится использование нетрадиционных форм

деятельности.

Реализация опыта происходила поэтапно.

На начальном этапе проводили беседы, наблюдения сопровождая разговор показом слайдов.

Для развития слухового восприятия использовали аудиозаписи «Голоса животных», «Звуки природы», «Звуки, которые нас окружают», слушали записи произведения известных классиков, например «Времена года»

П. И. Чайковского.

На втором этапе накапливали экологические знания о животном и растительном мире – уточняли и расширяли их. Активно использовали Предметно-пространственную среду, пополняя ее наглядно дидактическими материалами и пособиями. Нами были разработаны авторские пособия:

1.Дидактическое пособие «Ревизорик – мастер чистоты».

Ключевой целью данного пособия, является создание и развитие у детей, представлений о различных объектах природы, возможных способах их утилизации. Важно отметить, что играя и занимаясь с этим пособием дети знакомятся с такими важными понятиями, как сортировка мусора и его вторичная переработка. Формирование таких понятий в возрасте, когда ребенок восприимчив к новым знаниям, закладывает прочный фундамент его экологической культуры на всю дальнейшую жизнь.

2.Дидактическая игра «Солнце, воздух и вода-наши друзья и помощники». Основной целью данного пособия является развитие познавательных интересов, потребности и потребности в самостоятельной поисковой деятельности, овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, формирования умения самостоятельно проводить исследования, размышлять. Играя в эту игру, дети расширяют представления об основных физических свойствах и явлениях, развивают представления о факторах окружающей среды (вода, свет, воздух, изменчивость, переход в различные состояния, их отличия друг от друга, состав и сила). Варианты данной игры включают в себя: «Найди и сбереги тепло», «Почему дует ветер?», «Путешествие воды», «Солнце дарит нам свет и тепло», «Где можно найти свет?»

3. Дидактическая игра «Природные зоны России» направлена на формирование представлений о природных зонах России, о роли человека в изучении растительного и животного мира. Игра систематизирует знания детей о умение животных и растений приспосабливаться к среде обитания, развивает умственную операцию сравнения и доказательную речь. Варианты игры: «Помоги животному найти дорогу домой», «Природные явления», «Определи неживую природу зоны».

На третьем этапе особое значение мы отвели развитию у детей любознательности, которая характеризуется стремлением узнать что-то новое. Процесс этот должен сопровождаться удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Использование мультимедийных презентаций, компьютерных дидактических игр, обучающих мультфильмов делают занятия более интересными, эмоциональными и запоминающимися для детей.

Актуальными для современного дошкольного учреждения становится использование нетрадиционных форм деятельности:

1. Занятие-проект (самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально-значимый результат).

2. Комплексное занятие (сочетание разных видов деятельности).

3. Занятие-интервью (создание ситуаций успеха).

4. Свободный выбор (создание занимательности и оперативного применения знаний).

5. Занятие-эссе (обучение детей навыкам исследовательской деятельности).

6. Занятие-коллоквиум (обучение детей навыкам исследовательской работы).

7. Занятие-конкурс (соревнование в области познания, умений, навыков).

8. Занятие-практикум (участие детей в практической деятельности).

9. Занятие-подсказка (создание ситуаций самопроверки).

10. Слабое звено (создание ситуации успеха).

11. Я на ринге (создание ситуации, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности).

12. Занятие-импровизация (опора на способности, интересы детей, совместное творчество педагога и детей).

13. Занятие-общение (совместное обсуждение вопросов, ответов).

14. Занятие-фантазия (применение элементов ТРИЗ).

15. Мультимедийные экологические олимпиады «Мои соседи по планете», «Вода – источник жизни».

Приобщать детей любить природу, заботиться о ней должны, разумеется, взрослые. Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В нашей работе мы привлекаем родителей: организовываем фотоконкурсы, реализуем совместные проекты, предлагаем родителям совместно с детьми поучаствовать в создании авторских презентаций на тему «Природа родного края», организуем круглые столы, экскурсии, мастер-классы. Активная включенность родителей в работу детей даёт положительные результаты. Среди систематических форм деятельности наиболее распространенными являются кружки, факультативы, клубы экологической направленности. У нас работает кружок «Юные эклоги». Содержание занятий в подобных объединениях дошкольников содействует формированию исследовательской позиции к изучению природы, воспитывает бережное отношение к ней, углубляет знания о природе и взаимосвязях в ней, расширяет кругозор. Качество и эффективность работы, проводимой в кружке или клубе, во многом зависит от выбора и умелого использования системы методов и приемов обучения и воспитания дошкольников. Наиболее эффективными из них, на наш взгляд, являются: экологическое моделирование и прогнозирование.

Таким образом, специфика формирования экологической компетентности в соответствии с концепцией современного образования проявляется в построении всего образовательного процесса с позиций формирования у детей определенной системы ценностей, навыков поведения, которые позволяют принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

В конце года проводим итоговое педагогическое наблюдение для выявления уровня экологической компетентности о животном и растительном мире у старших дошкольников. В результате дети хорошо различают объекты живой и неживой природы, и уже могут рассказать о животных и их предназначении, осознают ценности природных объектов, умеют оценивать поведение человека в природе. Итак, использование мультимедиа позволит сделать педагогический процесс достаточно простым и эффективным, развивать интеллектуальные и творческие способности. Результаты опыта работы позволяют сделать мне следующие выводы: Средства мультимедиа производят на детей очень яркое впечатление, вызывая познавательный интерес к изучению животного и растительного мира. Дошкольники с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий. Мультимедиа дает возможность расширения использования электронных средств обучения, передавая информацию быстрее; демонстрируя те моменты из окружающего мира, наблюдения которых вызывают затруднение. Использование мультимедиа приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает занятие эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, формирует живой интерес к предмету познания, расширяет общий кругозор. Результаты педагогического наблюдения детей указывают на положительную динамику в их развитии: Накопленный опыт дети активно применяют на практике. В их поведении не наблюдается негативных проявлений. Мотивом бережного отношения к живой природе выступает понимание ценности жизни. Таким образом, использование средств мультимедиа для обогащения экологических компетенций детей старшего дошкольного возраста позволит сделать процесс развития достаточно простым и эффективным, откроет новые возможности раннего образования.

Литература

  1. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Мозаикасинтез; М.:; 2010.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ 1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия, по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка мероприятия, по формированию  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по теме: "Формирование вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Проблемой формирования вокально-певческих навыков занимались многие педагоги и учёные, такая проблема остаётся и по сей день открытой. В данной методической разработке я представляю вам свой опыт рабо...

Методическая разработка на тему "Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В   методической разработке раскрыты  новые подходы  к организации  математического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО...