Формирование предпосылок к учебной деятельности и готовность к школьному обучению. Взаимодействие ДОО и семьи при подготовке детей к школе»
методическая разработка (подготовительная группа)
Выступление на августовской конференции для педагогических работников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Районное управление образованием
Администрации МО «Бичурский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ёлочка»
Доклад для выступления на августовской районной конференции
педагогических работников
«Формирование предпосылок к учебной деятельности
и готовность к школьному обучению.
Взаимодействие ДОО и семьи при подготовке детей к школе»
Подготовила Рабжаева М.Э
Воспитатель I квалификационной категории
п.Потанино, 2025 г
(СЛАЙД 2) Что такое предшкольное образование? Впервые понятие предшкольное образование прозвучало, когда министр образования и науки Андрей Андреевич Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как "нулевой" класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании. « Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы,» - отметил Андрей Андреевич . И добавил: - «Но я не настаиваю на том, чтобы все делали именно так.»
(СЛАЙД 3)
В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников. Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 50% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому главной задачей, которую должно решать предшкольное образование является формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, поэтому необходимо организовывать преемственность между детским садом и школой.
Потому что при поступлении в школы родители и учителя сталкиваются с рядом проблем:
· физические, психологические, интеллектуальные перегрузки первоклассников, вызванные слабым состоянием здоровья и недостаточностью общего развития, отсутствием знаний и умений, необходимых к первому классу;
· несформированность социально-коммуникативных навыков, необходимых для успешного обучения на первой ступени; А в последние годы- и зависимость от гаджетов
В результате наблюдаются сложности с адаптацией, которые влияют на состояние здоровья, эмоциональное благополучие, успешность обучения первоклассников.
Все вышеперечисленное позволяет осознать актуальность проблемы качественной подготовки будущих первоклассников – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
(СЛДАЙД4)
Известный советский психолог. Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Леонид Абрамович Венгер сказал: Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
И , согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников..
Важными элементами учебной деятельности являются обобщенные учебные умения, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образа действий, то есть сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, без контроля учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительной группе детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Но иногда складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений.
Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е. в игре.
Именно с помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.
В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.
(СЛАЙДЫ 5. 6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.)
Большое значение в подготовке к школе имеет воспитание у детей «качеств общественности», умения жить и трудиться в коллективе, в том числе и многонациональном. Поэтому одно из условий формирования положительных взаимоотношений – поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении, которое должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может педагог через взаимодействие с социальными партнерами .Мы организовываем экскурсии в МБОУ «Потанинская СОШ» , знакомство с учителем, который встретит их в школе в первом классе; в школьный музей , Шанагнский музей села , Сельский дом культуры, Сельскую библиотеку , в Шанагинский отдел почтовой связи, магазины, Потанинскую сельскую администрацию, в Потанинскую врачебную амбулаторию.
Также организовываются экскурсии по поселку, на реку Хилок. Участие в различных конкурсах, мероприятиях различного уровня также способствуют развитию детей
.(Слайд 16)
Известный советский украинский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, В.А. Сухомлинский сказал : Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества
Для этого мы стараемся создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка.
В группах ведется работа, направленная на формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению, которая осуществляется через разные виды организации детской деятельности:
· размышление детей о школе с использованием различных ситуаций;
· беседы о школе;
· чтение художественной литературы ;
· рисование на тему «школа»;
· рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
· просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
· различные сюжетно-ролевые игры на школьную тематику.
. (СЛАЙДЫ 17.18.19.20.21.22.23)
Поступление в школу - не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи, к которому, как правило, заранее готовятся, думают, обсуждают. В преддверии школьной жизни ребенка на первом месте по значимости стоят интересы семьи как первичного источника социализации, процесс проживания ребенком взросления в буквальном смысле слова вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему одна из важных функций педагога - быть центром ,интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.
Поэтому в работе с семьями нами используются такие формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе: родительские собрания, консультации, анкетирование, тематические консультации и беседы, с целью обмена мнениями по проблемным вопросам. Используем разнообразные формы наглядной педагогической пропаганды - консультации: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников» и т.п., позволяющие оказывать практическую помощь семье. В работе мы также используем досуговые формы организации общения с родителями: участие родителей в совместных мероприятиях: праздниках, развлечениях, мастер – классах, в конкурсах, выставках ,открытые НОД для родителей, презентации детских достижений, выставки, викторины, защита семейных проектов.
Выдержки из отзывов: "Дети занимаются с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости, аккуратности", "Интересно наблюдать, как дети умело лепят и рисуют; танцуют и поют; спешат на помощь друзьям, преодолевая различные препятствия", "Я удовлетворена работой воспитателя, спокойна за подготовку ребенка к школе". Эти формы работы нравятся родителям, так как позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.
Анализ оценочных анкет, предложенных родителям, показал, что темы и содержание мероприятий, проведенных в детском саду, положительно оценили 95% родителей, а 90% - узнали из нее много нового и интересного о подготовке детей к школе.
Тесное взаимодействие с семьями воспитанников при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на следующих ступенях образовательной системы.
(СЛАЙД 24)
Слова В.А.Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» стали кредом для педагогов и родителей детей нашего детского сада. Только с таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)
Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

Консультация на тему: «Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу».
"Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу"...

"Взаимодействия с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ".
1.вступительное слово.2.содержание работы по ФГОС.3.задачи.4.результаты....

«Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС»
Консультация для родителей...

Информационные ресурсы во взаимодействии с родителями при подготовке детей к школе
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу....

Консультация для родителей Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС.
Консультация для родителейВзаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС....

