Формирование предпосылок к учебной деятельности и готовность к школьному обучению. Взаимодействие ДОО и семьи при подготовке детей к школе»
методическая разработка (подготовительная группа)

Рабжаева Маргарита Эрдыниевна

Выступление на августовской  конференции для педагогических работников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avnustovskuyu_konfrentsiyu.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Районное управление образованием

Администрации МО «Бичурский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ёлочка»

Доклад для выступления на августовской  районной конференции

педагогических работников

«Формирование  предпосылок к учебной деятельности

и готовность  к школьному обучению.

 Взаимодействие ДОО и  семьи при подготовке детей к школе»

Подготовила Рабжаева М.Э

Воспитатель I квалификационной категории

п.Потанино, 2025 г

  (СЛАЙД 2)   Что такое предшкольное образование? Впервые понятие предшкольное образование прозвучало, когда министр образования и науки Андрей Андреевич Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как "нулевой" класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании. « Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы,» - отметил Андрей Андреевич . И добавил: - «Но я не настаиваю на том, чтобы все делали именно так.»  

  (СЛАЙД 3)

  В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников. Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У   50% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому  главной задачей, которую должно решать предшкольное образование является  формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, поэтому  необходимо организовывать преемственность между детским садом и школой.

Потому что при поступлении в школы родители и учителя сталкиваются с рядом проблем:

· физические, психологические, интеллектуальные перегрузки первоклассников, вызванные слабым состоянием здоровья и недостаточностью общего развития, отсутствием знаний и умений, необходимых к первому классу;

· несформированность социально-коммуникативных навыков, необходимых для успешного обучения на первой ступени; А в последние годы-  и зависимость от гаджетов

В результате наблюдаются сложности с адаптацией, которые влияют на состояние здоровья, эмоциональное благополучие, успешность обучения первоклассников.

Все вышеперечисленное позволяет осознать актуальность проблемы качественной подготовки будущих первоклассников – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

(СЛДАЙД4)

 Известный советский психолог. Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Леонид Абрамович Венгер сказал: Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

И , согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

  В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников..

  Важными элементами учебной деятельности являются обобщенные учебные умения, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образа действий, то есть сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, без контроля учебная деятельность лишается своего основного компонента.

 Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительной группе детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

   Но иногда складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений.

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е. в игре.

Именно с помощью игры  закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

(СЛАЙДЫ 5. 6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.)

Большое значение в подготовке к школе имеет воспитание у детей «качеств общественности», умения жить и трудиться в коллективе, в том числе и многонациональном. Поэтому одно из условий формирования положительных взаимоотношений – поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении, которое должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может  педагог через взаимодействие с социальными партнерами .Мы  организовываем  экскурсии в  МБОУ «Потанинская СОШ» , знакомство с учителем, который встретит их в школе в первом классе; в школьный музей , Шанагнский музей села , Сельский дом культуры, Сельскую  библиотеку , в Шанагинский отдел почтовой связи, магазины,  Потанинскую сельскую администрацию, в Потанинскую врачебную амбулаторию.

Также организовываются экскурсии  по поселку, на реку Хилок. Участие в различных конкурсах, мероприятиях различного уровня также способствуют развитию детей  

.(Слайд 16)

Известный  советский украинский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, В.А. Сухомлинский  сказал : Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,  фантазии, творчества 

Для этого мы стараемся создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка.

В группах ведется работа, направленная на формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению, которая осуществляется через разные виды организации детской деятельности:

· размышление детей о школе с использованием различных ситуаций;

· беседы о школе;

· чтение художественной литературы ;

· рисование на тему «школа»;

· рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;

· просмотр фильмов и мультфильмов о школе;

·  различные сюжетно-ролевые  игры на школьную тематику.

. (СЛАЙДЫ 17.18.19.20.21.22.23)

  Поступление в школу - не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи, к которому, как правило, заранее готовятся, думают, обсуждают. В преддверии школьной жизни ребенка на первом месте по значимости стоят интересы семьи как первичного источника социализации, процесс проживания ребенком взросления в буквальном смысле слова вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему одна из важных функций педагога - быть центром ,интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.

 Поэтому в работе с семьями нами используются такие формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе: родительские собрания, консультации, анкетирование, тематические консультации и беседы, с целью обмена мнениями по проблемным вопросам. Используем разнообразные формы наглядной педагогической пропаганды - консультации: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников» и т.п., позволяющие оказывать практическую помощь семье. В работе мы также используем досуговые формы организации общения с родителями: участие родителей в совместных мероприятиях: праздниках, развлечениях, мастер – классах, в конкурсах, выставках ,открытые НОД для родителей, презентации детских достижений, выставки, викторины, защита семейных проектов.

Выдержки из отзывов: "Дети занимаются с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости, аккуратности", "Интересно наблюдать, как дети умело лепят и рисуют; танцуют и поют; спешат на помощь друзьям, преодолевая различные препятствия", "Я удовлетворена работой воспитателя, спокойна за подготовку ребенка к школе". Эти формы работы нравятся родителям, так как позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.

            Анализ оценочных анкет, предложенных родителям, показал, что темы и содержание мероприятий, проведенных  в детском саду,  положительно оценили 95% родителей, а 90% - узнали из нее много нового и интересного о подготовке детей к школе.     

Тесное взаимодействие с семьями воспитанников при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на следующих ступенях образовательной системы.

(СЛАЙД 24)

 Слова В.А.Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка»  стали кредом для педагогов и родителей детей нашего детского сада. Только с таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

Консультация на тему: «Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу».

"Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу"...

"Взаимодействия с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ".

1.вступительное слово.2.содержание работы по ФГОС.3.задачи.4.результаты....

Информационные ресурсы во взаимодействии с родителями при подготовке детей к школе

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу....

Консультация для родителей Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС.

Консультация для родителейВзаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС....